Сущность дидактических принципов и особенности их реализации

Принципы обучения представляют собой наиболее общие, фундаментальные положения, в соответствии с которыми вырабатываются содержание образования, система его организации и педагогические технологии, на основе которых строится педагогическая деятельность.

Дидактика – это особый раздел педагогической науки, в котором содержание, организация и методики (технологии) исследуются на предмет своей эффективности в учебном процессе.

Основные дидактические принципы предназначены для того, чтобы учителя и преподаватели могли добиваться наиболее значимых результатов в обучении и для того, чтобы учащиеся могли наиболее эффективно получать знания. Современные дидактические принципы детерминируют практически все компоненты и этапы педагогического процесса, выражают основополагающие требования к целям образования, его содержанию, методам, формам и техникам обучения.

Современная педагогическая наука выделяет следующие дидактические принципы:

§ Сознательность и активность. Принцип, который предполагает органическую связь и взаимозависимость характера педагогического руководства и уровня учебной активности учащегося, его творческого отношения к самому процессу учения. Сознательность подразумевает под собой желание учащегося осмысливать получаемые им знания для их эффективного практического применения, а активность в этом единстве представляет собой характеристику уровня самостоятельности ученика в осмыслении и применении знаний.

§ Принцип наглядности предполагает следование правилу опоры учителя в своей педагогической деятельности на непосредственные и реальные представления детей об окружающем мире. В основании этого принципа лежит вывод о разной степени развития у людей органов чувств, а как следствие, и разных представлениях о мире, которые формируются посредством восприятия мира чувствами.

§ Системность и последовательность как принцип исходит из того, что человек может сформировать в себе подлинно научное мировоззрение только тогда, когда сформировавшаяся у него в процессе обучения картина мира будет целостной, органичной, объясняющей сложные взаимосвязи и взаимодействия бытия.

§ Научность. Это принцип, в соответствии с которым содержание образования должно формироваться на основе действительно научного знания, позволяющего критически осмысливать окружающую действительность.

§ Доступность. Это принцип, который требует обеспечивать адекватное соответствие и сочетание в образовательном процессе форм его организации, способов обучения индивидуальным параметрам развития детей, их возрастным и психофизическим особенностям. Критерии такой взаимосвязи были сформулированы еще в средние века Я. А. Коменским: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Современные технологии обучения, различные технические средства обучения сегодня значительно увеличивают ресурсы для обеспечения доступности обучения. - Принцип органической связи теории с практикой. Один из основных во всей дидактической системе, он предполагает, что учение в своей конечной цели служит интересам социализации личности, формирует способность человека эффективно приспосабливаться к сложным и динамичным процессам современного социума.

§ Принцип прочности выдвигает требования к содержанию образования и субъективному отношению к нему со стороны ученика. Чем интереснее и содержательнее организован учебный процесс, тем сильнее проявляются мотивационные основания к учению и прочнее усваиваются сами знания. В общем-то, все дидактические принципы построены на понимании и применении таких механизмов и технологий учебной деятельности, которые в состоянии обеспечить высокую прочность усвоения. В своей совокупности дидактические принципы представляют собой единое системное образование, которое является одним из фундаментальных оснований, на котором строится образовательная деятельность.

Составьте таблицу:

Принцип обучения Правила реализации принципа
Принцип сознательности и активности 1.Четкое понимание целей и задач педагогической работы, которую предстоит выполнить педагогу. Данное условие является одним из основных, так как понимание педагогом целей и задач способствует тому, что педагог сможет их донести до учащихся, объяснит их важность, значение и перспективы. 2.Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся понимали, зачем и для чего они это изучают. Понимание будет способствовать тому, что процесс усвоения учебного материала будет не механический, а осознанный. 3.Обеспечить учащимся понимание всего учебного материала в общем, каждого слова, понятия, формулы и т.д. 4.Использовать в процессе обучения силу взаимообучения – создание условий для групповых и коллективных форм поиска и усвоения новой учебной информации, ответа на проблемный вопрос или решения проблемной ситуации. Довольно часто информация, которая исходит от сверстников, воспринимается намного лучше, чем информация, переданная педагогом. 5.Учащиеся должны видеть и понимать логику подачи учебного материала. В том случае, если они не видят логики, то в процессе обучения не присутствует сознательность получения знаний и умений. 6.Процесс обучения будет более продуктивным, если каждое новое правило, аксиома или постулат будут сопровождаться необходимым количеством примеров, для того чтобы учащиеся имели представление о его применение на практике и в повседневной жизни. 7.Необходимо учить, опираясь не только на собственный педагогический авторитет, но и с опорой на доказательствах, основанных на разуме и чувствах. 8.Педагог должен как можно чаще задавать учащимся вопрос «почему?», это научит их мыслить и понимать причинно-следственные связи, которые являются одним из основных условий развивающего обучения. 9.Учебный материал необходимо не просто пересказывать учащимся, а приводить примеры его применения на практике. 10.Процесс обучения должен соответствовать индивидуальным интересам учащихся, их необходимо развивать и направлять так, чтобы личные интересы каждого учащегося были согласованы с общественными потребностями. 11.Необходимо приучать детей мыслить и действовать самостоятельно, не допускать механического пересказывания и копирования учебного материала в собственных работах, а также не допускать подсказывания. 12.Делать упор на развитие творческого мышления посредством всестороннего анализа различных проблем, решения познавательных и логических задач с использованием нескольких способов и методов, вводить в процесс обучения разнообразные творческие работы. 13.Обучать детей правильно задавать вопросы и выслушивать на них ответы. Это является одним из важнейших условий стимулирования и поддержания активности.  
Принцип систематичности и последовательности 1.Обязательное планирование учебной работы, с целью соблюдения условия преемственности и установления ассоциаций во время усвоения учебного материала. Например, после проведения теоретических занятий и ознакомления с новым учебным материалом проводить практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в практической и повседневной деятельности. 2.Не допустимо переходить к изучению нового учебного материала, если педагог не уверен в том, что предыдущий материал достаточно хорошо усвоен. Данную проблему необходимо решать всеми возможными способами, даже если педагог ограничен рамками учебной программы и количеством часов, отведенных на изучение темы (раздела, дисциплины и т.д.). 3.Допустимо и целесообразно использовать технологию «опережающего обучения». На каждом учебном занятии, при изучении любой учебной информации вводить понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. Для начинающего педагога соблюдение данного условия достигается посредством подготовки не только к текущему уроку, но и к следующему. 4.Постоянное повторение пройденного учебного материала. Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее. Например, использование репродуктивного метода, который ориентирует на повторение услышанного от педагога или только что прочитанного учебного материала.
Принцип наглядности 1. Комплексное применение разнообразных приемов наглядности. 2. Использование обратной связи (срочной – зеркало, пульсометр, хлопки; отсроченной – видео, фото, эскизы, схемы). 3. Применять с учетом особенностей психического развития занимающихся разного возраста: - младший возраст – чувственное восприятие (зрительная, слуховая, двигательная наглядность), - старший возраст – образное и логически-смысловое восприятие (словесная, образная наглядность). 4. Следует опираться на впечатление, которые уже были в опыте занимающегося. 5. Приемы наглядности через внешний образ двигательных действий (слух, зрение) должны содействовать сознанию образа динамики мышечных сокращений (двигательных).
Принцип связи теории с практикой Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализовать этот принцип. 1.практикой доказывайте учащимся необходимость научных знаний; 2.показывайте, что наука развивается под влиянием потребностей практики; 3.рассказывайте учащимся о научных открытиях и новых технологиях; 4.приучайте применять знания на практике; 5.связывайте обучение с перспективой получения профессии; 6.связывайте обучение с перспективами развития своего села, города, области, страны; 7.внедряйте научную организацию труда в учебный процесс; 8.активно включайте учащихся в общественно полезный и производительный труд и правильно его организуйте; 9.используйте экскурсии на современные производственные предприятия.
Принцип научности 1.Необходимо помнить, что окружающий мир познаваем, а научные знания, подтвержденные практической деятельностью, предоставляют возможность увидеть объективную картину развития мира. 2.Наука и образование имеют большое значение в жизни каждого человека и общества в целом. 3.Обеспечение научности обучения зависит от уровня профессионализма педагога и реализуемого им содержания обучения.
Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка в условиях коллективной деятельности 1. учитывайте индивидуальную восприимчивость к учебе, обучаемость учащегося; 2. обеспечивайте учащимся возможности продвигаться в освоении учебного материала в индивидуальном темпе; 3. предоставляйте учащимся возможности выбора заданий по содержанию, степени трудности, способам работы; 4. создавайте больше ситуаций и вариантов выбора в коллективной, групповой работе по ролевым функциям; 5. обеспечивайте дозированную помощь и поддержку каждому ученику.
Принцип прочности 1.Для эффективного запоминания и закрепления учебного материала, его необходимо разбирать на смысловые структурные части. Данные части должны иметь оглавление, а сам материал представлен в виде тезисов и вопросов. 2.Каждый новый материал, который необходимо запомнить, должен быть связан с прежними знаниями, то есть опираться на полученную ранее информацию, которую уже прочно запомнил ребенок. Таким образом, вновь запоминаемая информация опирается на уже сложившиеся представления. 3.Процесс запоминания необходимо сопровождать постоянным повторением вновь полученной информации. Повторение не должно быть механическим. Оптимальным является повторение путем ответов на наводящие вопросы, а также на вопросы, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, заставляя их размышлять, сопоставлять, анализировать и обобщать учебный материал. 4.В процессе изучения нового материала, а также подачи новой информации учащимся, для их прочного усвоения, необходимо использовать прием взаимосвязи информации с практической деятельностью ребенка. Например, при представлении нового учебного материала, педагог опирается на примере из жизни, то есть «связывает» информацию с жизненным опытом ребенка. Полученная таким образом, информация хорошо усваивается ребенком и запоминается на порядок лучше. 5.Пройденный учебный материал, в процессе его повторения, необходимо воспроизводить путем выделения основных идей, выделения «стержня», а также путем наводящих вопросов. Все предоставляет учащимся возможность не просто вспомнить механически пройденное ранее, а выделить существенное (важное) в повторяемом материале. 6.Повторение и закрепление требует разнообразия в подходах, методах, формах. Однообразие гасит интерес учащихся к учению, снижает эффект усвоения.
Принцип доступности 1.Учебный материал преподается детям с учетом их возрастных и психических особенностей, а также с учетом пройденного ранее учебного материала (поэтапно). 2.Изучение нового учебного материала преподносится детям в доступной форме, с учетом их жизненного опыта. Так же форма и методы представление материала опираются на интересы и особенности развития ребенка. 3.Процесс обучения предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей развития. 4.Учебный процесс организуют в оптимальном темпе, так чтобы при изучении учебного материала было интересно всем детям, и тем, кто быстро усваивает информацию, и тем, кто медленно. То есть он не должен быть слишком быстрым для «слабых» учеников и слишком медленным, вызывающим скуку для «сильных» и «средних» учеников. 5.Обучение должно быть интересно на протяжении всего процесса. Необходимо создать определенный уровень напряженности, который бы вызывал у детей заинтересованность в работе, а также задал нужный темп урока. 6.Принцип доступности обучения, основан на применение иных принципов обучения (наглядности, аналогии, сопоставления и т.д.), то есть необходимо комплексное использование всех принципов обучения и их дидактических возможностей. 7.Каждый новый учебный материала должен логически выходить из ранее пройденного. То есть весь предыдущий материал является фундаментов для последующего. Для реализации данного правила от педагога требуется тщательная подготовка учебного материала, его планирование на текущий учебный год. 8.Большое значение для доступности обучения является то, как педагог излагает учебный материал. Речь педагог должна быть хорошо поставлена, он должен уметь преподнести материал интересно, логично, последовательно, с привлечением практических примеров. 9.Доступность обучения предусматривает постепенное предоставление учебного материала от «простого» к «сложному». Необходимо для качественного изучения материала, начинать процесс обучения с общих основ, постепенно переходя к главному и основному. При необходимости проведение, помимо основных занятий, дополнительные. То есть обучение происходит последовательно. 10.Принцип доступности ориентирован на развитие у ребенка трудоспособности. Тренировка и развитие трудоспособности готовит ребенка в дальнейшей к мыслительной деятельности, которая ему будет необходима в обучении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: