Цель текста.
Первый вопрос, который должен задать себе библиотекарь, пишущий в социальные сети: «Зачем?». Плохой ответ: «Потому что заведующая, методисты, управление культуры велели». Хорошие ответы: «Хочу рассказать, что библиотека – не пыльное книгохранилище, у нас прекрасные книги, места для тихой работы и, иногда, шумные мероприятия. Даже клубы по интересам есть. Но не все знают, поэтому я буду писать о том, что у нас происходит для жителей микрорайона». Еще несколько хороших ответов: «Книги – это же такое счастье, столько неизведанного… К сожалению, не каждого человека заинтересовали книгой в свое время. Я буду заинтересовывать». «В обществе сейчас много проблем: от семей в сложном положении и потери смысла жизни до плохой экологии и моральной деградации. Я буду писать о вечном через сюжеты книг и менять восприятие людей настолько, насколько это возможно. По крайней мере, в нашей библиотеке человек может найти безопасное место, друзей и много хороших книг».
Сформулируйте для себя один или несколько ответов на вопрос «Для чего я пишу в социальные сети?». И следом ответьте: «Для кого я пишу?». Если вы пишите для молодежи, а это основная аудитория Инстаграм, и там же есть молодые родители, то и тексты должны быть на языке, понятном молодежи. Представьте, что этот человек, для которого вы пишите, находится рядом с вами. Заинтересуйте его.
|
|
Итак, вы знаете, для чего пишите. Дальше – больше. Каждый текст должен иметь цель. КАЖДЫЙ. Нет «проходных» текстов: «Ребята, посмотрите, какая книга». Посмотрели, пролистнули, не заинтересовало.
Что такое цель текста? Это то, что должно измениться у читателя после прочтения. Вот примеры целей:
· проинформировать (человек получил больше информации после вашего текста);
· изменить восприятие (с этим сложнее, но, возможно, после вашего текста человек по-другому посмотрит на проблему или начнет сомневаться);
· заинтересовать, например, книгой, темой (человек пришел в библиотеку или скачал в «ЛитРес: Библиотека» книгу);
· развлечь (человек получил удовольствие и будет открывать вашу страницу еще раз, чтобы повторить опыт).
Цель прослеживается в последнем предложении.
Вот как выглядит структура текста в социальных сетях:
А ___________________________________________________ Б
Б – это ваша цель, последнее предложение. Начертите на листе эту схему. Напишите в «Б» что вы хотите изменить у читателя, например: «Проинформировать, что у нас в библиотеке есть много фэнтези, чтобы жители микрорайона могли бесплатно взять эти книги». Соответственно, последнее предложение вашего текста и будет приглашать приходить за книгами в библиотеку.
|
|
Что тогда в А? Главная мысль. Это может быть краткий обзор того, о чем пойдет речь в тексте, что-то необычное или завлекающее читателя. Из А читатель должен понять, интересен ли ему текст, стоит ли читать дальше. Пример «А» в тексте про фэнтези может быть таким:
«Фэнтези развивается со скоростью света: не успеешь прочитать один роман, как выходит десяток новых».
Читатель понимает, что здесь будет какой-то обзор фэнтези или описание способа читать больше фэнтези. Возможно, это его заинтересует. На схеме так и пишем в «А» - главную мысль первого предложения. Кстати, она тоже подчинена цели всего текста.
Что между «А» и «Б»? Аргументы, прямой путь от «фэнтези много» до «приходите и читайте у нас бесплатно». Какие аргументы могут быть в нашем примере?
Хорошо работают истории, например:
«Так, Алена читала один роман в неделю и достаточно быстро поняла, что ей не хватает средств покупать новые книги на «ЛитРес:Библиотека»
Или:
«Фанаты фэнтези всегда знают, когда выходит очередная часть любимой истории и хотят познакомиться с ней первыми, что не всегда возможно»
Дальнейшие аргументы связываем с предыдущими:
«В нашей библиотеке познакомиться с новинками и бестселлерами можно в «ЛитРес: Библиотека» или взять почитать печатный экземпляр. У нас есть …. (перечисляются популярные издания) и даже (называется самое популярное издание среди любителей).
Далее идет вывод – «Б»:
«Вы можете бесплатно взять почитать фэнтези у нас в библиотеке и менять книги хоть каждую неделю»
Вся статья подчинена цели – проинформировать и пригласить.
Часто при написании текста возникает соблазн взять готовые формулировки из аннотации или удариться в свои мысли. Это возможно, когда не противоречит цели и выглядит уместно. Так, в нашем примере, можно сделать обзор нескольких книг жанра фэнтези. А можно испортить текст, если после аргументов вставить такие предложения, как:
«Кстати, был случай, когда читатель не мог вспомнить, как называется роман про кольцо».
«Забыла еще рассказать, что в последний четверг месяца у нас санитарный день, и вы не сможете взять книгу».
«Еще у нас есть фантастика, лирика, детективы».
«Конечно, лучше читать вечную классику, например, романы Жюль Верна».
Эти предложения уводят от темы, лучше их убрать.
2. Удалите это:
· вводные конструкции;
· оценки;
· штампы;
· заумь;
· отглагольное, страдательный залог;
· неопределенное;
· ложь.
Это языковой мусор, который не несет смысла. Сомневаетесь? Закройте вводные конструкции. Потерялся смысл? Вместо них напишите полезную для читателя информацию.
Чтобы убрать вводные слова, поделите предложение на части и удалите вводные.
Вместо оценок расскажите правду, факты, истории. Как выявить оценки? Найдите в тексте прилагательные, наречия и замените их.
Штампы выглядят неубедительно. Избегайте «как никогда раньше», «потрясающая книга», «честно говоря» и другие.
Заумь – слишком сложные для читателя конструкции. Лучше выразить мысль просто. Не «Каталожные карточки», а «Найдем».
Отглагольное и страдательный залог всегда заменяем на глагол. Не «написанный», а «автор написал».
Неопределенное заменяем определенным: не «большинство не читает», а «часто видим людей со смартфоном, а не с книгой».
Ложь тесно связана с неопределенным. Если упоминаете какие-то исследования, цифры, дайте ссылку на них, хотя бы названием: Фонд общественного мнения, Институт Галлапа.
Избегайте повторов. Чтобы избавиться от них, необходимо включить автоматический поиск следующих часто встречающихся корней и заменить их синонимом:
-мож/мог
-нуж
-котор
-обязат
-важн
-эт
все/весь
-долж
Предложения и абзацы.
|
|
· Одно предложение=одна мысль. Больше – делим на несколько предложений.
· Читайте каждое предложение несколько раз вслух. Спотыкаетесь, значит, нужно упростить, переписать.
· Старайтесь, чтобы в предложении было подлежащее и сказуемое, тогда текст получается энергичным, на нем не спотыкаешься. Сравните:
«Читателей становится все больше»
«Читатели больше ходят в библиотеку»
Глагол при этом должен быть конкретным, выражать действие, которое можно как будто посмотреть по телевизору. Есть глаголы, которые не значат ничего, их нужно избегать:
¾ быть
¾ являться
¾ находиться
¾ иметься
¾ располагаться
¾ указывать
¾ предполагать
¾ вызывать
¾ становиться
¾ появляться
¾ казаться
¾ относиться
¾ принадлежать
¾ сигнализировать
¾ следовать
· Если в предложении все же нужно употребить глагол-состояние, например «являться», лучше описать какую-то ситуацию, чтобы наглядно показать действие.
Например:
«Книга является ярким примером воспевания героизма»
«В книге герой борется с …., закаляет характер, делом показывает …»
· Чем длиннее предложение и чем больше в нем запятых, тем сложнее его воспринимать. Прочитайте его вслух и перепишите. Разделите на несколько предложений.
· Абзацы создают впечатление порядка: всегда разделяйте текст на абзацы и выделяйте пробелами.
· Заголовок – первое, что следует добавить тексту. Заголовок называет тему текста и задает тему публикации.
· Подзаголовки ориентируют читателя внутри статьи.