Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике
1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
6. Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования)
Алгоритм решения задачи
1. Внимательно изучите условие задачи.
2. Определите тип задачи, для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве и их соотношение.
|
|
3. Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.
4. Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.
5. Запишите ответ задачи.
При решении задач мы будем использовать следующие генетические символы:
. Решение задач
№1. У лука репчатого золотистая окраска доминирует над коричневой. Скрещивали гомозиготное растений золотистой окраской с гомозиготным растением коричневой окраской. Какие гаметы будут у родительских форм? Сколько образуется типов гамет? Какое расщепление получится в F2?
№2. У человека кареглазость – доминантный признак. В семье оба родителя кареглазые, а у их дочери голубые глаза. Сколько типов гамет образуется у матери? Сколько разных генотипов может быть среди детей этих супругов?
№3 Синяя окраска колокольчика рецессивна по отношению к фиолетовой. Если скрестить две гетерозиготные особи то, какое потомство мы получим? Напиши генотипы родителей и первого поколения. Сколько генотипов получится?
№4. У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой окраской шерсти. При скрещивании чистой линии мышей с коричневой окраской с чистой линией мышей с серой окраской были получены мыши с коричневой окраской шерсти. Каковы генотипы потомства в 1-ом поколeнии и во 2-oм поколeнии?
|
|
№5. У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Итоговый контроль:
1. Каково преимущество использования в исследованиях дрозофил по сравнению с кроликами, которых изначально хотел использовать Томас Морган?
А) размеры
Б) быстрый цикл развития
В) способность к полету.
2. Что из перечисленного было наиболее характерно для растений гороха в исследованиях Г. Менделя, в отличие от дрозофил?
А) выраженные внешние признаки, видные невооруженным глазом
Б) удобство выращивания
В) ежемесячный репродуктивный период.
3. Какие организмы используются для моногибридного скрещивания?
А) организмы, которые будут отличаться по одному признаку
Б) организмы, которые будут отличаться по всем признакам
В) организмы разных видов.
4. Что подсчитывает исследователь после проведения скрещивания?
А) количество потомков с определенными признаками
Б) общее количество потомков
В) количество погибших особей до рождения.
5. Какие типы изменчивости существуют у живых организмов?
А) наследственная и модификационная
Б) наследственная и генетическая
В) модификационная и фенотипическая.