Инструкция. Предлагаем анкету для самооценки. Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить степень вашего согласия с содержанием каждого из них по одиннадцати балльной шкале (от 0 до 10).
Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка 1. Имейте в виду, что:
10 здесь означает полное согласие с высказыванием,
0 — полное несогласие,
5 — согласие наполовину.
Остальные оценки согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.
1. Поддерживаю линию на то, чтобы члены любого трудового коллектива сами выбирали себе руководителей.
2. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».
3. Люди доверяют мне свои личные тайны.
4. Все люди хотят одного — власти, я не исключение.
5. Я вступаюсь за членов коллектива всякий раз, когда с ними поступают несправедливо.
6. Я согласен с поговоркой: «Если лошадь везет плохо, ее надо бить».
7. В спорах и конфликтах не зависящие от меня люди обращаются ко мне как к арбитру.
8. Думаю, что людям в личных интересах выгодно иметь руководителем человека непреклонного, жесткого и, быть может, даже безжалостного; я стараюсь быть именно таким.
9. Я могу ладить (срабатываться) с людьми, даже если они мне не по душе.
10. Основное, что требуется руководителю для достижения успеха в управлении, — это умение любыми средствами принудить людей выполнять работу; я поступаю именно так.
11. Я чувствую в себе способность и готовность практически действовать для решения общих проблем (нужд) членов коллектива.
12. Я отдаю распоряжения, команды, приказы, указания разным людям в одинаковой форме.
13. В интересах дела я руководствуюсь мнением, противоположным моей собственной позиции.
14. Я глубоко убежден в том, что успешным может быть лишь тот руководитель, которого боятся.
15. Я практически действую так, чтобы каждый мог проявить свои способности и возможности наилучшим образом.
16. Даже для решения вопросов, затрагивающих большинство членов коллектива, я не организую массовые обсуждения — это тормозит процесс принятия решений.
17. Мне удается повести людей за собой (вовлечь их в какие-либо дела), даже если они совершенно независимы от меня (не подчинены мне).
18. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной, боясь «нарваться» на неприятности.
19. Когда надо было просить что-либо от имени коллектива, к руководству приходилось идти мне.
20. Личный опыт научил меня, что успех приходит к руководителю, способному организовать систему полного единоначалия; у меня это получается.
Регистрационный бланк 1
Шка Шкала | Балл Вопросы | Резул Результаты | |
Бал баллы | о/ 0/0 /О | ||
Л Л А А | 13 1 3 7 9 11 13 15 17 19 24 6 2 4 68 10 12 14 16 18 20 |
Обработка результатов:
1) суммируйте все баллы шкалы JI (нечетные высказывания), итог запишите после символа Л в клетке «Результат»;
2) повторите эту же операцию с высказываниями под четными номерами; итог запишите после символа А (шкала А).
Первый результат (Л) будет отображением вашего представления о себе как о лидере,
Второй (А) — отображением вашего представления о себе как руководителе административного типа. Отношение этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом. Пусть, например, итог самооценки выглядит следующим образом: Л=80, А=60. Переведя эти значения в проценты, получим, что на 57% в вашей деятельности проявляются лидерские качества й лишь на 43% то, что диктуется административными установками.
Попробуйте отобразить результаты вашей самооценки на диаграмме (рис. 5), где надо отложить значения по шкале Л на горизонтальной линии, по шкале А — на вертикальной. Восстановив к полученным точкам перпендикуляры, вы найдете свою точку. Это геометрическое представление наглядно и удобно.
100
90
80
70
60
50
Л
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 5. Диаграмма самооценки
В нашем примере (Л=80, А=60) точка располагается в правом верхнем квадранте. Это означает, что мы имеем дело с человеком, в психике которого сочетаются лидерские способности с административными установками. Если искомая точка окажется в правом нижнем квадранте, это свидетельствует о доминировании лидерских склонностей и способностей. Точка, находящаяся в левом верхнем квадранте, говорит прямо об обратном: в деятельности человека доминируют административные начала. Точка, расположенная в левом нижнем квадранте, - показатель низкого развития или отсутствия способностей к руководящей работе вообще.
Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя администратора. Самое общее различие состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.
Почему хуже руководитель административного типа? Прежде всего, потому, что он обращен всегда или почти всегда к требованиям «сверху», к тем, кто его назначил и от чьего отношения зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для руководителя-администратора имеют значение лишь постольку, поскольку существует указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами членов коллектива. Он может проводить правильную линию, не интересуясь или мало интересуясь отношением к ней тех, кем его поставили руководить. Для него все подчиненные на одно лицо. Он их различает не как личности, а как работников, лишь по степени включенности в решение задач, продиктованных сверху или им самим. Административный стиль управления исключает вовлечение людей в свободные обсуждения по поводу решаемых проблем, как исключает он и равноправный обмен критическими замечаниями. Ведь с администратором не поспоришь. Он от тебя независим и быстро поставит тебя на место. Администратор устремлен к созданию и укреплению своего доминирующего положения в коллективе практически любыми средствами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________