Дыхательная гимнастика

Дыхание – не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные средства воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Большинство людей в повседневной жизни используют только поверхностное дыхание, когда заполняются лишь верхушки легких. Полное же дыхание, как утверждается в разделе учения о дыхании «пранаяме», включает заполнение нижней, средней и верхней части легких. Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции. 

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное). Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Выполняется брюшное дыхание следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна. Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета. Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии 1 – 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней. Если вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание. Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже через несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести, прилива бодрости.

Мышечная релаксация

Формирование навыков расслабления мышц лица и рук

Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, т.е. группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Постоянно посылая в мозг активирующие сигналы, они не дают психике отдыха, в том числе и во сне, угрожая внутреннему равновесию человека. Поэтому важно научиться расслаблять все группы мышц хоть на короткое время. Работа мышц лица начинается с напряжения и расслабления мышц лба (маска удивления, маска гнева), а затем мышц щек, жевательных мышц, мышц шеи.

3) Упражнения на концентрацию внимания

Сидя, с закрытыми глазами. Даешь себе команду: «Правая кисть!» и пытаешься сосредоточить внимание на правой кисти. Через 10-15 сек следующая команда: «Левая кисть!», затем: «Правая стопа!» и т. д., сосредотачиваясь на различных объемах тела. Постепенно следует переходить к более малым объемам – палец, ногтевая фаланга – и к более тонким ощущениям, например, биение пульса в кончике пальца. В завершении – в поле внимания все тело целиком, наблюдаемое спокойно, на фоне общего расслабления.

 

Приведите несколько случаев реализации учителем разных стилей педагогического общения (примеры из собственного опыта, из литературных источников, из художественных фильмов и т.д.)

1) Сотрудничество (демократический) стиль педагогического общения

Моя учительница по истории придумала для нашего класса необычное задание - «Суд над Иваном Грозным». Все мы разделились на 2 стороны – одни поддерживали реформы Ивана 4, а другие наоборот доказывали необоснованность его поступков. В ходе урока мы с ребятами и учителем спорили, узнавали много новой информации. Этот урок помог нам проявить себя в командной работе, научиться выслушивать другие точки зрения и объективно оценивать вещи.

2) Авторитарный стиль педагогического общения

Преподаватель математики в моей школе – очень строгая женщина. Уроки всегда у нее проходят четко по плану, времени на дополнительные объяснения ученикам она не тратит. Зачастую ребята, обучающиеся у нее, сталкивались с непониманием оценивания работ, различной деятельности, объяснений относительно выставленной оценки никогда не говорили им.

3) Попустительский стиль педагогического общения

В школе я столкнулась с преподавателем географии, которая вела свои уроки, пытаясь минимально принимать участие в преподавании. На урок нам выдавались задания, дополнительных объяснений, необходимых для хорошего выполнения учитель никогда не давала. Все уроки мы проводили исключительно в «диалоге с книгой», знаний из опыта преподавателя мы так и не получили за время обучения. Ребята в нашем классе, которым необходима была помощь учителя, получали неудовлетворительные оценки, на просьбу о помощи в объяснении материала они получали категорический отказ.

Подберите пример конфликта для проведения его анализа на практическом занятии

(Конфликт деятельности + конфликт отношений + конфликт поведения)

Преподаватель с попустительским стилем общения ругает ученика за неудовлетворительные оценки, плохое выполнение работ и как следствие плохое поведение на уроке. Ученик в свою очередь обвиняет учителя в полном отсутствии желания преподавать, объяснять материал, помогать своим ученикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: