Информация для родителей
Историческая справка.
Санкт-Петербургский зоосад, ныне Ленинградский зоологический парк, первый столичный зоопарк России, был открыт на территории Александровского парка. Местоположение зоопарка прочно вошло в историю города, и, хотя не сохранилось зданий дореволюционной постройки, общая планировка во многом повторяет планировку зоосада конца XIX века.
Первые хозяева Санкт-Петербургского зоосада — Софья и Юлиус Гебгардты. Первая основная коллекция зверей состояла из тигров, медведей, львицы, мелких хищников, водоплавающих птиц, попугаев. 1873—1897 годы — коллекция насчитывала 1161 экземпляр животных. Средства для поддержания коллекции поступали из коммерческой части сада — от ресторана и театра. С 1879 года устраивались этнографические выставки. В 1898 году Зоосад пришёл в упадок и в 1909 году был закрыт. В это же время обсуждался вопрос о создании в столице подлинно научного зоологического сада, который стал бы украшением «дивного Петербурга».
В 1910 году новым владельцем зоосада стал русский драматический артист и театральный антрепренер С. Н. Новиков. Звери, приобретённые им, долго жили в зоосаде уже в послереволюционное время — любимица детворы слониха Бетти погибла в блокаду (во время налета в ночь с 8 на 9 сентября 1941 года), а самка бегемота Красавица пережила Великую Отечественную войну. С 1932 года начали регулярно размножаться белые медведи, что в те времена было большой редкостью, и именно поэтому белый медведь изображён на эмблеме Ленинградского зоопарка.
|
|
В военные годы зоосад сильно пострадал, но не прекращал своей работы даже в тяжелейших условиях блокады. Служители сумели сохранить часть коллекции животных и даже получали молодняк, проводились выездные лекции, а летом зоосад был открыт для посетителей. В память о героическом подвиге сотрудников, сохранивших зоосад в блокаду, зоопарк, несмотря на переименование города, остался Ленинградским.
В 1952 году зоосад был переименован в зоопарк. В 1950—1960-е годы были приобретены многие новые интересные животные. В 1965 году зоопарк отметил свое столетие. Коллекция его к этому времени была одной из самых крупных среди зоопарков Советского Союза, но большинство зданий и сооружений уже пришло в неудовлетворительное состояние. Поэтому было принято решение провести генеральную реконструкцию, работы по которой начались в 1967 году. Поскольку с реконструкцией планировалось справиться за 3—5 лет, Генеральный План, в основном, предусматривал строительство новых зданий на месте существующих. Это обстоятельство в условиях долгостроя стало основной причиной разорения прекрасной коллекции и большинства трудностей в её дальнейшем комплектовании. Зоопарк потерял оба «Слоновника» и «Бегемотник», при этом бегемоты были отправлены в Киев, носорог — в Гродно, африканский слон — в Ташкент. К 1988 году, в рамках реконструкции, было построено только 8 зданий. В 1996 году начато строительство Террариума, однако, в связи с отсутствием финансирования, оно было прекращено. Это здание было открыто для посетителей только 2007 год уже в виде «Экзотариума», где сейчас демонстрируются рыбы, змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы и другие животные.
|
|
В 2005 году, городским правительством принята концепция развития Ленинградского зоопарка на исторической территории, там, где он сейчас и находится. Согласно этому документу зоопарк Северной столицы должен соответствовать европейским стандартам.
Приложение №3
Маршрут выходного дня «Зоологический музей».
Ц Цели и задачи | 1 Формирование у детей представления о диких животных, их внешнем виде, среде обитания. 2 Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления. 3 Формирование интереса к живой природе, личностно-целостного отношения к своей Родине. |
Возможные участники | Родители и родственники, друзья ребенка. |
Предварительная работа | Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы о животных, просмотр мультфильмов, дидактические игры Изодеятельность: рисование, лепка, рисование. Беседы и сюжетно-ролевая «Путешествие в музей» |
Место проведения | Зоологический музей. |
Примерный план проведения |
|
Задания для закрепления |
|
Маршрут выходного дня «Зоологический музей»
Рассказы при беседе с ребенком.
В Зоологическом музее собраны чучела животных, которые показаны в как бы «естественных» условиях. Пройдите с детьми прямо к диораме «Дикие животные средней полосы России» (пока они не устали и их внимание и наблюдательность не перекинулись на другие объекты). Рассмотрите животных со всех сторон, обратите внимание на природные условия.
*Как оно выглядит (цвет шерсти, размер, ноги, лапы, рога, копыта, уши, хвост…)?
Обратите внимание на внешний вид зверей. Какая большая, тяжелая голова у волка, ему нужны сильные челюсти, чтобы разгрызать кости крупных животных. А какие лапы у волка!
У лисы же узкая, маленькая головка, тонкие, гибкие лапы. Спросите у ребенка, почему она такая. Чем питается лиса? Нужна ли ей большая голова и длинные, сильные ноги, как у волка? А какой красивый хвост у неё!
*Какие у него повадки? (Хитрый, трусливый, злой…)
*В каком домике живет?
*Как проводит зиму?
Можно загадать детям загадки.
Наблюдение за объектом должно быть коллективное, чтобы в дальнейшем каждый мог что-то добавить свое из увиденного, выразить свои впечатления, сделать свои выводы.
В течении недели вспомнить и рассказать о последовательности вашей экскурсии по музею и отразить это в продуктивной совместной деятельности:
* Написать рассказ.
* Сочинить сказку
* Сделать фотоальбом.
* Нарисовать.
*?
Желаем удачи!
Информация для родителей.
Историческая справка:
Зоологический музей находится по адресу: Университетская набережная д.1
В 1832 г. на базе зоологических коллекций Кунсткамеры, возник самостоятельный Зоологический музей Императорской академии наук. Этот год считается годом его основания.
|
|
Открыт музей для публики в 1838 году. Один из крупнейших в мире музеев, имеет в экспозиции свыше сорока тысяч видов животных всего земного шара. Среди них есть целый ряд редчайших, а подчас уникальных экспонатов, которыми не располагает ни один из музеев мира. Здесь можно увидеть многие коллекции – скелетов и чучел доисторических животных (Березовского мамонта, скелеты южного слона, морской коровы). С самых первых дней существования Музея и до настоящего времени значительная часть поступающих материалов изготавливалась в виде чучел с целью их экспонирования в Музее.
Экспонируются многие диорамы и биологические группы, в которых животные показаны в естественных условиях, в том числе «Животные Ленинградской области», «Природные зоны мира», «Охрана животного мира».
Зоологический музей!
Вы побывайте там скорей!
Узнаете про насекомых,
Про птиц, про рыб и про зверей!
Зоологический музей – крупнейший центр зоологического и экологического образования в Северо-западном регионе России. Экскурсии, которые проводит штат экскурсоводов Музея, охватывают все современные проблемы зоологии и рассчитаны на посетителей практически любого возраста и подготовки от детей детского сада до студентов специализированных биологических и медицинских институтов. В год музей посещает около 500 тыс. человек.
Уважаемые родители, настоятельно рекомендуем вам всей семьей отправиться в потрясающий, уникальный в своем роде, Зоологический музей. Посетить залы, где чучела животных средней полосы России изображены в как бы «естественных» условиях. Фигуры животных неподвижны, поэтому их можно рассмотреть с любой стороны, заметить мельчайшие детали объекта, увидеть животных и их детенышей.
Приложение № 4
Загадки
Домашние животные
1.Мягкие лапки, на лапках цап-царапки.
Молоко пьет, "мяу-мяу" поет.
. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Зеленые глаза, всем мышам гроза.
Зубастый, мохнатый,
|
|
Как есть начнет – песенку поет.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки.
Часто умывается,
А полотенцем не утирается.
2.С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи
3.Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. Голодна – мычит, сыта жует, Всем ребятам молоко дает Посреди двора стоит копна: Спереди вилы, сзади — метла. 4. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? Не прядет, не ткет, а людей одевает. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе!» 5.Сбородой родится, Да никто этому не дивится. Есть рога, а не баран, Хвост свечой, а не белка, Не корова, а молоко даёт. В капусту он забрался осеннею порой: Рогатый и лохматый и с длинной бородой. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, Доят, а не корова, лыко дерет, а не плетет. Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте вкусной травки мне» 6 Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьёт он из корытца. Спереди — пятачок, Сзади — крючок, Посредине — спинка, На спинке — щетинка. По земле ходит, неба не видит, Ничего не болит, а все стонет. Пятак есть, а ничего не купишь. 7. Не пахарь, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. Я большой и я красивый, Я бегу – и вьется грива, Длинный шелковый хвосток И копытами – цок, цок. 8. Быстрый прыжок, теплый пушок, Красный глазок, длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, грызет морковку. |
Приложение № 5
Чтение в лицах.
-Кисонька – мурысенька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька – мурысенька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька - мурысенька, с кем пирожки ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
КОТЕНОК
«Ты зачем, шалун-котенок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребенок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю?»
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котенок-плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки, закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой!» Сергей Городецкий
Маленькая корова
-Почему корова эта,-
Маленького роста?-
Отвечает Оле Света:
-Очень даже просто!
Это же – ребенок.
Это же – теленок! (В.Волина)
Какой кот?
- Почему ты черный, кот?
-Лазал ночью в дымоход.
-Почему сейчас ты бел?
-Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Меня пес в пыли валял.
-Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это. (В. Левановский)
Киска, киска. ( Армянская песенка)
- Киска, киска,
Чья ты кошка?
- Агабека.
-Что несешь ты?
-Сыр и масло.
- А кому?
- Сыночку моему.
-Где твой домик?
- На дворе.
- Где сыночек?
- На ковре.
- Ну, беги.
- Мяу.
Маша обедает
Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
-Гав, гав, гав!
-Кто это к нам?
-Гав, гав, гав!
-Кто это там?
-Это я, ваш верный пес,
Ваш Арапка – черный нос.
День и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог.
Не пора ли нам обедать?
-Мяу – мяу!..
-Кто ж теперь к нам царапается в дверь?
-Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли нам обедать?
-Куд – куда, куд – куда!..
- Кто еще спешит сюда?
- Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила-
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Двери отперты, и вот
Мама всех к столу зовет:
Пса Арапку, кошку-царапку,
Курочку – рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке –
Овса в черепушке,
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
С.Капутикян
Грозная хозяйка.
- Хозяйка сегодня грозна не к добру.-
Почувствовал пес и полез в конуру.
- Подальше, мой милый, держись от собак.-
Сказал себе кот и махнул на чердак.
- Коты – это скверно, пора уходить.-
Подумала мышь и сквозь щелочку - вить.
Ой! Мышка! Спасите меня! Караул!
Вскричала хозяйка и влезла на стул.
Приложение № 6
Пальчиковые игры:
Котята
(по мотивам английского фольклора)
Вот пятеро котят.
Один ушел - и нет его.
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез – котят осталось трое.
Но где-то запищал
Мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал – осталось два котенка.
Один из них с мячом
Исчез в дверях бесследно,
А самый умный - тот,
Оставшийся, последний, -
Он к миске подошел
И, как и должно киске,
Лакать за пятерых
Стал молоко из миски.
Пес
У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор. А. Барто
Раным-рано поутру
(Р.н.потешка)
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, буренушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешся вечерком,
Нас напоишь молочком.
Лошадка
А. Барто
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!