Особенности взаимодействия в пациенты их родственниками в ситуации горя, потери близких

Помощь в первую очередь зависит от стадии горя.

Основной принцип психологической помощи в ситуации горя – помощь в завершении «работы скорби»; стремление не притуплять или приостанавливать тяжелые воспоминания, а дать им реализоваться.

Необходимые моменты оказания психологической помощи:

- побуждение к обсуждению его переживаний;

- не останавливать рыданий;

- ненавязчивая и малозаметная опека;

- частые и короткие беседы;

- длительное наблюдение, учитывая возможность «отсроченных реакций» и возобновления депрессии в значимые дни;

- не противится желанию вернуть умершего в период поиска;

-осторожно противится идентификации с умершим;

- корректировать, осторожно, неадекватное чувство вины, преувеличение значимости имевшихся конфликтов;

- реакция на ожидаемое горе проявляется до наступления утраты и может снизить остроту;

- пациент может отказаться говорить о своих чувствах.

Психологическая помощь в зависимости от стадии горя.

Стадия Ключевые моменты психологической помощи
Шок (несколько дней) Не оставлять одного: вербальное, а больше невербальное общение (ласковые прикосновения, пожатия руки); выражение заботы и внимания.
Острое горе (2-3 месяца) При желании и адекватном реагировании – больше расспрашивать об умершем. Обсуждать детали умирания (дать отреагировать!); постепенно и незаметно приучать к повседневной жизни.
Восстановление (до года) Наряду с предоставлением возможности «отреагирования», помочь включаться в жизнь и планировать её; выполнять просьбы родных и друзей. Возобновление консультирования в значимые дни. Помощь в восстановлении новой идентичности.

Психологическая помощь родителям, потерявшим детей:

- у родителей часто проявляется «патологическое горе», поэтому необходима комплексная помощь (психоневролог, психиатр, психолог);

- острый период длится 3 – 4 месяца, а оплакивание всю жизнь, поэтому помощь длительна;

- в трауре родители проявляют гневливость с обвинением медперсонала, поэтому нужно терпение и самоконтроль, корректность и опровержение обвинений аргументировано и спокойно;

-помогать освобождаться от чувства вины;

- повторный визит психиатра или психоневролога через 4 – 6 недель.

 

 8 вопрос

Первая психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях.

В чрезвычайных ситуациях также проявляются реакции в зависимости от стадии горя: 1 – шок

(от нескольких часов до 10 дней); 2 – острая стадия до нескольких недель), 3 – восстановление (около года)

Правила работы с пострадавшими до подъезда специалистов:

- определить вид помощи: психологическая, психиатрическая, другая.

- представиться и уверить в скором оказании помощи.

- рассказать о своей квалификации и опыте.

- не оставлять одного и уверить его в этом.

- осторожно установить доверительный, телесный контакт.

- снять собственное напряжение.

 

Вопрос

  Конфликты в системе: медик – пациент могут быть 3 видов:

Объективные – несправедливое распределение преимуществ, обязанностей, поощрений неудовлетворенность обещанным и направлены на достижение конкретных результатов.

Субъективные – несовпадение ожиданий пациента с реальностью (грубость, нерегулярность процедур, халатность, нарушение санитарных условий, неправильная диагностика)

Нереалистичные – выражение накопившихся эмоций, обид, враждебность, конфликт – самоцель. Связан с предвзятым отношением к учреждению

Конфликты в медицинской деятельности часты и в основном возникают по следующим причинам:

Неудовлетворенность условиями в лечебном учреждении.

Эмоциональные переживания, раздражение.

Конфликтность личности.

Нарушение правил взаимодействия.

Разрешение конфликтов зависит от их причины:

В первом случае конфликт решается устранением причин нарушения ЛОР или других условий.

Во втором случае необходимо сохранять спокойствие и рекомендуются следующие шаги:

- дать возможность выговориться, пока не спадет накал эмоций;

- согласиться с переживаниями пациента «Я согласна, это действительно может раздражать или я понимаю ваше возмущение и беспокойство.»

- при возможности переменить позу, место общения;

- задать вопросы, выяснив ситуацию;

- интонация и поведение нейтральное, не выражающее никаких эмоций;

- помочь в решении проблемы;

В третьем случае вести себя корректно, нейтрально, не заражаясь эмоциями;

- критиковать действия, а не человека;

- чаще обращаться по имени;

- не прикасаться к пациенту во время общения;

- больше слушать, чем говорить;

- выбрать комфортную дистанцию, открытый взгляд.

В четвертом случае извиниться и соблюдать правила общения.

 

Вопрос

Стратегии поведения в конфликте:

 Существует 5 основных стилей или стратегий поведения в конфликте:

Стиль конкуренции или соперничества - Его можно использовать, если результат очень важен и делается большая ставка на свое решение возникшей проблемы: есть достаточная власть и авторитет; нет другого выхода и нечего терять.

Сотрудничество – самый трудный и затратный по времени стиль, но и самый эффективный при разрешении конфликтов. Участник находят решение вместе и становятся партнерами.

Стиль компромисса – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.

Стиль уклонения - реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или проблема не важна.

Стиль приспособления – стороны действуют совместно, но личность не отстаивает свои интересы, главное – сохранить отношения, нормальную рабочую обстановку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: