III. Первичное усвоение нового материала

Работа с материалом для наблюдения.

- Взгляните на доску.

(на доске висят листы со словами: Т…тра...ь, еж..., к..р..ндаш…, сн…е.., т…рка).

- Вставьте, где необходимо, недостающие буквы и правильно запишите эти слова в тетрадь.

- Кто прочтет эти слова правильно и скажет, где не нужно писать буквы?

(ответы детей)

- Ребята, а теперь вам нужно по первым буквам составить слово. Что за слово получится?

(текст)

- Что такое текст?

(ответы детей)

Игра «Да-нет»

    - Сейчас я буду озвучивать предложения, а вы должны ответить – так это, или нет. Будьте внимательны.

1. Текст состоит из одного предложения. (может быть и такое)

2. Текст состоит из нескольких любых предложений. (нет)

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. (да)

4. Текс обязательно имеет заголовок. (нет)

5. Текс не всегда имеет заголовок. (может быть и такое).

6. Текс обязательно всегда должен быть большим по объёму. (нет)

7. Текст может быть не большим по объёму. (да)

8. Текст всегда состоит из одной части. (не всегда)

    - Какой вывод мы можем сделать? Кто сможет рассказать особенности текста?

(ответы детей)

IV. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

Работа с текстами.

- Какие виды текста вам уже известны? Назовите их особенности.

(ответы детей)

- Сейчас я раздам каждому лист, на котором написаны 3 текста. Ваша задача – внимательно прочитать их, после будем отвечать на вопросы.

(чтение текста желающим учеником)

  1) На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры деревьев вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.

   2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный.

   - Что общего у этих текстов?

(одна тема)

- Какова их тема? О чём они?

(о дятлах)

- Давайте определим главную мысль первого текста.

(описывается какой дятел)

- Какой вопрос, мы можем поставить к этому тексту?

(Какой (дятел)?)

- Как называется такой текст?

(текст-описание)

- Для чего нам нужны тексты- описания?

(описывать предмет)

- Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания описываются предметы, люди, животные, природа.

- О чем говорится во втором тексте?

(о событиях, действиях, о том, что произошло с дятлом)

   - Какой вопрос вы можете к нему поставить?

(Что произошло?)

- Как называются такой текст?

(текст -повествования или текст – сообщения)

(ответы на вопросы выводятся на экран в виде таблицы для наглядности обучающимся)

ЧТО Я ЗНАЮ О ВИДАХ ТЕКСТА

Вид текста Вопросы
Текст-описание Какой? Какая? Какое?
Текст-повествование Что произошло?
   

- Прочитайте 3 текст.

3) Дятел — это лесной лекарь, потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.

Вот почему называют дятла лесным лекарем.

- Как называются такой текст?

(ответы детей)

- Как вы думаете, этот текст –описание? Повествование?

- Уже есть догадки, какая тема нашего урока?

- Перед тем, как узнавать новое о нашем родном языке, давайте немного отдохнем. Попрошу встать, у нас физкультминутка.

Физкультминутка

Скачет зайчик по стене (прыгают)
И подмигивает мне. (подмигивают)
Перепрыгнул на картинку, (прыгнули)
Задержался на ботинке, (стоят на одной ноге)
Поплясал на потолке, (поплясали)
Притаился в уголке. (замерли)
Вот он спрятался в кроватке, (присели)
С нами он играет в прятки. (закрыли ладошками лицо)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдём его искать. (шагают)

    - Хорошо, присаживайтесь.










V. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками.

- Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст?

(Почему? Причины, доказательства)

- Как вы думаете, как называется такой текст?

(ребята высказывают свои предположения).

Такой текст называется текст-рассуждение. Рассуждать – значит доказывать.

- Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".

Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

- Какой мы можем сделать вывод? Какой ещё текст мы запишем в нашу таблицу?

Что узнал

 

Рассуждение Почему?

 

- Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.

   Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.

В. Ростовский

Почему восходит солнце?

Почему оно сияет?

И откуда льётся дождик?

И куда река впадает?

Как пробраться в телевизор,

Чтобы песенку пропеть?

Кто в компьютере играет?

Отчего мороз бывает?

Как летают самолёты,

И ракета как летает?

Если съесть кило пломбира,

Горло может заболеть?

Я подумал: ну и ну!

Сколько разных "почему"!

Но мне мама обещает:

Подрасту и всё пойму!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: