ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Тема: Празднование Масленицы. Проводы зимы и встреча весны.
Проблема: Нужно восстанавливать праздники русского народа, потому что, изучая народные обычаи, люди приобщаются к национально-культурным традициям.
Идея: Не всё коту Масленица – будет и Великий пост.
Сверхзадача: Сберечь духовные ценности нашего народа, чтобы передать их следующим поколениям. Раскрыть красоту и широту народного гуляния.
Конфликт: Между исполнителями и зрителем, столкновение между современной жизнью и наследием прошлого.
Воспитательная цель: Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Жанр: Игровое театрализованное представление.
СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД
Сценарно-режиссерским ходом игрового театрализованного представления является сюжетный ход: зазывание Масленицы для встречи Весны. Используется прием персонификации.
Образно-игровой ход
Персонажи игрового театрализованного представления:
|
|
Хозяйка: олицетворение добра и домашнего тепла.
Ерёма: олицетворение удали и веселья.
Веснянки: олицетворение молодости и красоты.
Ворона: олицетворение вредности и безделья.
Масленица: олицетворение пробуждения природы.
Декоративно-образный ход:
Чучело Масленицы: символ уходящей зимы, обновления природы.
Тематические площадки фотосалон «Барышня-крестьянка»,
чайная «У самовара», игровая зона «Молодецкие забавы»: символ праздника,веселья.
Образно-музыкальный ход:
Ой блины, мои блины: главныйсимвол Масленицы
Скоморошья: символ народного праздника.
КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Экспозиция: На сцену выходят Веснянки, приглашают всех встечать Масленицу.
Завязка: Появляется Хозяйка, интересуется - не встречал ли кто Масленицу.
Развитие действия: Весь ход развлекательно-игровой программы.
Кульминация: После общих всевозможных усилий появляется Масленица.
Развязка: Масленица угощает всех блинами. Сжигание масляничного чучела.
Финал: Финальная песня. Выход всех персонажей театрализованного представления.
АРХИТЕКТОНИКА
(Перечень блоков и эпизодов)
ПРОЛОГ
Эпизод 1 – «Приветствие»
БЛОК 1 «Эх, как дразнится наша Масленица»
Эпизод 2 – «Где же наша Масленица?»
Эпизод 3 – «Эх, здравы мы на забавы!»
Эпизод 4 -эстрадный номер «Потолок ледяной»
Эпизод 5 – «Блинный хоровод»
Эпизод 6 - эстрадный номер «Ой, блины, мои блины»
Эпизод 7 – «Прощенья просим»
Эпизод 8 – «Кличем Масленицу»
БЛОК 2 «Пришла вена – тепло принесла»
Эпизод 9 – «Гость, да не тот!»
|
|
Эпизод 10 - эстрадный номер «Гармонист Тимошка»
Эпизод 11 – «Ворона, не совсем обыкновенная»
БЛОК 3 «Масленица идет, весну с собой ведет»
Эпизод 12 – «Встречаем Масленицу»
Эпизод 13 – «Замаслить Масленицу»
Эпизод 14 – «Блинные угощалки»
Эпизод 15 – «Гори масляничное чучело огнем жгучим»
Эпизод 16 - эстрадный номер «Уходи горе»
ФИНАЛ
Эпизод 17 финальная песня «Так будьте счастливы, друзья мои», выход всех парсонажей.
Заключение
Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения.
Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.
Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны - два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.
Воспитательная роль народного праздника, прежде всего - в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.