Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- началеи1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.
Используются памятки. Анализ оформляется в таблицу. Результаты исследований озвучиваются по окончании работы.
Поэтическая фонетика (памятка)
Аллитерация – повторение согласных звуков | Пушки с пристани палят… |
Ассонанс – повторение гласных звуков | Сталов комнате темно, Заслоняет слон окно, Или это снится сон? Динь- дон. Динь- дон. |
Анафора- единоначатие | Вечер. Взморье. Вздохи ветра, Величавый возглас волн… |
Звукоподражание – прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. | Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… |
Паронимия– игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи | Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели. |
Таблица исследования поэтической фонетики(ВПИСАТЬ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |
Поэтическая лексика (памятка)
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль. | Колокольчики мои, Цветики степные! |
Антонимы– слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни. | Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень… |
Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность | Угас, как светоч, дивный гений… |
Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи | О, рассмейтесь, смехачи! |
Эпитет– художественное определение | Тучка золотая Утес – великан Пустыня чахлая и скупая |
Сравнение– сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого | Глаза, как небо, голубые. |
Аллегория– иносказание, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы | |
Ирония – скрытая насмешка | Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью… |
Литота – художественное преуменьшение | Мальчик с пальчик Мужичок с ноготок |
Гипербола– художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление | В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках… |
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать | Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день минул… |
Овеществление– уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам | Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей |
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений | Деревья в зимнем серебре… Безмолвен черный лес… Ель рукавом мне тропинку завесила… |
Метонимия– сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых явлений, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий | Стальной оратор дремлет в кобуре Вел мечи на пир обильный |
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |