Прочитайте текст и выполните задания

   (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

   (7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени … На пакость всякого станет…»

   (11)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

   (14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

  (16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать!», «не переходить!», «не шуметь!», «не распивать!». (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не годится. (21)Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

   (21)И силу, добавлю я, всеобщую, народную                                                                         (В. Астафьев)

Задания.

1) В каком(-их) предложении(-ях) выражена основная мысль текста?_____________________________________

 

2) Определите стиль текста.____________________________

 

3) Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

_____________________________________________________

4) Среди предложений 8 – 13 найдите то, в котором используется фразеологизм. Номер предложения запишите.

_____________________________________________________

5) Из третьего абзаца выпишите слова, относящиеся к книжной лексике.

_____________________________________________________

6) В каком значении употребляется слово приставка в предложении 16?

_____________________________________________________

7) Выпишите слово, в котором на месте ЧН произносится [ШН].__________________________________________

 

8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10) Из первого абзаца выпишите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

_____________________________________________________

11) Из предложений 20 - 21 выпишите переходный глагол.

_____________________________________________________

12) Из предложений 13 – 20 выпишите причастия (выделите суффиксы).___________________________________________

_____________________________________________________

13) Из предложений 11 – 16 выпишите наречие(-я) в одной из степеней сравнения.

_____________________________________________________

14) Определите разряд местоимения ЕЕ в предложениях 12 и 14._________________________________________________

15) Из предложений 8 – 9 выпишите частицы.

___________________________________________________

16) Определите часть речи первого слова в предложении 16.

___________________________________________________

17) Из предложений 1 – 9 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

___________________________________________________

18) Сколько грамматических основ в предложении 20?______

 

19) Из предложения 20 выпишите составной сочинительный союз.______________________________________________

 

20) Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях:

а) ДАЮЩИЙ ОТВЕТЫ        б) ВЫРАЖАЯ ЧУВСТВО

_____________________________________________________

21) Среди предложений 3 – 9 найдите простое односоставное безличное. Напишите его номер._________________

 

22) Среди предложений 7 – 12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.________

 

23) Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите его номер.____________

 

24) Укажите номер сложного предложения, в состав которого входят два простых односоставных (определите и запишите их вид)._________________

 

25) Среди предложений 9 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите его номер.______________

 

26) Запишите номера предложений с приложением._______

 

27) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру терминов из списка.

«В. Астафьев стремится убедить читателя в том, что пакость – большое зло в современном обществе. Он видит в своем читателе заинтересованного собеседника, поэтому использует _____ (предложения 17-19). Создавая нелицеприятный образ пакости, автор использует прием ______ (предложение 13), прибегая к скрытому сравнению. Для усиления эмоционального звучания текста автор заканчивает его____»

1) сравнительный оборот                                  

2) фразеологизм                                                 

3) метафора                                                         

4) экспрессивный повтор                                  

5) риторический вопрос                                    

6) антитеза                                                          

7) литота

8) ирония

9) парцелляция

10) вопросно-ответная форма изложения

11) восклицательные предложения

12) эпитет

 

28) Сформулируйте собственную точку зрения по проблеме, затронутой автором текста. Аргументируйте ее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: