Противопожарные системы 5

СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж

"Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей".

Реферат

По курсу «Тактика тушения пожаров»

ТЕМА: Противопожарная защита самолетов.

 

 

Выполнил: Гомозов Андрей Сергеевич

III курс, группа № 581

Руководитель: Зернов Александр Николаевич

 

 

 

Содержание:

1. Введение

2. Основная частьСистема пожаротушения

3. Общие сведения

4. Устройство

5. Противопожарные системы, Тепловые датчики

6. Система сигнализации пожара в авиации

7. Принцип действия

8. Заключение

9. Источники

 

 

Введение 1

Горение - это сложное, быстропротекающее самоускоряющееся физико-химическое превращение, сопровождающееся выделением тепловой энергии и света. Основа горения - комплекс окислительно-восстановительных реакций горючих веществ с окислителем. При взрыве в ограниченном (замкнутом) объеме за короткий промежуток времени проходит процесс освобождения большого количества энергии, в результате чего вещество, заполняющее объем, превращается в сильно нагретый газ с очень высоким давлением, значение которого превышает предел прочности конструкции. Для возникновения пожара или взрыва необходимо наличие горючего вещества, окислителя и источника воспламенения.
Пожар (или взрыв) на борту ЛА может возникнуть в результате утечки и попадания на нагретые элементы конструкции горючих жидкостей из топливной, масляной и гидравлической систем, разрушения двигателя, разрядов статического электричества внутри топливных баков и поражения молнией, боевого поражения ЛА.
По физико-химическим условиям процесса горения вероятность возникновения пожара на борту ЛА наиболее высока на взлетно-посадочных режимах и при полете на малых высотах.
Пожар на борту в полете очень скоротечен, особенно в полете за счет интенсивного поступления кислорода из обтекающего самолет потока воздуха. Авиационные топлива самовоспламеняются при температуре 230-240°С. Температура горения топлива достигает 1100°С, температура плавления алюминиевых сплавов - 650°С, сталей - 1500°С, и в условиях пожара живучесть элементов конструкции не превышает 1-5 мин.

 




Основная часть 2

Система пожаротушения (авиация)

Система пожаротушения (иначе — противопожарная система ППС) — одна из стационарных бортовых аварийных систем, предназначенная для тушения пожара на борту летательного аппарата.

Назначение

Все пилотируемые летательные аппараты являются сложными, дорогостоящими и чрезвычайно опасными в пожарном отношении транспортными средствами. Ввиду больших запасов топлива (авиационного керосина) на борту, гидравлической жидкости под высоким давлением, разнообразных масел и спецжидкостей, запасов жидкого или газообразного кислорода, огромного количества электрических и электронных систем, нередко под высоким напряжением, наконец, магниевых сплавов и пластмасс — самолёт при пожаре может сгореть за считанные минуты, что смертельно опасно в полёте. Поэтому летательные аппараты оборудованы системами автоматического пожаротушения.

Особо стоить отметить боевые летательные аппараты, изначально предназначенные для действий в условиях огневого воздействия противника. На них, как правило, ППС ещё более сложная и разветвлённая, чем на пассажирских лайнерах.

 

Общие сведения 3

Наиболее пожароопасными местами на самолёте (вертолёте) являются отсеки двигателей и отсеки топливных баков.

В конструкцию летательного аппарата изначально закладываются решения по предотвращению возникновения пожара, а также средства по его локализации. Так, к примеру, двигательные отсеки могут иметь теплоизоляцию или отражающее покрытие и охлаждаться забортным воздухом от набегающего потока. Вся электропроводка выполнена в теплостойкой изоляции, а непосредственно на двигателе проложена в жёстких закрытых трубах. Для предотвращения распространения огня в мотогондолах и отсеках двигателей устанавливают противопожарные перегородки. Для предотвращения скопления топлива и жидкостей в подкапотном пространстве применяется дренажная система.

Надтопливное пространство баков может заполняться нейтральным газом, препятствующим горению. Также препятствует взрыву и пожару заполнение внутренних полостей топливных баков губчатым пенополиуретаном.

Для контроля на летательном аппарате устанавливается система пожарной сигнализации, которая непрерывно контролирует пожароопасные места, и в ряде случаев автоматически включает систему пожаротушения.

 

 

Устройство 4

Огнегасящий состав (часто применяется «хладон 114В2», химическая формула C2Br2F4) находится под давлением в баллонах. Как правило, баллоны именуются так: первая очередь пожаротушения, вторая очередь пожаротушения (нередко бывает и третья очередь). Все баллоны снабжены пиротехническими запорными кранами, которые однократно срабатывают при подаче электрического сигнала на подрыв пиропатронов. Огнегасящий состав по системе трубопроводов подаётся к распылительному коллектору в месте возгорания, причём, в зависимости от конкретного места система сигнализации методом открытия и закрытия нужных электроклапанов производит конфигурацию трубопроводов (при сложной разветвлённой ППС просто нет смысла возить на борту баллоны для каждого отсека, целесообразнее установить блок кранов).

Помимо автоматических очередей пожаротушения, систему можно активировать вручную, нажав на соответствующую лампу-кнопку на щитке противопожарной системы. При срабатывании пиропатрона и перегорании нити накала теряется электрический контакт, что вызывает загорание лампы-кнопки.

При срабатывании сигнала о пожаре в отсеке двигателя одновременно с подачей фреона может срабатывать (если это предусмотрено) пожарный кран, перекрывающий подачу топлива к двигателю и закрываться аварийная заслонка продува генераторов (воздушного охлаждения).

На ряде самолётов на законцовках крыла или снизу фюзеляжа установлены ударные датчики, активирующие систему пожаротушения при вынужденной посадке с невыпущенным шасси.

 

Противопожарные системы 5

обеспечивают выявление очага пожара и подавление его. Выявление очага пожара, подача светового и звукового сигнала экипажу и автоматическое включение средств пожаротушения - функции системы сигнализации о пожаре, датчики которой устанавливаются в наиболее пожароопасных отсеках, на современных ЛА это, как правило, отсеки основных и вспомогательных силовых установок.

Тепловые датчики

ППС реагируют на повышение или превышение некоторого предельного значения температуры в контролируемом отсеке. Ионизационные датчики реагируют на повышение ионизации воздуха при появлении пламени. Радиационные (световые) датчики срабатывают при появлении пламени или дыма, реагируя на излучение пламени в инфракрасной части спектра или на рассеяние появившимся дымом света сигнальных ламп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: