Прочитайте текст и выполните задания

Рабочая тетрадь по русскому языку.

Преподаватель: Козлова Римма Андреевна

 

 

2019

Текст № 1.       

Прочитайте текст и выполните задания.

   (1) Выросла рябинка при дороге.

   (2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

   (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

   (8) Шла мимо девочка.

   (9) Увидела рябинку, поахала.

   (10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

   (12) И она была по-своему права.

   (13) Ехал на машине усатый дядька.

   (14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

   (17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

   (19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

   (20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

   (21) Под вечер шли туристы.

   (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…

   (26) Шел в сумерках влюбленный.

   (27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

   (29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.

   (33) На другой день приехал хозяйственник.

   (34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

   (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

   (38) И он был по-своему прав.

   (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

 

Задания.

1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

 

2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

а) 11               б) 19                 в) 25                  г) 37

 

3) Определите стиль и тип речи__________________________

_____________________________________________________

 

4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

а) 2 и 3            б) 5 и 6            в) 9 и 10            г) 13 и 17

5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

    а) 1                 б) 4                  в) 19                  г) 29

 

6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?

 

7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________

 

10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________

 

11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________

 

12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________

 

13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.

_____________________________________________________

 

14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________

 

15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________

16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________

 

17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________

 

18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________

 

19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________

 

20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________

 

21) Сколько придаточных в предложении 7?___________

 

22) Определите вид придаточного в предложении 19._______

 

23) Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

 

Текст № 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

Задания.

1. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

а) 1               б) 5                    в) 7                    г) 8

2. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

а) В детстве автор жил в горном селении на юге.

б) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

в) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

г) Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.

3. Какие типы речи представлены в предложениях 6 – 11?

 

4. Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

а) ограблен (в предложении 5);     

б) очажный дым (в предложении 6);

в) шумело (в предложении 7);       

г) богатства (в предложении 8).

5. Какое предложение связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора?

а) 6                 б) 2                    в) 3                   г) 4

6. Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?

а) развернутые метафоры              б) эпитеты, градация

в) инверсия                  г) экспрессивный повтор, анафора

 

7. Сколько раз звук [ф] встречается в предложениях 1, 2?___

 

8. Из предложений 3 – 8 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.__________________________________

 

9. Из предложений 6, 7 выпишите существительное с суффиксом j, имеющим собирательное значение.

_____________________________________________________

10. Из предложений 11 – 13 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_____________________________________________________

11. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.___________________

12. Определите способ образования наречия из предложения 3.__________________________________________________

 

13. Из предложений 1 – 5 выпишите субстантивированное(-ые) прилагательное(-ые).

 

14. Из предложений 12 – 15 выпишите краткое(-ие) прилагательное(-ые)._________________________________

 

15. Из предложения 8 выпишите все местоимения, определите их разряд.____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

 

16. Из предложений 6 – 8 выпишите наречия в одной из степеней сравнения.____________________________________

_____________________________________________________

 

17. Из предложений 11, 12 выпишите притяжательное(-ые) прилагательное(-ые).___________________________________

 

18. Из предложений 11 - 15 выпишите страдательное причастие._____________________________________

 

19. Из предложений 10 – 14 выпишите частицы.

____________________________________________________

20. Из предложения 1 выпишите словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ.

_____________________________________________________

21. Сколько словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении 2?________________

 

22. Сколько грамматических основ в предложении 8?______

 

23. Выпишите номера предложений с вводными конструкциями.___________________

 

24. Среди предложений 9 – 12 найдите простое, осложненное двумя обособленными определениями._____________

 

25. Определите тип придаточного в предложении 1.________

 

26. Среди предложений 5 – 9 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Запишите его номер.________

 

27. Среди предложений 1 – 8 найдите СПП с придаточным условия.____________

 

28. Найдите сложное предложение, состоящее из четырех частей, две из которых – односоставные безличные предложения._______________

 

29. Кратко объясните правописание Н-НН в словах в предложении 11._____________________________________

 

30. Выпишите грамматические основы из предложения 5, определите вид сказуемых.

__________________________________________________________________________________________________________

 

Текст № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: