В 2006 году благодаря Рохиту Баргаве появился термин SMO (Social Media Optimization)[33] – система оптимизации сайтов для социальных систем, что превратило данное явление в современный SMM (Social media marketing)[34] – целый комплекс маркетинговых мер в масс-медиа. Стоит отметить, что оба метода являются наиболее действенными в виртуальном социальном пространстве, для распространения товаров и услуг.
Анализируя SMM-технологии, обратим внимание на тот факт, что данные технологии оказывают существенное прямое или косвенное влияние на субъекты (потребителей), осуществляя учет психологических, гендерных, социально-экономических и иных критериев. Для наглядной иллюстрации отличительных черт SMM от SEO – иной комплексной маркетинговой модели в социальном пространстве, рассмотрим представленные автором отличительные черты двух методов (Табл. 1)
Таблица 1
Отличительные черты SMM и SEO
SEO | SMM |
Работа с контентом. Цель состоит сделать его увлекательным для пользователей одной из социальных сетей или сообществ настолько, чтобы у них возникло желание подписаться, постоянно следить за новостями, поделиться ссылкой с друзьями | Работа с рекламой на сайте за счет тематических ресурсов, где есть возможность ссылаться на блог, форум или социальную страничку |
Работает с техническими требованиями сайта и приводит его в их соответствие | Возможность создать тематический паблик в социальных сетях с целью привлечения и заинтересованности пользователя для перехода на продвигаемый сайт |
Разработка интерфейса: создание красочного дизайна, оригинального и привлекательного интерфейса, понятной в использовании навигации | Создание провокационных и ярких заголовков, которые привлекут внимание пользователя сетей посетить продвигаемый сайт |
Создание специальных каналов, которые позволят в один клик перенести нужный контент с одного профиля на другой. Это легко и удобно в использовании. Например, это могут быть кнопки, позволяющие автоматически переместить контент со страниц сайта в свой блог | Накрутка и покупка ботов, лайков в социальных сетях с целью привлечения внимания к контенту |
Создание возможности общаться пользователем на сайте, создав чат, форума, через комментарии и т.д. |
|
|
Перед тем как перейти к теоретико-методологическому рассмотрению основ формирования управления отношения с потребителем посредством SMM-технологий, автором предлагается рассмотреть достоинства и недостатки данного современного инструментария, способствующего развитию современных форм маркетинговой коммуникации. (Табл.2)
Таблица 2
Достоинства и недостатки SMM-технологии
|
|
Достоинства | Недостатки |
Невысокая стоимость. Цена за привлечения одного посетителя относительна низкая, чем при использовании других сервисов. Данный факт является самым привлекательным в использовании продвижения бизнеса. Для того, чтобы увеличить количество друзей, создать коммерческую группу, не требуется больших затрат. Главная затрата – это время для собрания информации, ее обработки и доведению для потенциального клиента | Недостаточность информации в аналитике. На данный момент очень непросто узнать и проанализировать действия посетителей на странице. Сложно сказать, откуда и с каких сервисов они узнали и перешли на конкретную страницу |
Высокий эффект вирусности. За короткий промежуток времени можно повысить охват своей страницы за счет вирусного эффекта распространения информации | Контроль со стороны модераторов сетей. За спам или чрезмерную активность на своей странице легко можно получить «бан» или «заморозку» страницы. Из-за того, что могут заблокировать страницу с деятельностью компании, многих людей это пугает и они начинают «отписываться» со страницы, тем самым компания теряет с накопленных подписчиков. Поэтому нужно хорошо знать правила социальных сетей, чтобы не столкнуться с данной неприятной ситуацией и эффективно продвигать свои интересы |
Хорошие перспективы развития. Как известно, социальные сети активно развиваются. Все больше людей начинают активно пользоваться социальными сетями, что повышает заинтересованность потребителей | Наличие раскрученного бренда или сайта. Если раскручиваемый бренд на слуху, то гораздо проще через него донести нужную информацию до потенциального клиента, и наоборот. Мало известный бренд требует больше усилий для завоевания внимания |
Невысокая конкуренция. В социальные сети еще не вкладывают больших средств крупные компании, поэтому и при небольших затратах можно получить положительную отдачу для своего бизнеса | Потребность в администрировании. Для поддержки жизнедеятельности социальной группы приходится уделять достаточно много времени. Особенно, если группа большая и насчитывает тысячи человек. В этом случае необходимо выделять человека для администрирования |
В 2008 году основатель группы Green PR Дамир Халилов выделил 40 инструментов SMM-продвижения, тогда как уже в 2010 году их насчитывалось 100.[35] К 2020 году таковых инструментариев насчитывается более 200-х, что подтверждает исследовательские данные о продолжении роста заинтересованности в SMM-технологиях, как инновационном инструментарии продвижения товаров и услуг, и управлении отношении потребителя.
Площадки для реализации SMM-технологий в современном информационном пространстве достаточно обширные, и представлены следующими крупными виртуальными пространствами: Facebook, Instagram и Twitter, Вконтакте, Одноклассники, Tumblr, Flick, YouTube, Vimeo, Coub, Vine, WhatsUpp, Viber и Telegram, и др. Анализируя представленные исследовательские данные, в частности аналитического портала CMS Magazine и исследований Дамира Халилова, автором была представлена обширная табличная классификация современных виртуальных площадок и SMM-инструментариев, применяемых для реализации маркетингового отношения. (Табл. 3)
Таблица 3
Особенные SMM-инструменты в мессенджерах
Социальная сеть | Основные инструменты |
Вконтакте | Возможность создания тематических открытых и закрытых сообществ, создание общетематического или профессионального сообщества, создание и продвижение специального мероприятия, создание внутрикорпоративных сообществ |
Создание интерактивной инфографики. Использование менеджера рекламы SocialAds | |
Одноклассники | Использование рекламной платформе MyTarget. Проведение опросов и тестов |
YouTube | Ведение видеоблога. Встройка ссылки на сайт в размещенное видео Реклама с помощью AdWords – текстовая и графическая |
Проведение особенных конкурсов | |
Хэштег. Сторис. Интеграция с другими социальными сервисами и сетями | |
Публикация постов через сервис LinkedItPulse. Прямые продажи. Продвижение вакансий и публикаций |
|
|
На основе вышеописанного следует отметить тренды в управлении отношением к потребителю, посредством использования SMM-технологий, которые в своей научной работе ««Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+», выделила Наталья Ермолова, указавшая на следующие особенности:[36]
1. Уникальность контент-стратегии, в рамках которой крупные сообщества опираются на визуализацию уникального контента;
2. Популярность видео-контента как сопровождающего инструментария, или основного;
3. Контент «за кулисами» - инструментарий, в рамках которого используется технология косвенного вовлечения потребителя в процесс создания товара или услуги;
4. Привлечение «лидеров мнения», экспертов и т.д.;[37]
5. Создание уникального продуктового фото и видеоматериала;
6. Нестандартные форматы информационного контента;
7. Персонализация маркетинговой коммуникации
Заключая данный параграф следует отметить, что исследование современных инструментальных форм SMM-технологий является предметом междисциплинарного изучения, так как является существенно важным элементом формирования сегодняшней стратегии маркетинговых взаимоотношений между компанией и потребителем. Совершенствование условий реализации имеющихся инструментариев данной стратегии, позволит оптимизировать организационную структуру, повысить общий уровень продаж и реализовать концептуально инновационный подход в решении предметных вопросов компании.