Смоленский собор Новодевичьего монастыря

В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь. Место будущего монастыря тогда было известно под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле.

Новодевичий монастырь. Москва

В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор (1524-1525). Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах - это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Смоленский собор – древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный с трех сторон широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две.

 

Кирпичные детали начинают занимать все большее место в архитектуре Москвы XVI в. Распространенные итальянцами в конце XV- начале XVI в. ордерные детали часто упрощаются и перерабатываются в соответствии с формой и размерами кирпича. Стены украшаются кирпичными узорами, поясками, квадратными нишками (ширинками) и другими деталями. Из кирпича и белого камня начинают изготавливаться фигурные элементы украшения.

С большим мастерством и богатством декоративные детали применены в величайшем архитектурном произведении Москвы XVI в. -

храме Покрова что на Рву (в народе - Храм Василия Блаженного). 1555 – 1560 гг.

В середине XVI века Иван IV вел войну с Казанским и Астраханским ханствами. Перед решающим походом 1552 года он дал обет после победы возвести храм.

Храм построен  русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым на территории московского посада (ныне – Красная площадь).

Мемориальный характер храма нашел отражение в общей композиции, представляющей собой ансамбль из девяти отдельных столпообразных церквей, объединенных поднятым над землей основанием.

Центральный храм увенчан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства

Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Центральный шатровый храм, освященный в честь праздника Покрова Божией Матери (от чего пошло общее название храма) имеет высоту 42 метра, возвышаясь над остальными, объединяет остальные восемь храмов, которые, группируясь вокруг центрального, вписываются в плане в геометрические, взаимоперекрещивающиеся  фигуры, близкие к двум квадратам. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма:

Внутренние пространства храмов небольшие. В основе всех форм лежат формы деревянного русского зодчества.

Первоначально крытые галереи и богатые крыльца отсутствовали, а все здание было покрашено в красно-кирпичный цвет, на фоне которого выделялись белые детали.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого — святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.

Собор стал важнейшим градостроительным акцентом в пространственной композиции столичного центра.

Постройка глубоко символична, она олицетворяет объединение русских земель вокруг Москвы, символично и расположение собора, не в Кремле, а на главной общественной площади Московского посада, для обозрения народа.

 

Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром.

По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчество. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 — 1668), в котором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности. выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века.

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 год

Современники называли его "Восьмым чудом света". 26 теремов с зелёной кровлей в виде шатров, "бочек" и "луковиц", вокруг которых затейливо расположились крыльца, галереи, требующие обхода и осмотра со всех сторон.

Дворец царя Алексея Михайловича (В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия)

Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: