Оглавление
Введение 3
История возникновения профессионального праздника 4
Психологическое значение профессионального праздника 7
Формы проведения профессиональных праздников 10
Сценарные особенности профессиональных праздников 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие - все зависит от того, как человек будет работать. Любая профессия по-своему уникальна. У каждой профессии есть своя специфика работы, свои ценности и свои герои. И, конечно же, практически у каждой профессии есть свой праздничный день - собственный профессиональный праздник. Отмечать профессиональные праздники - замечательная традиция, которая зародилась в нашей стране еще в «застойные годы».
|
|
Профессиональный праздник - это один из поводов собраться вместе и ощутить значимость и важность проделанной работы. Эти дни, не являясь официальными выходными днями, отмечаются членами различных профессиональных сообществ. Часть из этих праздников отмечается на территории конкретной страны, а многие имеют международный статус.
Цель работы – выявить сценарные особенности профессиональных праздников.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
- изучить историю возникновения профессиональных праздников;
- определить психологическое значение профессиональных праздников;
- выделить наиболее актуальные формы празднования профессиональных праздников;
- провести анализ данных форм.
Объект исследования – современные профессиональные праздники.
Предмет исследования – сценарии различных форм проведения профессиональных праздников.
История возникновения профессиональных праздников
В современной России, на фоне интенсивного развития праздничной культуры, профессиональные праздники приобретают особую значимость. Они фиксируют успехи и достижения, вносят игровое начало, «карнавальную перевернутость», стимулируют свободу творчества и созидательную активность. При этом отмечаются как празднества, возникшие и ставшие традиционными в советское время, так и новые - установившиеся в период рыночных отношений. Развитие организационной культуры актуализирует праздник в рамках корпорации, который воспринимается презентацией успеха, выражением сопричастности общей идее, утверждает нормы и правила фирменного поведения, формирует корпоративную общность.
|
|
На протяжении всей истории человечества праздник обеспечивал преемственность трудовых традиций и адаптацию их к современности, включал в себя обыгрывание трудового процесса, итоги сельскохозяйственного или иного производительного цикла, отражал существующие ценности культуры, её созидательный потенциал и направленность развития.
Феномену праздничной культуры уделялось внимание на протяжении всего развития философской мысли - от античности (Платон, Аристотель, М. Тирский) - до новейшего времени (В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, М. Мосс).
Профессиональный праздник начала XXI века значительно отличается от праздничных событий середины XX столетия. Это проявляется в изменении форм и масштабов праздников, включении в них элементов ранее не принадлежавших праздничной культуре, возрождении ритуальных начал, влиянии шоу-бизнеса и технических инноваций, восприятии зарубежного опыта.
В России начало систематизации праздников было положено в 30-е годы XIX века фольклористами И.М. Снегирёвым, И.П. Сахаровым, А.А. Терещенко, представителями мифологического направления - А.Н. Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Потебней. В трудах этих учёных праздник получил осмысление как духовный элемент жизни русской деревни, ими был предпринят опыт периодизации, определены подходы к описанию аграрного праздничного календаря.
Среди анализируемых работ необходимо выделить ряд исследований советского периода, определивших «трудовую концепцию» праздника. Представители этого направления (В.И. Чичеров, В.Я. Пропп и др.) определяют основополагающим источником праздника и формирования праздничного календаря трудовую деятельность крестьянина, промысловика, охотника. В их работах осмысляются мифологические, семантические и этнографические аспекты русских аграрных праздников, подчёркивается их ритмообразующая функция (чередование труда и отдыха). Особый интерес, по мнению ученых, представляет ярмарка в крестьянской культуре, воспринимаемая в качестве сезонного крестьянского праздника, подводящего своеобразный наглядный итог активного трудового периода.
Особого внимания заслуживают труды М.М. Бахтина, который разработал теорию праздника, ставшую методологической базой для многих исследований. Праздник в его теории - первичная форма человеческой культуры, не только художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, прожитая игровым способом.
Важным элементом осмысления профессиональных праздников в современной научной, литературе является изучение феномена корпоративного праздника. Эти исследования основываются на теоретических разработках по корпоративной психологии, культуре предпринимательства (В.В. Алёшин, О. Родин, Р. Рютингер), в исследованиях организационного поведения (Э.Б. Воронова, С.Д. Резник, Р.Л. Кричевский). В этих работах уделяется большое внимание «человеческому фактору» в индустриальной цивилизации, налаживанию корпоративного общения, выстраиванию корпоративной иерархии и организации неформальных социальных норм и связей, осмысливается «карнавальная перевернутость» корпоративного профессионального праздника, отмечается его роль в демократизации процесса управления.
Предпосылками культурологического осмысления профессиональных праздников являются и научные работы, освещающие темы психологии и философии труда, профессиональной этики, поднимающие проблемы профессионального самоопределения личности в современных условиях.