Тест № 2. Кто Вы: администратор или лидер?

Инструкция. Предлагаем анкету для самооценки. Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить степень вашего согласия с содержанием каждого из них по одиннадцати балльной шкале (от 0 до 10).

Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка 1. Имейте в виду, что:

10 здесь означает полное согласие с высказыванием,

0 — полное несогласие,

5 — согласие наполовину.

Остальные оценки согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

1. Поддерживаю линию на то, чтобы члены любого трудового коллектива сами выбирали себе руководителей.

2. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».

3. Люди доверяют мне свои личные тайны.

4. Все люди хотят одного — власти, я не исключение.

5. Я вступаюсь за членов коллектива всякий раз, когда с ними поступают несправедливо.

6. Я согласен с поговоркой: «Если лошадь везет плохо, ее надо бить».

7. В спорах и конфликтах не зависящие от меня люди обращаются ко мне как к арбитру.

8. Думаю, что людям в личных интересах выгодно иметь руководителем человека непреклонного, жесткого и, быть может, даже безжалостного; я стараюсь быть именно таким.

9. Я могу ладить (срабатываться) с людьми, даже если они мне не по душе.   

10. Основное, что требуется руководителю для достижения успеха в управлении, — это умение любыми средствами принудить людей выполнять работу; я поступаю именно так.

11. Я чувствую в себе способность и готовность практически действовать для решения общих проблем (нужд) членов коллектива.

12. Я отдаю распоряжения, команды, приказы, указания разным людям в одинаковой форме.

13. В интересах дела я руководствуюсь мнением, противоположным моей собственной позиции.

14. Я глубоко убежден в том, что успешным может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15. Я практически действую так, чтобы каждый мог проявить свои способности и возможности наилучшим образом.

16. Даже для решения вопросов, затрагивающих большинство членов коллектива, я не организую массовые обсуждения — это тормозит процесс принятия решений.

17. Мне удается повести людей за собой (вовлечь их в какие-либо дела), даже если они совершенно независимы от меня (не подчинены мне).

18. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной, боясь «нарваться» на неприятности.

19. Когда надо было просить что-либо от имени коллектива, к руководству приходилось идти мне.

20. Личный опыт научил меня, что успех приходит к          руководителю, способному организовать систему полного единоначалия; у меня это получается.

Регистрационный бланк 1

Шка  Шкала

Балл       Вопросы

Резул              Результаты

Бал баллы о/                 0/0 /О
Л      Л А А 13      1 3 7 9 11 13 15 17 19  24 6       2 4 68 10 12 14 16 18 20           

Обработка результатов:

1) суммируйте все баллы шкалы JI (нечетные высказывания), итог запишите после символа Л в клетке «Результат»;

 2) повторите эту же операцию с высказывания­ми под четными номерами; итог запишите после символа А (шкала А).

Первый результат (Л) будет отображением вашего представления о себе как о лидере,

Второй (А) — отображением вашего представления о себе как руководителе административного типа. Отношение этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом. Пусть, например, итог само­оценки выглядит следующим образом: Л=80, А=60. Переведя эти значения в проценты, получим, что на 57% в вашей деятельности проявляются лидерские качества й лишь на 43% то, что диктуется административными установками.

Попробуйте отобразить результаты вашей самооценки на диаграмме (рис. 5), где надо отложить значения по шкале Л на горизонтальной линии, по шкале А — на вертикальной. Восстановив к полученным точкам перпендикуляры, вы найдете свою точку. Это геометрическое представление наглядно и удобно.

100

90

80

70

60

50

Л        

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 5. Диаграмма самооценки

В нашем примере (Л=80, А=60) точка располагается в правом верхнем квадранте. Это означает, что мы имеем дело с человеком, в психике которого сочетаются лидерские способности с административными установками. Если искомая точка окажется в правом нижнем квадранте, это свидетельствует о доминировании лидерских склонностей и способностей. Точка, на­ходящаяся в левом верхнем квадранте, говорит прямо об обратном: в деятельности человека доминируют административные начала. Точка, расположенная в левом нижнем квадранте, - показатель низкого развития или отсутствия способностей к руководящей работе вообще.

Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя администратора. Самое общее различие состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.

Почему хуже руководитель административного типа? Прежде всего, потому, что он обращен всегда или почти всегда к требованиям «сверху», к тем, кто его назначил и от чьего отношения зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для руководителя-администратора имеют значение лишь постольку, поскольку существует указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами членов коллектива. Он может проводить правильную линию, не интересуясь или мало интересуясь отно­шением к ней тех, кем его поставили руководить. Для него все подчиненные на одно лицо. Он их различает не как личности, а как работников, лишь по степени включенности в решение задач, продиктованных сверху или им самим. Административный стиль управления исключает вовлечение людей в свободные обсуждения по поводу решаемых проблем, как исключает он и равноправный обмен критическими замечаниями. Ведь с администратором не поспоришь. Он от тебя независим и быстро поставит тебя на место. Администратор устремлен к созданию и укреплению своего доминирующего положения в коллективе практически любыми средствами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: