Рабочий материал к учебному элементу 2

Тема 4. Обоснование актуальности исследования. Противоречия.

Проблема исследования

Интегративная дидактическая цель:

Знания: рассмотреть и интегрировать сущностные характеристики таких элементов научного аппарата исследования, как актуальность, противоречие, проблема исследования.

Умения: сформировать умение выделять логические части обоснования актуальности исследования; определения противоречий, лежащих в основе исследования; определения проблемы собственного исследования

Значение: углубление понимания обусловленности исследования, значения его движущих сил

Технологическая карта

Номер модуля Частная дидактическая цель Учебный материал Руководство по усвоению знаний
Учебный элемент 1 сформировать умение выделять логические части обоснования актуальности исследования; сформировать умение выделять логические части обоснования актуальности исследования; углубление понимания обусловленности исследования, значения его движущих сил   Рабочий материал Авторефераты диссертаций 1) прочитайте рабочий материал; 2) воспользуйтесь закрепленными за вами тремя авторефератами. Для одного автореферата: - выделите текст обоснования актуальности (как правило, эта часть начинается со стр. 3 сразу после заголовка «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ», в отдельных случаях авторы обозначают раздел «Актуальность темы исследования»; заканчивается эта часть после формулировки проблемы, то есть тема, цель, объект, предмет и т.п. уже к актуальности не относятся, это научный аппарат исследования); - разбейте текст на логические части (социальная актуальность, научная актуальность, степень изученности, практическая актуальность, противоречия, научная проблема). Напоминаем, что в каждом конкретном случае набор логических частей, их последовательность может быть разной. Разрешено скопировать текст, любым доступным способом выделить части. Другой вариант: распечатать нужные страницы, с помощью скобок и надписей обозначить части, сфотографировать и прикрепить вместе с отчетом фотографии
Учебный элемент 2 рассмотреть и интегрировать сущностные характеристики таких элементов научного аппарата исследования, как противоречие, проблема исследования; сформировать умение определения противоречий, лежащих в основе исследования; определения проблемы собственного исследования; углубление понимания обусловленности исследования, значения его движущих сил Рабочий материал Авторефераты диссертаций 1) прочитайте рабочий материал 2) выпишите из трех закрепленных за вами авторефератов противоречия 3) выпишите из трех закрепленных за вами авторефератов формулировки проблемы 4) предложите вариант формулировки проблемы собственного исследования

Рабочий материал к учебному элементу 1

Актуальность избранной темы выступает начальным этапом любого исследования. Как правило, с этой целью освещается:

а) социальная актуальность избранной проблемы (какие социальные условия, особенности современного существования обусловили интерес к данной теме; какое отражение данная проблема находит в официальных источниках и т. п.).  В данной части уместны обращения к государственным документам, нормативным актам (обязательна сноска), обращение к статистике (обязательная сноска; статистика должна быть также актуальной, то есть не ранее 5 лет к моменту написания исследовательской работы).

Пример.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, затронули все сферы общественных отношений различных групп людей. Эффективность реформ связана с повышением активности масс в различных направлениях общественной жизни и практики, ростом их самосознания, непримиримостью к нарушениям законов, со строгим и неукоснительным их исполнением, использованием всех средств предупреждения правонарушений, особенно среди несовершеннолетних.

Вопросы профилактики и борьбы с асоциальным поведением детей, обеспечения эффективной социализации несовершеннолетних группы риска, оказания им квалифицированной социально-педагогической помощи и поддержки, снижения детской и подростковой преступности нашли свое отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р) [18], Федеральной программе развития образования (утверждена Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ) [27], других основных документах, определяющих основные направления деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

б) научная актуальность или общенаучная аргументация (философские посылки проблемы, обоснование проблемы с позиции ее общенаучного развития, с точки зрения интереса смежных отраслей знания и т.п.). В данной части допустима характеристика основного понятия, особенно если оно недостаточно распространено либо имеет неоднозначное прочтение;

Пример.

Молодёжная проблематика обращает на себя внимание многих наук о человеке, помогающих понять специфику молодёжи как социально-демографической группы населения.

Фундаментальные знания о человеке как социальном существе, носителе определенного мировоззрения, нам дает философия. Социология, как один из разделов философии, помогает понять закономерности функционирования, развития и взаимодействия молодёжи и социума. Психология раскрывает особенности развития психики человека, его внутренние устремления, желания и т.д. Педагогика дает нам знания об особенностях обучения и воспитания подрастающего поколения, его подготовке к жизни в обществе.

Пример.

Делинквентное поведение относится к числу мало определенных в понятийном отношении и малоизученном в содержательном плане. До сих пор ведущие специалисты в области девиантологии отводят делинквентному поведению незаслуженно слабое внимание. В работах таких известных авторов как, например, В.Л. Васильев, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, В.Н. Кудрявцев, не нашлось места для специального рассмотрения наиболее важных аспектов делинквентности. Как в теории, так и в организации практики проблемы делинквентности уходят на второй план в сравнении с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, агрессивностью и т.п. Вместе с тем, возрастающие масштабы детской и подростковой преступности, в том числе и рецидивной, свидетельствуют об актуальности, приоритетности и практической значимости исследований и организации практической работы в данном направлении.

в) степень изученности или историко-аналитическое обоснование проблемы. Учитывается как историографический материал (как изучалась и насколько изучена в прошлом, когда и как данная проблема трактовалась раньше), так и современный этап исследования (какие аспекты изучаются большей частью, характеристика фундаментальных, обобщающих работ, какое отражение данная тема находит в периодических изданиях, с решением каких научных проблем связана тема исследования, что излучено недостаточно хорошо, а какое - хорошо и т.п.);

Пример.

Еще в 70-ые гг. ХХ в. начинается комплексное исследование социологии молодёжи такими авторами, как И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский. Они рассматривали место и роль молодёжи в социальной структуре. Особенности молодёжи как возрастной группы, а также процесс её социализации широко представлены в трудах И.С. Кона. В. Добрынина, Л. Коган, В. Немировский и другие занимались изучением молодёжных субкультур в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодёжной среде, досуга и т.д. На современном этапе вопросы социологии молодёжи разрабатываются в трудах Ю.Г. Волкова, И.П. Савченко, В.Л. Шаповалова, Л.Г. Борисовой и многих других. Интересны взгляды В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок на социализацию молодёжи в условиях риска. Таким образом, мы видим, что тема молодёжной проблематики была и остается, актуальна в наше время.

г) практическая актуальность (обоснование проблемы с точки зрения практики: почему данная проблема привлекает внимание практических работников, какие они испытывают трудности в решении практических задач, какие наблюдаются типичные недостатки и ошибки в работе, какие имеются достижения и т.п.).

Пример.

Актуальность проблемы социализации молодёжи во многом определяется сложностью времени, в котором она оказалась. Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, связанное с переходом к рыночным отношениям, требует от каждого молодого человека иного уровня сознания, иных моделей поведения, что достигается в процессе обучения, воспитания, социализации личности. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодёжи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев – предпринимателей, менеджеров. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные объединения. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, замедлилось её социальное продвижение. Общество предъявляет непосильные требования, которые приводят молодёжь в состояние подавленности, пассивности.

Обоснование актуальности исследования открывает введение к исследовательской работе. Отдельные компоненты могут исследователем упускаться, их последовательность (то есть социальная актуальность, научная актуальность, степень изученности и практическая актуальность) не заданы строго, их можно менять местами. Основная задача: аргументировано показать, что рассматриваемая тема актуальна. Приведем иллюстрацию:

1.

Егорова Галина Николаевна. Модульно-рейтинговая технология обучения графическим дисциплинам в техническом вузе: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Воронеж, 2004. - 199 c.

[Социальная актуальность]. Совокупность проблем, возникающих в сфере образования, связанных с ее модернизацией, представляет многоуровневый, многофакторный комплекс. При этом повышение качества инженерной подготовки студентов технических вузов становится одной из главных задач системы высшего профессионального образования. Для обеспечения конкурентного преимущества их выпускников, решения задач повышения качества подготовки будущих специалистов необходимы совершенствование учебного процесса, выработка новых подходов к обучению и контролю его качества в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общепрофессиональной подготовке студентов.

[Степень изученности]. Научно-теоретические подходы к определению сущности технологий обучения, характеристики традиционных и современных технологий исследованы в работах В. П. Беспалько, Г. А. Бордовского, А. А. Вербицкого, Ю. А. Воронина, В. В. Давыдова, С. Е. Каменецкого, В. В. Лаптева, Т. С. Назаровой, Е. С. Полат, Д. В. Чернилевского и др.

На качество профессионального инженерного образования, проблемы контроля которого исследовались З. Д. Жуковской, И. А. Зимней, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, Н. А. Селезневой, Н. В. Талызиной и др., оказывают влияние оптимизация организации учебного процесса, его информационно-методическая обеспеченность, правильный целесообразный выбор современных технологий обучения.

Личностно ориентированные и личностно-деятельностные принципы современной образовательной парадигмы представлены в трудах Е. В. Бондаревской, С. М. Годника, Л.Я. Зориной, М. В. Кларина, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, И. С Якиманской и др.; особая важность воспитания профессионально, творчески, самостоятельно мыслящего будущего инженера подчеркивается Г. С. Альтшуллером, В. В. Краевским, И. Я. Лернером, В. Е. Медведевым, И. И. Нурминским и др.

[Научная актуальность]. Многие аспекты этих исследований нуждаются в адаптации к особенностям и условиям общепрофессиональной подготовки по графическим дисциплинам в техническом вузе.

Современная модернизация системы высшего профессионального образования требует корректировки традиционных подходов к преподаванию общетехнических дисциплин, в частности начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики. Хорошая подготовка по общепрофессиональным дисциплинам и развитые навыки самообразования облегчают привыкание начинающего специалиста к конкретным требованиям, обусловленным его профессиональными обязанностями, определяемыми его личностными и знаниевыми характеристиками.

Комплексная программа РАО «Научное и методическое обеспечение педагогических, организационных и социальных инноваций в целях модернизации профессионального образования» (научный руководитель В. М. Жураковский) предусматривает на основе фундаментальных исследований в области педагогики и психологии, педагогического проектирования обеспечить решение актуальных задач модернизации отечественной системы профессионального образования по ряду направлений, в т.ч. совершенствование инженерного образования как наиболее массового в российской высшей школе, для чего следует разрабатывать междисциплинарные интегративные учебные курсы и гибкие образовательные технологии, проводить научное обоснование и апробирование новых научно-образовательных и учебно-производственных форм организации учебного процесс. Несмотря на довольно широкий спектр работ, посвященных разработке и использованию различных технологий обучения, многие вопросы их совершенствования в условиях модернизации образования остаются нерешенными и требуют дополнительного исследования.

[ Практическая актуальность ] Рейтинговая система оценки знаний студентов, занимая существенное место в системе организации обучения и контроля в вузе, осмыслена пока еще не в полной мере. Ее использование сможет повысить объективность оценки уровня усвоения учебного материала, положительно повлиять на повышение качества образования, получаемого студентами. Недостаточно разработаны теоретические и организационно-методические подходы к организации модульной технологии с ее рейтинговым компонентом, пути и средства ее формирования, условия эффективного функционирования.

Рабочий материал к учебному элементу 2

В результате обоснования актуальности создается возможность сформулировать противоречия и проблему исследования.

Противоречия

Противоречия – движущие силы любого процесса, в том числе и исследовательского. Если актуальность обоснована тщательно, то выделить противоречия не так сложно.

1.

Первый вариант: выделить противоречие можно, увидев рассогласование частей. Например, очевидно, что тема социально значима, а исследована недостаточно.

Пример.

- между потребностью общества решать проблемы вариативного попечения детей-сирот в условиях увеличения их числа и отсутствием научно-обоснованных подходов к воспитанию приемных детей в замещающих семьях.

Другой тип: есть очевидная практическая актуальность, наработки, опыт [практическая актуальность], но они недостаточно осмыслены в науке [научная актуальность]

Пример.

- между богатым зарубежным и отечественным опытом осуществления семейно-замещающей заботы о детях, лишенных родительского попечения, и уровнем его осмысления в педагогической теории.

В этом случае можно обозначить типы противоречия следующим образом:

СА-НА – между социальной актуальностью и недостаточной научной актуальностью

СА-СИ – между социальной актуальностью и недостаточной степенью изученности

НА-ПА – между научной актуальностью и недостаточным внедрением в практику (недостаточное научно-методическое обеспечение)

Но не все противоречия можно разрешить в рамках исследовательской деятельности! Обратите внимание: противоречие между СА (социальная актуальность) и ПА (практическая актуальность) требуют изменений с точки зрения практики, что не может сделать наука, поэтому данный вид противоречий не следует использовать в обосновании научного исследования.

Таким образом, противоречие есть взаимодействие между взаимоисключающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями. Необходимо учитывать, что не всякое противоречие в практике может быть разрешено средствами науки, так как может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике – она создает предпосылки для их разрешения, которые, к сожалению, могут и не использоваться.

2.

Второй вариант. В настоящее время все чаще противоречия выделяют, учитывая их уровень. Уровней выделяют три: а) социально-педагогический (в данном случае ведущим выступает актуальный социальный заказ); б) научно-теоретический (в данном случае ведущим выступает актуальная научная задача); в) научно-методический (в данном случае ведущей является практическая потребность). Как правило, для конкретного исследования противоречия определяются сразу на трех уровнях.

Пример.

Воскрекасенко О. А. Педагогическое сопровождение развития социальной адаптивности студентов в высшей школе: авторф. дис…докт. пед. наук: 13.00.08 / Ольга Александровна Воскркасенко. – Москва, 2018. – 44 с.

Таким образом, в настоящее время особенно остро осознаются следующие противоречия:

- на социально-педагогическом уровне – между возросшей потребностью общества в выпускниках, адаптивных к меняющимся обстоятельствам жизнедеятельности в условиях трансформирующегося общества, и сохранившимися традиционными подходами в системе высшего образования, не обеспечивающими в должной мере удовлетворение этой потребности;

- на научно-теоретическом уровне - между высокими потенциальными возможностями образовательной организации высшего образования по развитию социальной адаптивности обучающихся в образовательном процессе и отсутствием теоретически обоснованной концепции педагогического сопровождения развития социальной адаптивности студентов в образовательном процессе высшей школы и условий его эффективного осуществления;

- на научно-методическом уровне - между объективной потребностью студентов в успешной социальной адаптации как условии их личностной и профессиональной самореализации и неразработанностью методического обеспечения педагогического сопровождения развития социальной адаптивности обучающихся в системе высшего образования.

 

Проблема

Проблема исследования – вопрос, на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Проблема созвучна теме и цели исследования (что позволяет в отдельных случаях в научных работах писать, что «решение данной проблемы определяет цель исследования»).

Формулировка проблемы всегда лаконична.

1.

Она может формулироваться как вопрос

Пример.

Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: каковы теоретико-методологические основы и условия эффективной реализации педагогического сопровождения развития социальной адаптивности студентов в образовательном процессе высшей школы?

Пример.

Актуальность и теоретическая неразработанность указанных противоречий определили проблему исследования: каким образом спроектировать процесс формирования социально-личностной жизнеспособности у подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа?

2.

Другим вариантом может стать формулировка проблемы в форме характеристики основного действия

Пример.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении и обосновании педагогических условий создания такой воспитательной среды в вузе, которая способствовала бы личностно-профессиональному становлению обучающихся.

Пример.

Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий процесса подготовки будущих педагогов к формированию экологического мировоззрения старшеклассников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: