Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тема: Празднование Масленицы. Проводы зимы и встреча весны.

Проблема: Нужно восстанавливать праздники русского народа, потому что, изучая народные обычаи, люди приобщаются к национально-культурным традициям.

Идея: Не всё коту Масленица – будет и Великий пост.

Сверхзадача: Сберечь духовные ценности нашего народа, чтобы передать их следующим поколениям. Раскрыть красоту и широту народного гуляния.

Конфликт: Между исполнителями и зрителем, столкновение между современной жизнью и наследием прошлого.

Воспитательная цель: Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Жанр: Игровое театрализованное представление.

СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД

Сценарно-режиссерским ходом игрового театрализованного представления является сюжетный ход: зазывание Масленицы для встречи Весны. Используется прием персонификации.

Образно-игровой ход

Персонажи игрового театрализованного представления:

Хозяйка: олицетворение добра и домашнего тепла.

Ерёма: олицетворение удали и веселья.

Веснянки: олицетворение молодости и красоты.

Ворона: олицетворение вредности и безделья.

Масленица: олицетворение пробуждения природы.

 

Декоративно-образный ход:

Чучело Масленицы: символ уходящей зимы, обновления природы.

Тематические площадки фотосалон «Барышня-крестьянка»,

чайная «У самовара», игровая зона «Молодецкие забавы»: символ праздника,веселья.

 

Образно-музыкальный ход:

Ой блины, мои блины: главныйсимвол Масленицы

Скоморошья: символ народного праздника.

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Экспозиция: На сцену выходят Веснянки, приглашают всех встечать Масленицу.

Завязка: Появляется Хозяйка, интересуется - не встречал ли кто Масленицу.

Развитие действия: Весь ход развлекательно-игровой программы.

Кульминация: После общих всевозможных усилий появляется Масленица.

Развязка: Масленица угощает всех блинами. Сжигание масляничного чучела.

Финал: Финальная песня. Выход всех персонажей театрализованного представления.

АРХИТЕКТОНИКА

(Перечень блоков и эпизодов)

 

ПРОЛОГ

Эпизод 1 – «Приветствие»

БЛОК 1 «Эх, как дразнится наша Масленица»

Эпизод 2 – «Где же наша Масленица?»

Эпизод 3 – «Эх, здравы мы на забавы!»

Эпизод 4 -эстрадный номер «Потолок ледяной»

Эпизод 5 – «Блинный хоровод»

Эпизод 6 - эстрадный номер «Ой, блины, мои блины»

Эпизод 7 – «Прощенья просим»

Эпизод 8 – «Кличем Масленицу»

БЛОК 2 «Пришла вена – тепло принесла»

Эпизод 9 – «Гость, да не тот!»

Эпизод 10 - эстрадный номер «Гармонист Тимошка»

Эпизод 11 – «Ворона, не совсем обыкновенная»

БЛОК 3 «Масленица идет, весну с собой ведет»

Эпизод 12 – «Встречаем Масленицу»

Эпизод 13 – «Замаслить Масленицу»

Эпизод 14 – «Блинные угощалки»

Эпизод 15 – «Гори масляничное чучело огнем жгучим»

Эпизод 16 - эстрадный номер «Уходи горе»

ФИНАЛ

Эпизод 17  финальная песня «Так будьте счастливы, друзья мои», выход всех парсонажей.

 

 

Заключение

Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.

Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.

Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны - два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

Воспитательная роль народного праздника, прежде всего - в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.

Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: