Специфические признаки самодеятельного творчества

1. Непрофессиональное положение участников.

2. Отсутствие у них специальной подготовки к деятельности.

3. Более низкий, чем у профессионалов, уровень деятельности.

4. Безвозмездность.

5. Организованность. Организованная самодеятельность – группа людей, объединённая общими интересами, имеющая руководителя (профессионала или просто лидера, не получающего за это деньги) и находящаяся в рамках какой-либо организации. Неорганизованная самодеятельность – без какого-либо руководства и вне рамок какой-либо организации (молодёжные тусовки, массовые праздники). Неорганизованная самодеятельность может являться резервом для организованной самодеятельности.

                  Сущность самодеятельного творчества

      Самодеятельность – деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость».

Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс.

Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.

Самодеятельность имеет творческий характер, ибо, выступая средством реализации сущностных сил индивида, она нестереотипна по своей сути, максимально индивидуализирована.

Сущность самодеятельности заключается в самостоятельной, добровольной активно-творческой деятельности, обусловленной внутренними потребностями её субъекта и свободной от внешних побуждений.

Таким образом, самодеятельное творчество – это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена на реализацию духовных потребностей и творческих способностей в свободное от основных занятий время.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «свободное время».

2. Раскройте роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей.

3. Раскройте сущностные признаки самодеятельности.

4. Мотивы участия в самодеятельном творчестве.

5. Стимулы участия в самодеятельном творчестве

6. Специфические признаки самодеятельного творчества

7. Сущность самодеятельного творчества

 

                      Тема:     Социальные признаки самодеятельного творчества

   Творчество принято определять как особый процесс, деятельность, результатом которой является создание относительно личности или общества новых материальных и духовных ценностей.

     В отличие от профессионального, самодеятельное творчество (далее – СТ) представляет собой добровольную, нерегламентированную, инициативную, любительскую деятельность по реализации собственных способностей, интересов и потребностей личности.

   С культурологических позиций СТ можно рассматривать одновременно как важнейшую сферу, социальное пространство существования культурных паттернов, действий личности и социума, так и своеобразный социальный механизм их реализации. Действительно, с одной стороны, самодеятельное творчество занимает определенную часть свободного времени человека, в рамках которого реализуются его демократические права и свободы. С другой стороны – причастность к самодеятельному творчеству, как правило, позволяет не только сохранять собственные культурные традиции, но и познавать и, по мере возможности, поддерживать развитие культуры других этносов.

Специалисты различают организованные (общественно - досуговые) и неорганизованные (досугово - домашние) формы СТ.

Широта их географического распространения на территории развитых государств позволяет определить социальный признак федерализма СТ. Этот признак в полной мере относится к современной России – союзному государству, объединяющему 89 самостоятельных субъектов федерации. В каждом из них в большей или меньшей степени представлены и общественно - досуговые и досугово - домашние формы СТ. Более того, государство заинтересовано в СТ как общественно ценном досуговом движении, а поэтому создает экономическую, материально-техническую, организационно-управленческую базу для его развития.

Сопричастность человека с СТ не имеет ни пространственные, ни этнические, ни возрастные, ни профессиональные, ни какие иные социальные ограничения. Поэтому признак доступности СТ с полным основанием можно назвать важнейшим его социальным признаком. Одновременно с этим массовость участия населения России в СТ, когда фактически все социальные группы вовлечены в это досуговое движение, дает право выделить социальный признак всеобщности СТ. Бесспорным лидером по массовости охвата участников, географической распространенности, исторической преемственности, жанровому разнообразию и другим важным социальным показателям, выступает художественное направление в самодеятельном творчестве. Оно объединяет любителей музыки, живописи, танца, литературы, театра, цирка и т.д.

Признавая неоспоримость данного факта, все же следует подчеркнуть, сто в СТ существует множество, так называемых, «пограничных» видов и форм творческой деятельности (фото, видео, киноискусство, художественная гимнастика, фигурное катание и т.д.). К примеру, в широкое любительское движение превращается сегодня увлечение детьми, подростками и молодежью спортивным бальным танцем. Бальный танец справедливо называют неповторимым синтезом театра, музыки, спорта, пластики.

Подобные примеры могут служить обоснованием признака синкретичности СТ. В Тюменской области действуют две общественные организации танцевального спорта: Федерация спортивного танца Тюменской области и Ханты-Мансийская Ассоциация спортивного танца. Федерация спортивного танца Тюменской области создана в 1994 году. В ее состав входит более трех десятков клубов и студий, расположенных в Тюмени, Новом Уренгое, Сургуте, Ноябрьске, Пыть-Яхе, Ишиме, Тобольске, Нефтеюганске, Ялуторовске, Нижневартовске. Наиболее высокие спортивно-художественные достижения имеет муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр спортивного танца г. Тюмени», начавшее свою деятельность при общеобразовательной школе № 4 в 1985 году. Его воспитанники – многократные победители и призеры Чемпионатов Мира, Европы, Чемпионатов и Первенств России, Сибири, межрегиональных турниров. 

И все же «нехудожественные» направления СТ не становятся менее значимыми и привлекательными для представителей различных групп населения. Таковыми считаются, например, прикладное, педагогическое, организаторское, поисковое, научно-исследовательское, техническое любительское творчество и другие виды, иллюстрирующие социальный признак плюрализма СТ.

Техническое творчество в самом общем виде, можно характеризовать как процесс по освоению технических знаний и созданию новых технических материальных систем на основе соответствующего опыта. Сегодня среди наиболее распространенных разновидностей технического творчества выделяются моделирование, конструирование, механика автомобилей. А в последнее время наиболее активно развиваются новейшие технические сферы – электроника, кибернетика, компьютерная техника. Фактически каждый город в Тюменском регионе уже имеет свои интернет - клубы, интернет-кафе, основными посетителями которых являются подростки и учащаяся молодежь. Подобное стремление к введению новшеств, обновлению досуговой сферы, обогащающее сложившиеся в ней традиции, свидетельствую о наличии социального признака инновационности СТ.

Возрождение и развитие некоторых традиционных видов творчества являются доказательством жизнеспособности в современных условиях социального признака полиэтничности СТ. например, в декоративно-прикладном творчестве много от исконно народного. Юг Тюменской области славится культурно-историческими традициями ишимского ковроткачества, тобольского косторезного мастерства, поделок из глины. Север – плетение по бисеру, шитье из меха, обработка бересты и дерева.

Как уже отмечалось, самодеятельное творчество сегодня представляет собой широкое любительское движение, охватывающее все без исключения слои населения и состоящее из множества направлений. Наиболее распространенным из них можно назвать художественное направление, которое, в свою очередь, состоит из целого ряда видов и жанров – музыкального, театрального, танцевального, литературного, изобразительного, циркового, кинематографического и т.д.

 Общественная значимость самодеятельного художественного творчества (СХТ) состоит в представлении возможностей реализации творческого потенциала личности в условиях свободного времени посредством свободной, самостоятельной и инициативной деятельности в сфере искусства. При этом в развитие различных направлений и видов СТ ни общество, ни личность не вносят сегодня какие-либо запреты, исключения, приоритеты, указания, и все то, что еще недавно было характерно для советского социалистического периода развития России. В досуговой сфере активно проявляется признак паритетности направлений СТ. соответствующие примеры имеются и в Тюменской области.

Музыкальное искусство как самодеятельный вид СХТ конкретизируется в таких жанрах, как самодеятельное хоровое, оркестровое, вокально-инструментальное, фольклорное творчество. При Бердюжском районном Доме культуры многие годы работает оркестр русских народных инструментов. Типично тюменским можно считать интернациональный советско-болгарский вокальный коллектив «Дружба». Этот коллектив был создан на базе клуба домостроительного комбината в 1982 году. В последние годы широкую популярность приобрел вокально-джазовый ансамбль «Санрайс», созданный под руководством Н. Гультяевой в 1998 году на базе Дворца культуры «Строитель» г. Тюмени.

Многочисленные самодеятельные театральные коллективы Тюменской области обращаются к произведениям известных авторов – А. Гельмана, В. Белова, А. Арбузова, А. Володина и др. В их репертуаре также пьесы-сказки, музыкальные спектакли, театральные детские постановки. Детская театральная студия Дома культуры п. Тарко-Сале поставила спектакли «Двенадцать месяцев» (С. Михалков), «Тимур и его команда» (А. Гайдар), «Маша и Витя против диких гитар» (А. Рыбников).

Фактически во всех городских и сельских территориях Тюменского региона развиваются самодеятельные хореографические коллективы. В числе наиболее известных ансамбль национального танца «Хорам» городского дома культуры г. Ханты-Мансийска (В. Кобрик); ансамбль народного танца «Юность Сибири» Дворца культуры «Нефтяник» г. Сургута (А. Уржумов); ансамбль национального танца «Сыра-Сэв» Окружного Дома национальных культур г. Салехарда (Е. Уфимцева); ансамбль танца «Веселые ребята» Дома творчества детей и юношества г. Тюмени (В. Кулова) и др. Достаточно уникальными для самодеятельных танцевальных коллективов следует признать достижения тюменского ансамбля народного танца «Зори Тюмени» (В. Арцер и Г. Арцер) – участника и лауреата многих региональных, российских, международных фестивалей искусств.

В истории Тюменской области существуют достаточно яркие примеры самодеятельного литературно-художественного творчества. В 1981 году при моторном заводе г. Тюмени было создано литературное объединение самодеятельных авторов «Крылья», в которое вошли начинающие поэты, прозаики, драматурги. Заводская газета «Прогресс» имеет специальную рубрику «Крылья». В ней публикуются стихи В. Ивановой, И. Магутовой, А. Кузьмина, В. Пермякова, В. Андреева и др.

Тюменский городской клуб ветеранов войны и труда, действовавший до недавнего времени на базе Дворца культуры «Строитель», вел активную литературную и издательскую деятельность. В течение длительного времени этот клуб выпускал городскую газету «Ветеран». Но, пожалуй, самой крупной работой тюменских ветеранов стал сборник рассказов – воспоминаний «Память воскрешает», впервые увидевший свет в 1991 году. В этом сборнике помещены воспоминания более 40 авторов.

В Тюменской области сегодня насчитывается около 40 любительских киностудий, каждая из них отличается своим, присущим только ей почерком. Народная киностудия «Ракурс» (г. Тюмень) славится интересными поисками по традиционному творчеству народов Севера. Известны ее киноленты «Константин Панков» и «Береста с берегов Ваха». Студия «Зоркий»)г. Тюмень) создала целую серию игровых фантастических фильмов о летающих тарелках и инопланетянах. Народная киностудия «Фантазия» (г. Надым) успешно разрабатывает современные политические и экономические проблемы. Длительное время осуществлялась подготовка, проводились съемки фильма «501-я» о сталинской железной дороге.

Последний пример достаточно характерен и показателен для прошедшего десятилетия в развитии СТ. Самодеятельные авторы и коллективы сегодня все чаще обращаются к темам из категории «вечных». Осмысление в досуговом творчестве общих человеческих ценностей, нравственных понятий, духовности и т.п. формирует признак гуманности СТ как крупного общественного движения. И это обстоятельство можно считать, пожалуй, одним из главных демократических достижений современной России.

 

Задание: Дайте характеристику социальным признакам самодеятельного творчества

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: