Одуванчик лекарственный

Конспект урока №63 (1) по природоведению 7а класс 15.05.20

Тема урока: Лекарственные растения Донбасса.

Цель урока: воспитание биологического сознания, посредством углубления знаний о многообразие лекарственных растений нашего края.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная: углубить знания обучающихся о лекарственных растениях; раскрыть их значение для человека и медицины; познакомить с правилами сбора лекарственных растений

Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. 

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, тетради, ручки, иллюстрации.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, практический.

Приёмы: объяснение, рассказ, работа с дополнительной литературой и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций.

Ход урока.

I. Подготовительный этап

 Организационный момент, нэн.

•     Проверка готовности к уроку.

•     Психологический настрой на урок.

•     Разбор даты, дня недели, месяца.

•     Определение состояния погоды на момент начала урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,

не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока

Отгадайте загадки:

Дикой розой называют,

Как лекарство плоды применяют. (Шиповник)

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной. (Ландыш)

Для бани веничек готовят,

Листочки прочно так сидят,

Его плоды – зверей накормят,

Если ты крепок – с ним сравнят. (Дуб)

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

- Как можно назвать все эти растения? – Лекарственные растения.

Тема нашего урока: «Лекарственные растения Донбасса». Обу-ся открывают тетради и записывают число и тему урока.




II. Основная часть

Объяснение нового материала

Мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений.  Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств.

- Ребята, у всех вас дома есть аптечки с лекарственными средствами, и вы, наверное, не задумывались, что в состав многих из них входят окружающие нас растения, называются они лекарственные, потому что их применяют для лечения людей и животных.

Лекарственные растения – это те растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей.тПервобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра 1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах. В последствии из этих «огородов» были организованы прекрасные ботанические сады. От истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.

Фитотерапия – лечение растениями, зародилась в глубокой древности.

В настоящее время травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани. Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы. В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей». Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос. Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян. Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром. В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения. Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник», «попутчик». Еще его называют  «порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства. В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека. Используют подорожник при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка. Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…(мяты).

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит. Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Физкульминутка

Вы, наверное, устали,

Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

Закрепление.

Ребята, а знаете ли вы, что при сборе лекарственных растений необходимо соблюдать определенные правила? Давайте же познакомимся с этими правилами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: