деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально запущенные» дети.
Задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество,
- помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами - помощь в социализации ребенка.
По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Целью деятельности социального педагога является
1).Создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка.
2) Удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов.
|
|
3) Предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среды, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может осознавать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.
. Знания и умения социального педагога.
Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь:
1). Применять диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз.
2). В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие;
3). Уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.
Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам.
Направления деятельности социального педагога
- Координатор. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.
|
|
-Следующим направлением деятельности социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Функции в деятельности социального педагога можно выделить следующие: диагностическую, прогностическую; посредническую; коррекционно-реабилитационную; охрано-защитную; предупредительно-профилактическую; эвристическую.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств деятельности
К средствам относятся все действия, предметы, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.
Личностная характеристика социального педагога
Вначале рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности - специалиста - профессионала, глубоко разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.
Что же это за человек - социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от других профессий?
В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».
Ментальност ь как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально - психологических установок, ценностных ориентаций, особенности восприятия и осмысления действительности, отражающих человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях.
Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. с этой точки зрения ментальность - характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая профессиональная и др.
Профессиональная ментальность
в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею.
Несмотря на то, что каждый человек - неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям социального педагога