Поэт-воин Георгий Суворов

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательный лицей №6 «Перспектива»»

 

Поэзия народного подвига

Красноярск, 2009

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательный лицей №6 «Перспектива»»

 

Поэзия народного подвига

Красноярск, 2009

Составители: Глотова Г.В., Ремескова Н.А., Солоненко Л.Н.

Поэзия народного подвига. - Красноярск: Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательный лицей №6 «Перспектива», 2009.-

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательный лицей №6 «Перспектива» 2009

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Большинству читателей хорошо известны такие имена как Виктор Петрович Астафьев, Анатолий Черкасов, Игнатий Рождественский, Роман Солнцев и многие современные прозаики и поэты. Но есть забытые имена, имена поэтов, сражавшихся за Родину в Великую Отечественную войну.

    В Красноярском строительном техникуме в рамках учебно-исследовательской работы была проведена исследовательская работа на тему «Поэзия поэтов-фронтовиков Красноярского края». руководитель проекта, преподаватель русского языка и литературы Ремескова Н.А.. На протяжении целого учебного года группа студентов собирала по крупицам материал, ездила в районные библиотеки п. Березовка, п. Ирбей, работала в Краевой юношеской библиотеке. Собранный материал был представлен на студенческой конференции. Кажется все, работа выполнена, материал сдан в архив. Но…

    В рамках реализации Национального регионального компонента в школах был введен предмет «Литература Красноярского края». При изучении творчества поэтов нашего края ребята обратили внимание на ту часть литературы, где говорится о поэтах, участвовавших в Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что они были на фронте, находили в себе силы продолжать свое творчество. Эта тема очень заинтересовала ребят, и они решили узнать как можно больше об этих людях. Найти тех, кто еще жив, продолжает писать стихи, познакомиться лично и рассказать о них своим сверстникам. Поискав материал   о поэтах-фронтовиках в библиотеках, в Интернете, выяснили, что по интересующей нас теме работали студенты Красноярского строительного техникума. Мы пригласили их на классный час, где они рассказали о том, что им удалось найти, прочитали стихи, показали письмо одного из поэтов жителя поселка Ирбей и предложили ребятам продолжить поиск талантливых земляков.

    Работа школьников под руководством учителя литературы Глотовой Г.В. увлекла настолько, что они не только пополнили ряды поэтов новыми именами, но и побывали на творческом вечере замечательного композитора и поэта – фронтовика Ф.П. Веселкова, которому 3 мая 2009 года исполнилось 90 лет.

    В результате совместной работы был собран огромный материал о людях, защищавших свою родину, а в коротких перерывах между атаками, в грязных окопах или холодных землянках писали стихи. Так появился сборник «Поэзия народного подвига», напечатать который удалось благодаря государственной грантовой программе Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития».

    Представленный в издании материал поможет больше узнать о литературном наследии Красноярского края.

    Сборник можно использовать как дополнительный материал на уроках «Литература Красноярского края», на классных часах и внеклассных мероприятиях, посвященных Великой победе Советского народа.

 

ПОЭЗИЯ НАРОДНОГО ПОДВИГА.

Чем дальше уходят в историю события 1941-1945 годов, тем ярче вырисовывается «немеркнущий подвиг советского народа, его Вооружённых сил, одержавших историческую победу» в жестокой схватке с врагом.

Ведущее место в литературе, особенно в первые годы войны, заняла поэзия. Яркую страницу в историю литературы вписали поэты-сибиряки И. Рождественский, Л. Мартынов, И. Ерошин, К. Лисовский, А. Ольхон, Л. Черноморцев, М. Скуратов, А. Смердов, Е Стюарт, Б. Богатков, Г. Суворов, М. Рыбаков и другие поэты.

В первые же годы войны ушли на фронт в качестве политработников, военных журналистов, корреспондентов, командиров и просто рядовых бойцов десятки писателей Сибири. Многие из них служили на восточных рубежах нашей Родины, работали в газетах Забайкальского фронта и Сибирского военного округа. Это Г. Марков, К. Седых, И. Молчанов-Сибирский, И. Луговской, А. Гайдай, А Смердов. Последний их них, А. Смердов, уйдя в армию в звании старшего политрука, работал затем литературным сотрудником газеты СибВО «Красноармейская звезда». Ему принадлежат очень верные слова о работе поэта в армии:

Так в эти дни, судьбу деля с солдатом,

Одной я с ним жизнью, верой, мыслью слит,

Я жил, я шёл - солдатский агитатор,

По должности и рангу - замполит.

Обострённое чувство моральной ответственности нашло отражение в стихах поэтов нашего края, И. Рождественский, обращаясь к товарищам по перу, призывал создавать такие стихи, чтобы политрук читал их перед боем, «чтоб на фронте томики поэта находили в сумках полевых».

Слово поэта в годы войны было приравнено к боевому оружию. Не случайно так названы первые стихотворения И. Рождественского («Стихи под ружьём»), Л. Черноморцева («Моё оружие»), Г. Суворова («Средь этих нив я собирал слова...»). Вот какие удивительно верные строки написал Л. Черноморцев в упомянутом выше стихотворении:

Я запевалой и горнистом стал.

Слова мои!

Вставайте строем тесным!

Мой звонкий стих,

Мою простую песню

Прими, война, в свой грозный арсенал!

В различных изданиях Сибири активно сотрудничали поэты, освобождённые от службы по возрасту или по состоянию здоровья и считавшие себя «рядовыми газетной полосы» (И. Рождественский). При их активном содействии не прекращали свою работу журналы и альманахи, издававшиеся до войны в разных городах Сибири: «Новая Сибирь» (Иркутск), «Енисей» (Красноярск), «Сибирские огни» (Новосибирск). В годы войны поэты подготовили и выпустили много коллективных и авторских сборников стихов, рассказов, песен, очерков.

В Красноярске, например, их, было издано свыше сорока. В них, часто печатались стихи, присланные с фронта. Так, для сборника «По военной дороге» прислал свои стихи М. Марков («Сестра Украина», «Встреча», «Партизанка»). Стихи поэта- патриота подкупали искренностью чувств, стремлением уничтожить ненавистного врага. Свои жизненные принципы он чётко сформулировал в стихотворении «Клятва»:

 

Грозны, гневны моих орудий жерла,

Губителен металл из амбразур.

А если надо, я во вражье горло

Вцеплюсь зубами и перегрызу.

Нам удалось установить личность автора этих строк. До войны Михаил Иванович Марков работал директором Игарской средней школы, в первые же дни войны ушёл на фронт, где не только храбро сражался, но и в любую свободную минуту писал стихи. За мужество и находчивость в бою Михаил Иванович был награждён орденом Красного Знамени.

Следовательно, литературная жизнь Сибири не только не замерла, а наоборот, активизировалась. Поэты и другие творческие работники делали всё, чтобы помочь воюющему народу.

Богата и разнообразна лирика Сибири военных лет. Уже в первых стихах о войне поэты-сибиряки сумели выразить эмоциональное состояние народа -огромный патриотический подъем, горячее желание помочь Родине, беспредельную преданность ей, ненависть к врагу. Какова форма этих первых произведений? Это- стихотворение-отклик, призыв, обращение, клятва, гимн мужеству, храбрости и т.п. В центре таких стихотворений - конкретный факт героического поступка воина или событие, взволновавшее поэта. Примеры мужества и героизма советских людей вдохновляли поэтов и на создание героических песен, стихов, баллад. Так была создана «Песня о Тотмине» (1941) И. Рождественского. Поэмы И. Рождественского и повесть в стихах К. Лисовского и сейчас волнует писателей своей искренностью и художественной достоверностью. Подобные произведения были вызваны к жизни обострившимся в годы ВОВ интересом народа к своему историческому прошлому. Произведения эти дополняют наши представления о литературе края, внесший свой вклад в художественную летопись Сибири.

В заключении следует сказать, что не все, созданное поэтами -красноярцами, равноценно в художественном отношении. Некоторые произведения, вызванные конкретными задачами дня, отсеялись, не выдержав проверки временем. Но в лучших образцах поэты силой своего таланта сумели «в текущей памяти людской» остановить прекрасные и трагические моменты сурового и героического времени.

 

ПОЭТ-ВОИН ГЕОРГИЙ СУВОРОВ

 

    Он жил, трудился и учился рядом с нами. Из глубин Сибири, их гущи людских трудовых масс шагнул он в поэзию, прославил своими стихами родной край. Его жизнь была недолгой. Она не слишком баловала его. Георгий Суворов родился 19 апреля 1919 года в с. Абаканском (Краснотуранском) Енисейской губернии, в семье крестьянина-середняка. Детство его прошло на берегах Енисея, на лоне сибирской природы. С ранних детских лет Гоша помогал отцу и деду: боронил, грёб сено, колол дрова.

«Любили свою реку и часто проводили целые дни на её берегах, - вспоминает сестра поэта Т.К. Серебрякова, - удили рыбу, купались, бросали в воду камешки: кто дальше; катались на лодке, ездили на остров за черёмухой. Были и детские игры: в лапту, чижика-пыжика, в городки, бабки. Любил Гоша разводить кроликов, сам запасал для них корм, сам их лечил».

    Учился Георгий в Краснотуранской начальной школе. Но скоро, слишком скоро закончилось для него беззаботное детство. Умерла мать, затем семья лишилась поддержки отца. Брату и сестре пришлось самим прокладывать себе дорогу в жизни.

    -Легко ли жить с сиротством за плечами.

      Но рвались мы к науке и труду. Мечты сбылись: пред нашими очами Грядущий день зажёг свою звезду, - писал впоследствии Суворов. С помощью общественности брат и сестра устроились на учёбу в Абаканское педучилище. Жили в интернате. Здесь проявились литературные способности Георгия Суворова. Он с увлечением читал художественную литературу. Он любил спорить и беседовать о прочитанном, начал писать стихи, издавал стенную газету, сам её художественно оформлял, играл в самодеятельных спектаклях, исполняя разные роли: Митрофанушки – из «Недоросля» Д. Фонвизина, Коршунова из пьесы «Бедность не порок» А.Н. Островского и другие.

    Руководил художественной самодеятельностью их любимый учитель Павел Петрович Косоватов. Имея хороший голос и слух, Георгий пел в хоре, играл в струнном оркестре. Изучив немецкий язык, легко и свободно читал литературу на этом языке, переводил стихи с немецкого на русский. Работая учителем русского языка и литературы в школе села Бондарева (бывшее Иудино), Георгий занимался собиранием фольклора, писал стихи, сочинял пьесы для ученической самодеятельности. Тяга к знаниям привела его в Красноярский педагогический институт. Он познакомился с известной собирательницей фольклора М.В. Красножёновой, написал очерк «Там, где жил Тимофей Бондарев».

    Жить было нелегко. «Каждое лето в каникулы приходилось где-нибудь прирабатывать, - рассказывает сестра Суворова. – Уже на третьем курсе педучилища Георгий сразу как-то вырос, стал высоким, плечистым, а одеться было не во что: старая одежонка поизносилась, а новой купить не смогли…

    И он не доучившись три месяца, уехал работать в Аскизский район, в село Иудино. Устроился там учителем, помог и мне материально, я смогла закончить педучилище. А сам, он сдавал экзамены во время учительского отпуска».

    Юность Суворова проходила в годы возрастающей опасности фашистского нападения. Надвигалась война. И Георгий Суворов, по существу, не приступив к учёбе в институте, в 1939 году был призван в армию. В Великую Отечественную войну он сражался на фронте, был ранен, снова вернулся в строй. И всё это время не прекращал литературного творчества. «Писал в окопах… в поезде, отправляющемся на фронт… В госпитале. Писал о бомбёжках под ожесточёнными бомбёжками… Война – это почва по которой я сейчас хожу. Стихи это мои вздохи», - писал Суворов с фронта. Гвардии лейтенант Суворов начал войну солдатом, потом командовал взводом противотанковых ружей. Его вдохновенные, зовущие на подвиги стихи печатались в газетах Ленинградского фронта. Своим вдохновенным поэтическим словом Суворов звал:

                                 Покамест силы не упали,

                                 Покамест автомат в руке,

                                 Идти вперёд, недосыпая,

                                 В зловещем отблеске ракет.

    Он создал лаконичные, но выразительные образы солдат и офицеров; воспел бессмертные подвиги русских солдат. Он писал о прекрасном городе Ленинграде. Но и там, далеко на западе, он нёс в сердце образ своего родного края; высоких и строгих Саян, покрытых тайгой, могучего богатыря Енисея, ясной голубизны сибирского неба.

    В дни тяжёлых фронтовых испытаний поэт верил, что «идя дорогами войны, мы встретим светлый день весны в его серебряной оправе».

        

              Ещё война. Но мы упрямо верим,

              Широкий мир нам вновь раскроет двери,

              С рассветом снова встанет тишина.

        

    Но поэту не пришлось дожить до этого светлого дня. 13 февраля 1944 года Георгий Суворов погиб при переправе через реку Нарову. И уже после его смерти вышел в свет сборник его стихов «Слово солдата». В одном из них, как будто о себе, он писал:            

                                          Нет, не забудем мы о нём,

                                     Без слова павшим под огнём, -

                                             Героя имя не забудем…

                                     Он был солдатом! Как солдат

                                     Он пал среди военных буден.

    За короткую 25-летнюю жизнь Георгий сделал многое и не разу не свернул с однажды выбранного пути.

Кажется, никого не надо убеждать, что Георгий Суворов достоин памяти. Но…

Нет сейчас села Абаканского. В небыль ушли улицы и школа из розового камня – одно из самых примечательных зданий… Его имя не значится нигде в краевом центре. Не значится оно и в списке… Почему? Задают вопросы родственники, ребята поискового отряда. Задают вопросы все, кому небезразлична судьба поэта и солдата. От нас от всех зависит: сохранится ли память о человеке, достойной ее, будет ли она жить от поколения к поколению.

Еще на зорях чёрный дым клубится

Над развороченным твоим жильём.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

 

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

 

Ещё война. Но мы упорно верим,

Что будет день, - мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а всё-таки, как быстро,

Как быстро наше время протекло.

 

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

                                   И для людей.                         1944

СЕСТРЕ

Я жив, здоров. И что еще сказать!

Свистят ветра, бушуют снегопады,

И в грудь земли впиваются снаряды,

Как бы ее стараясь пронизать.

Но снежный вихрь мне не слепит глаза.

Смотрю вперед, смотрю через преграды,

Туда, туда, где черные громады

 Гребенчатой дугой подперли небеса

Иду... А сколько, сколько впереди

Еще огня, труда и испытаний...

 Но нет унынья у меня в груди.

Иду вперед с надеждой золотой,

Что там, за гранью горя и страданий,

Мы вновь найдем и счастье и покой.

 

*****

 

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли…

Черный ворон. Черный дым.

Выжженное поле.

 

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края…

Рухнул наземь человек -

Приняла родная.

 

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую…

Землю милую уста

Мертвые целуют.

 

И уходит тишина…

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: