Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм

Практическое занятие 2

Право: понятие, нормы, отрасли

Право: понятие, его функции и формы реализации

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки права характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений. Праву присущи следующие признаки:

 1) нормативность. Право рассчитано на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение, что роднит его с другими форма‑ ми социального регулирования (моралью, обычаями и др.). Спец‑ 6 1. Государство и право ифика нормативности права заключается в том, что оно возведено в закон, в ранг официальных правил;

2) формальная определенность. Право имеет официальную форму выражения и четко определяет границы возможного и должно‑ го поведения;

3) системность. Право— это сложное системное образование. Системные связи права могут рассматриваться в различных аспектах.
Право может быть представлено как:

а) совокупность норм;

б) совокупность естественного, позитивного и субъективного права;

в) совокупность частного и публичного права и т.д.;

4) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях: оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны; в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности.

Функции права — это основные направления воздей­ствия права на сознание и поведение людей, характеризу­ющие его роль и значение в жизни общества.

Различают общесоциальные и специально-юридические функции права.

К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справед­ливость.

Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает анти социальные раз­рушительные процессы.

Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению человека как право послушного члена гражданского общества.

Информационно-ориентирующая функция заключается в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.

 

 

Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведе­ние, опасное или вредное для общества.

Специально-юридические функции права осуществляются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде­ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.

Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция права прояв­ляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов).

Регулятивная динамическая функция права «обслуживает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим

Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов.

Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при­звана обеспечить нормальное действие регулятивной функции.


Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов,которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

1. реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

2. процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах.

3. усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами; как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения.

Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Источник: Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина Правоведение
Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40626/1/978-5-7996-1716-5_2016.pdf

 

2. Нормы права и их виды;

Норма права – установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения общего характера, наделяющее участников общественных отношений правами и обязанностями. Речь в данном случае идет только о тех общественных отношениях, которые объективно и неизбежно нуждаются в юридической регламентации.

Правовая норма – это всегда некий идеальный обобщенный стандарт, масштаб поведения субъекта, которому она адресована. Разумеется, норма права как модель, своего рода шаблон (пусть и самый совершенный) не может с абсолютной точностью выразить реальные и бесчисленные индивидуальные особенности субъекта права (народа, гражданина, семьи, юридического лица, политической партии, государственного органа и т.п.). Другими словами, между нормой права и субъектом права всегда будет существовать определенное противоречие, которое в принципе неустранимо. Поэтому законодатель стремится установить такую норму, которая, с одной стороны, наиболее полно и точно отражает свойства субъекта, а с другой – как бы подталкивает самого субъекта к изменениям относительно принятой и действующей нормы права.

Особенностью правовой нормы является наличие у нее четкой внутренней структуры (в отличие от иных социальных норм). Структура правовой нормы включает в себя следующие составные элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию. Наличие этих элементов и образует государственное юридическое (правовое) предписание – норму права.

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая содержит указания на место, время, условия, обстоятельства, факты, при наличии которых норма вступает в действие.

Диспозиция – это часть правовой нормы, которая содержит нрава и обязанности субъектов общественного отношения, т.е. само правило поведения.

Санкция – часть правовой нормы, закрепляющая юридическую ответственность, меры принуждения, которые применяются в случае нарушения правовой нормы.

Возьмем в качестве примера норму права, регулирующую порядок назначения пенсии. Здесь гипотеза содержит указания на возраст, пол, трудовой стаж, профессию, должность, место работы. Диспозиция – это права и обязанности пенсионера и органа, выплачивающего пенсию. Санкция – ответственность, наступающая в случаях, например, предоставления недостоверных сведений пенсионером или незаконного отказа уполномоченного органа в начислении или выплате пенсии.

При отсутствии той или иной части структуры мы будем иметь дело уже не с правовой нормой, а с декларацией, пожеланием или угрозой.

Сама структура нормы может быть выражена своеобразной лексической конструкцией "если – то – иначе". При этом "если" – гипотеза, "то" – диспозиция, "иначе" – санкция.

В нашем примере: если достигнут необходимый возраст, стаж и т.д., то назначается пенсия, иначе (в случае, когда сведения о возрасте и стаже недостоверны) будут применяться предусмотренные санкцией меры ответственности.

Понимая таким образом структуру правовой нормы, следует отметить, что необходимо различать норму права и статью (пункт) нормативного правового акта (закона). Речь идет о том, что в статьях реальных нормативных актов не всегда присутствуют названные элементы структуры нормы права. Может отсутствовать или санкция, или гипотеза, или даже диспозиция. Поэтому важно понимать, что норма права как самостоятельное образование со своей структурой может "размещаться" не только в разных статьях одного закона, но и вообще в разных законах. Так, в действующей Конституции РФ крайне редко встречаются нормы, содержащие санкцию, но в случае нарушения кем-либо той или иной статьи Конституции обязательно должна наступить юридическая ответственность. Санкции же в данном случае содержатся в иных нормативных актах.

В отличие от иных социальных норм правовые нормы всегда необходимо классифицировать. Такого рода классификация не только позволяет различать содержание норм, но и предмет их регулирования.

Классификация правовых норм может строиться по разным основаниям:

• по отраслям права – нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т.п.;

• по юридической силе – нормы законов, подзаконных нормативных правовых актов;

• по времени действия – постоянно действующие, временно действующие нормы;

• по степени определенности в гипотезе круга адресатов – нормы общие, специальные, конкретизированные. Действие общих норм распространяется на всех субъектов права (например, в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности). Специальные нормы действуют в отношении вполне определенного круга субъектов, хотя он может быть и достаточно широким (в частности, согласно ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей). Конкретизированные нормы действуют в отношении четко указанного субъекта права (так, положения ст. 91 Конституции РФ относятся исключительно к Президенту РФ, который в соответствии с ней обладает неприкосновенностью);

• по характеру юридического предписания и способу воздействия на поведение субъектов – управомочивающие (предоставительные), обязывающие, запрещающие (например, право на труд, обязанность платить налоги, запрет совершать убийство), поощрительные (нормы о наградах, почетных званиях и т.п.);

• по степени детализированности правил поведения, закрепленных в диспозиции, – императивные (однозначно определяют правило поведения. В частности, согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), диспозитивные (предоставляющие варианты поведения субъектов – адресатов нормы: например, в соответствии с ч. 1 ст. 117 Конституции РФ Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ);

• по содержанию санкции – с восстановительными санкциями (направленными на восстановление прежнего правопорядка, например, возмещение убытков), со штрафными (карательными) санкциями (в частности, уплата штрафа, лишение свободы); а также по степени определенности санкции – с абсолютно определенной санкцией (когда детально определяется вид и размер наказания) и относительно определенной санкцией (когда определены нижний и верхний пределы наказания или один из них);

• по связи с функциями права – охранительные и регулятивные;

• по способу изложения в нормативном акте – простые и сложные. В первом случае норма права полностью закрепляется в одной статье нормативного правового акта, а во втором – отдельные элементы нормы права могут содержаться в разных нормах одного или нескольких нормативных правовых актов. Так, в частности при использовании сложного способа закрепления норм права выделяют нормы отсылочные (отсылающие к другим статьям того же акта) и бланкетные (отсылающие к другим правовым актам).

 

Источник: Е. Г. Шаблова О. В. Жевняк Т. П. Шишулина Правоведение

Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40626/1/978-5-7996-1716-5_2016.pdf

3. Источники права;

Источник права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

Различают четыре основных вида источников (норм) права:

1. Правовой обычай.

2. Судебный прецедент.

3. Нормативный правовой акт.

4. Нормативный договор.

 

С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже "революционное правосознание", в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

 


Правовой обычай.

 Обычай является одним из самых старых видов социальных норм. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

2. Судебный прецедент.

 Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же. Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: