Культура как специфическая социальная реальность

Термин «культура» является одним из наиболее распространенных в философии. Он употребляется в политическом лексиконе и публицистике, в области духовной жизни и в быту, при анализе художественных явлений и в философских исследованиях. Специалисты занимают разные, нередко противоположные позиции относительно содержания этого термина. Первые его определения относят к 1871 г. и связывают с именем английского ученого Эдуарда Тейлора. В 50-е годы XX в. американские культурологи Анри Кребер и Антоне Клакхом насчитали 164 определения понятия культуры и приблизительно 100 попыток теоретического обоснования культуры. Через 20 лет французский культуролог Анри Моль приводил уже 250 вариантов определений культуры. В современной философии их около 500. Это обстоятельство свидетельствует о пристальном внимании исследователей к проблемам, связанным с культурой, а заодно и об отсутствии среди них согласия относительно трактовки ее проблем.

Этимологически термин «культура» происходит от латинского слова cultivire — обрабатывать, возделывать, усовершенствовать, улучшать. Поначалу оно и означало «обработка почвы, ее культивирование». Отсюда — «агрокультура». Позднее слово «культура» приобрело более обобщенное значение: это все, что создано человечеством, т. е. «вторая природа», надстроенная над природой естественной. В этом плане культуру и все разнообразие относящегося к ней противопоставляют природе, составные

части которой имеют естественное происхождение, не созданы человеком и не могут быть созданы им. Итак, слово «культура» формировалось в прямой оппозиции к слову «натура». И такое понимание культуры на обыденном уровне сознания остается поныне. Но оно требует важных уточнений.

Во-первых, недостаток приведенного определения состоит в том, что далеко не все созданное человеком можно отнести к культуре. Замена стрелы огнестрельным оружием или изобретение газовой камеры для уничтожения людей не может быть культурой. Ведь в этом понятии должен присутствовать ценностный критерий. Что это за критерий? Что такое ценность? Содержание этого слова очень простое и целиком отвечает самому термину: ценность — это все то, что люди ценят. Но смысл его надо уточнить. И сделать это лучше всего с помощью понятия «значимость» — более широкого, чем «ценность». Оно включает в себя не только явления полезные, но и вредные. Войны, преступления, болезни очень значимы для общества и личности, но никто эти явления не называет ценностями. Ценность — это положительная значимость. Таким образом, культура — это совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры — это мир

ценностей. Мир антикультуры — это мир антиценностей.

Во-вторых, приведенная трактовка культуры непригодна для философского анализа, поскольку культура при этом отождествляется с обществом в целом и не отражает собственной специфики. Дело в том, что общество — тоже результат деятельности человека, в готовом виде его в природе не существует. Вот почему понятие «культура» сводят к совокупности материальных и духовных ценностей, созданных благодаря человеческой деятельности. Понимание культуры как системы материальных и духовных ценностей отделяет ее от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества.

В-третьих, понимание культуры как ценностей, созданных человеком, воспринимается односторонне, как что-то внешнее относительно человека. Но сам человек, сумма его знаний, привычек — это тоже элемент культуры. Одной стороной человеческой деятельности является контакт с природой, а другой — контакт с людьми. Еще выдающийся римский оратор и философ

Марк Туллий Цицерон высказал мысль о том, что дух, разум нужно обрабатывать так же, как крестьянин обрабатывает землю. Культурный человек в отличие от дикаря — это человек, у которого внутренняя жизнь, поведение, манеры и внешность «обтесаны», «обработаны». Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.

В-четвертых, недостаток определения культуры как всего созданного человеком состоит и в том, что ученые упускают из виду саму деятельность человека. Известно, что человеческая деятельность отличается от способов животной жизнедеятельности. Она включает в себя сложную и разнообразную систему механизмов, созданных вне биологических форм. Их в природе тоже не существует, они «обработаны» человеком. Вот почему «предметное» понимание культуры необходимо дополнить «процессуальным». В таком случае культура будет рассматриваться как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда. Тем не менее такой подход к рассмотрению культуры как способа деятельности порождает вопрос: всякое ли действие человека является культурным? История человечества знает немало действий, которые выполнялись «человеческими» способами, но их невозможно отнести к культурным (скажем, сталинский геноцид против небольших этносов, фашистская политика и практика Гитлера, политический геноцид, терроризм и разные формы расизма). Прошлое и современность дают немало примеров антикультурного содержания. В наше время все более необходимым становится размежевание деятельности людей на культурную и антикультурную.

Таким образом, культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

Поскольку к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (определенные материальные ценности, чрезвычайно разнообразные по своей материальной форме) и способы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и культуру духовную

Материальная культура охватывает очень широкий круг вещей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материальной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культуре относят: орудия и средства производства, технику, технологию; культуру труда и производства; материальную сторону быта;

материальную сторону окружающей среды.

К духовной культуре относится сфера производства, распределения и потребления разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя все результаты духовной деятельности человечества, науку, философию, искусство, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и управления им. К духовной культуре принадлежат также и соответствующие учреждения, организации (научные институты, вузы, школы, театры, музеи, библиотеки, концертные залы и др.), которые в совокупности обеспечивают функционирование духовной культуры.

Разделение культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной, другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества (а это элементы материальной культуры), невозможно без участия человеческой мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры. С другой стороны: продукты духовной жизни — идеи, художественные произведения, общественные нормы — находят свое выражение в определенной вещественной, материализованной форме, т. е. в рукописях, книгах, картинах, нотах. Уже поэтому они включаются в круг элементов материальной культуры.

Духовная культура — важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях. Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет.  

Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры

данного общества.

Существует определенная типология культур. В частности, выделяют культуру национальную (украинскую, русскую, французскую и др.); региональную (славянскую, американскую, африканскую и т. д.); культуру отдельных социальных субъектов.

Выделяют также культурные эпохи: Античности, Средневековья,

Возрождения; определенные формы культуры: политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, этническая, физическая, моральная и т. д, В литературе называют также специфические культурные пласты и культурные подразделы: массовая, элитарная, молодежная, маргинальная культура и др., а также официальная культура.

Культура как общественное явление выполняет определенные функции. Среди основных функций можно выделить следующие: преобразовательная, познавательная (гносеологическая), коммуникативная, регулятивная (или нормативная), функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека, ценностно-ориентационная. Все они органически взаимосвязаны. Но, по мнению многих культурологов, интегрирующей функцией культуры является человекотворческая (гуманистическая) функция.

Преобразовательная функция. Культура служит орудием творческой деятельности людей с целью удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества. Эта функция осуществляется с помощью различных средств производства, научных исследований и т. п.

Познавательная, или гносеологическая, функция. Культура, концентрирующая в себе опыт многих поколений людей, имманентно накапливает знания о мире, содействуя таким образом его познанию и освоению.

Коммуникативная функция. Культура — это единый механизм передачи общественного опыта от одного поколения другому, от эпохи к эпохе, от одного государства другому. Поэтому не случайно культуру считают общественной памятью человечества. Наследование культурных традиций не должно прерываться, ибо это приводит к потере общественной памяти.

Регулятивная, или нормативная, функция. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека. Она проявляется в создании и использовании различных форм эмоционального настроя и снятии психологических напряжений, возникающих в процессе умственного и физического труда, бытовых отношений людей. Средствами эмоционального регулирования служат пение, танцы, игры, кино, телевидение и т. п.

Ценностно-ориентационная функция. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству знаний, а также по моральным свойствам оценивают уровень культуры человека. Моральное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Человекотворческая, или гуманистическая, функция. Это интегрирующая функция. Культура является способом и средством саморазвития способностей индивида, его материального и духовного мира. Она становится мерой «очеловечения» самого человека, мерой человечности его отношения к природе, к обществу, к другим людям, к самому себе.

Культура является тем измерением человеческого бытия, которое отвечает за развитие человека как человека. Все созданное, любой предмет цивилизации хранит в себе способности и свойства человека, отражает его

исторический опыт, потребности, ценности. Именно в процессе предметной деятельности, в историческом процессе социальной жизни создается тело цивилизации и культуры — мир человека, мир его сил, возможностей.

Таким образом, культура неотделима от человека как социального существа. Обыденное выражение с философской точки зрения неверно. Правильно было бы сказать, что человек плохо воспитан или недостаточно просвещен. Человек всегда культурен, потому что он является социальным существом, а общества без культуры не бывает. Степень же развитости культуры может быть разной в зависимости от условий, в которых пребывает человечество, от имеющихся возможностей. Следовательно, культура служит мерой развития человека.

СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫВОДЫ, 5 ПУНКТОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: