(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…
(7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени … На пакость всякого станет…»
(11)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.
|
|
(14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.
(16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать!», «не переходить!», «не шуметь!», «не распивать!». (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не годится. (21)Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»
(21)И силу, добавлю я, всеобщую, народную (В. Астафьев)
Задания.
1) В каком(-их) предложении(-ях) выражена основная мысль текста?_____________________________________
2) Определите стиль текста.____________________________
3) Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?
_____________________________________________________
4) Среди предложений 8 – 13 найдите то, в котором используется фразеологизм. Номер предложения запишите.
|
|
_____________________________________________________
5) Из третьего абзаца выпишите слова, относящиеся к книжной лексике.
_____________________________________________________
6) В каком значении употребляется слово приставка в предложении 16?
_____________________________________________________
7) Выпишите слово, в котором на месте ЧН произносится [ШН].__________________________________________
8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Из первого абзаца выпишите существительное, которое имеет форму только единственного числа.
_____________________________________________________
11) Из предложений 20 - 21 выпишите переходный глагол.
_____________________________________________________
12) Из предложений 13 – 20 выпишите причастия (выделите суффиксы).___________________________________________
_____________________________________________________
13) Из предложений 11 – 16 выпишите наречие(-я) в одной из степеней сравнения.
_____________________________________________________
14) Определите разряд местоимения ЕЕ в предложениях 12 и 14._________________________________________________
15) Из предложений 8 – 9 выпишите частицы.
___________________________________________________
16) Определите часть речи первого слова в предложении 16.
___________________________________________________
17) Из предложений 1 – 9 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.
___________________________________________________
18) Сколько грамматических основ в предложении 20?______
19) Из предложения 20 выпишите составной сочинительный союз.______________________________________________
20) Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях:
а) ДАЮЩИЙ ОТВЕТЫ б) ВЫРАЖАЯ ЧУВСТВО
_____________________________________________________
21) Среди предложений 3 – 9 найдите простое односоставное безличное. Напишите его номер._________________
22) Среди предложений 7 – 12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.________
23) Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите его номер.____________
24) Укажите номер сложного предложения, в состав которого входят два простых односоставных (определите и запишите их вид)._________________
25) Среди предложений 9 – 12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите его номер.______________
26) Запишите номера предложений с приложением._______
27) Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру терминов из списка.
«В. Астафьев стремится убедить читателя в том, что пакость – большое зло в современном обществе. Он видит в своем читателе заинтересованного собеседника, поэтому использует _____ (предложения 17-19). Создавая нелицеприятный образ пакости, автор использует прием ______ (предложение 13), прибегая к скрытому сравнению. Для усиления эмоционального звучания текста автор заканчивает его____»
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) метафора
4) экспрессивный повтор
5) риторический вопрос
6) антитеза
7) литота
8) ирония
9) парцелляция
10) вопросно-ответная форма изложения
11) восклицательные предложения
12) эпитет
28) Сформулируйте собственную точку зрения по проблеме, затронутой автором текста. Аргументируйте ее.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст № 5.