(1)Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литературу дома и литературу бездомья. (2)Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. (3)Разумеется, при этом качество литературного произведения зависит не от того, какого типа эта литература, а от силы таланта художника.
(4) Интересно, что в русской литературе эти два типа художников появлялись нередко в виде двойчатки, почти одновременно.
(5)Так Пушкин и Лермонтов – достигнутая гармония (Пушкин) и великая тоска по гармонии (Лермонтов). (6)Такая же пара: Толстой – Достоевский. (7)В двадцатом веке наиболее яркая пара: Ахматова – Цветаева.
(8)Литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что рядом с ее героями хотелось бы жить; ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами. (9)И здесь, в гостеприимном и уютном доме, ты можешь с хозяином дома поразмышлять и о судьбах мира, и о действиях мировых бурь.
(10)Литература бездомья не имеет стен, она открыта мировым бурям, она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны жизни. (11)Но всегда жить рядом с этой бездной ты не хочешь. (12)Впрочем, это во многом зависит от характера читателя.
|
|
(13)Литература дома всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир – дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь.
(14)Литература бездомья ничем не детализирует, кроме многообразья своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет.
(15)Зато литература бездомья гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит.
(16)Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. (17)Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (18)И обе – великие поэты. (19)Ахматова – литература дома. (20)Цветаева - литература бездомья. (21)И сразу, с ранней юности, обозначилась таковой, хотя родилась и жила в уютном профессорском доме.
(22)Оба поэта – люди трагической судьбы. (23)Но одна из них сразу стала поэтом дома, а другая поэтом бездомья.
(24)Разумеется, в совершенно чистом виде эти два типа литературы почти не существуют. (25)Но как две мощные склонности они реальны. (26)Они необходимы друг другу и будут сосуществовать вечно.
(Ф. Искандер)
Задания.
1. Определите стиль и тип речи текста.
_____________________________________________________
2. В каком значении в тексте используется слово дом?
_____________________________________________________
3. Выпишите из текста слово со значением «согласованность, соразмерность разных качеств, предметов, явлений».
|
|
_____________________________________________________
4. Из предложений 1 - 4 выпишите слово(-а), где происходит процесс оглушения звонкого согласного.
_____________________________________________________
5. Укажите способ образования подчеркнутых слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Из предложений 17 – 21 выпишите притяжательное прилагательное.________________________________
8. Найдите в тексте и выпишите прилагательное в форме превосходной степени._______________________________
9. Из предложений 21 – 26 выпишите собирательное(-ые) числительное(-ые).___________________________________
10. Из предложений 8 – 10 выпишите причастия.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Из предложений 1 – 7 выпишите производный предлог.
_____________________________________________________
12. Из предложений 15 – 22 выпишите частицу, омонимичную наречию и союзу. Найдите в тексте предложение, в котором это слово, являясь союзом, входит в состав необособленного приложения. Запишите номер предложения._________________________________________
13. Из предложения 11 выпишите 3 словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.______________________________________
14. Среди предложений 15 – 17 найдите номинативное (назывное) предложение. Напишите его номер.____________
15. Среди предложений 8 – 26 найдите простые предложения с составным глагольным сказуемым. Запишите их номера в порядке возрастания._________________________
16. Среди предложений 9 – 21 найдите предложения с уточняющими членами. Запишите их номера.______________
17. Запишите номера предложений с вводными конструкциями._______________________________
18. Среди предложений 13 – 20 найдите предложение с обособленными членами. Напишите его номер.____________
19. Среди предложений 10 – 15 найдите СПП. Напишите его номер, укажите тип подчинительной связи, вид придаточных.
___________________________________________________
20. Укажите номер СПП с придаточным уступки.________
21. Укажите номер(-а) сложного(-ых) предложения(-ий), одна из частей которого(-ых) – односоставное безличное предложение.__________________________________
22. Кратко объясните постановку тире в предложении 13.
_____________________________________________________
23. Укажите, какие из перечисленных средств выразительности встречаются в данном тексте:
а) сравнение, д) неологизмы
б) олицетворение, е) градация
в) метафора, ж) синтаксический параллелизм
г) антитеза, з) метонимия
и) гипербола
Рядом с выбранной буквой укажите номера предложений, наиболее ярко иллюстрирующих каждое средство выразительности.
24. Сформулируйте позицию автора данного текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст № 6.