Литье звучащего металла

КОЛОКОЛА КАК ИЗДЕЛИЯ. Литье колоколов — достаточно древнее производство, развитие которого способствовало совершенствованию литейной технологии вообще и приемов получения художественных отливок в частности.

«Прародителями» колоколов явились колокольчики и бубенцы. Археологи находили эти изделия при раскопках городов Древнего Египта, Ирана, Месопотамии, Китая, Греции, Рима (рис. 142). Некоторые из них украшены рельефами. Так, на ассирийском колокольчике боковая поверхность орнаментирована фигурами злых духов, сверху изображены фигуры двух черепах и ящерицы.

Уже в VI—V вв. до н.э. колокольчики и бубенцы встречались во множестве — еврейские и греческие, этрусские и скифские, размером от 2 до 9 см. По облику некоторые из них между собой удивительно схожи, словно близнецы [55].

Функции колокольчиков были многообразны: их подвешивали как амулеты на шею лошади и других домашних животных для отпугивания злых духов. Древнегреческие солдаты отделывали ими свои щиты, древнеегипетские жрецы привязывали их к щиколоткам, иудейские первосвященники украшали ими подолы своих одежд, китайские — вешали их на пояса. Наряду с культовым назначением колокольчики и бубенцы приобретали «светские» функции: ими украшали колесницы и богатые одежды на праздниках, они звучали на пирах, танцовщицы укрепляли их на запястьях и лодыжках для создания нежного звона, музыкального сопровождения.

Однако одной из главных функций колокольчиков была сигнальная: их вешали на шею домашнего скота, чтобы животное не потерялось на выпасе; в храмах их звон сопровождал службы и жертвоприношения. В Древнем Риме их звук оповещал об открытии рынков и бань, о других событиях мирной и военной жизни. Именно сигнальная функция послужила причиной постепенного роста размеров колокольчиков — превращения их в колокола. Экземпляр, найденный в Геркулануме (I в. до н.э.), уже имел высоту 17,2 см (см. рис. 77, г); масса колокола, отлитого в Китае в 433 г. до н.э., — 203 кг [56].

Ко времени возникновения христианства колокольчики использовались практически во всех религиях. Христиане также не могли пренебречь ими. В раннехристианских монастырях в Египте возник обычай созывать звоном монахов на богослужение18. Римский папа Сабиниан (понтификат 604-606 гг.) узаконивает использование колоколов для возвещения службы. В VIII в. складывается обычай звонить при похоронах. Правда, например, во Франции был запрещен похоронный звон во время эпидемий (1806 г.), чтобы не вызывать паники у населения.

Постепенно колокола вторгались во все более широкие сферы жизни. В них звонили для сбора народа на вече, при нашествии врагов, мятеже, пожаре или несчастьях; во время чумы; в военных целях. Под звон колоколов в некоторых странах казнили людей, колокола оповещали жителей о радости и горе. Некоторые традиции сохранились до сих пор: в мае 1968 г. итальянцы на радостях 2 ч били в колокола по поводу того, что полиция нашла украденную картину Тициана [25]; в апреле 1996 г. во многих городах мира били в колокола, отмечали скорбную дату — десятилетие трагедии на Чернобыльской атомной электростанции (Украина).


Рис. 142. Древние бронзовые колокольчики: а — китайский, высота 5,7 см. Эпоха Шан, XVI-XI вв. до н.э. [55]; б — из Вавилона, высота 4,7 см. IX-VIII вв. до н.э. [55]; в — ассирийский, высота 8 см. Эпоха Саламанасера II, 860-824 гг. до н.э. [13]; г — из Геркуланума, высота 17,2 см. I в. до н.э. [55]

Интенсивная эксплуатация сигнальной функции колокола, естественно, привлекала внимание к его акустическим возможностям. Оказалось, что мощность, чистота и тон звука зависят от размеров и формы колокола.

Становление технологического процесса изготовления колоколов сопровождалось увеличением размеров и совершенствованием их формы: от контуров естественных фигур (рис. 143), до тюльпанообразной формы современного колокола, возникновение которой относится к расцвету эпохи готики (готическая форма).


Рис. 143. Формы средневековых колоколов: а — бочкообразный. IX-X вв. [57]; б — типа «улей». XI в. [55]; в — типа «сахарная голова». XII в. [55]; г — тюльпанообразной (готической) формы. XIII—XIV вв. [57]

Впрочем, в разных регионах сложилась своя, с определенными отличиями, окончательная форма колокола. Современные исследователи выделяют три типа колоколов: западноевропейский, русский и восточноазиатский. Первые два типа непринципиально различаются между собой, представляя разновидности готической формы (рис. 143, г). Восточноазиатский тип наиболее ярко выражен в китайских колоколах (рис. 144).


Рис. 144. Древние китайские колокола [13]

___________

18 В палестинских, сирийских, греческих монастырях с древних времен, а затем и в России изначально (до колоколов) долго применялись сначала деревянные, а потом металлические «била», по которым ударяли колотушкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: