Родителям рекомендуется

По лексической теме «ВЕСНА»

(для детей старшего дошкольного возраста)

(информационно-практический материал для родителей)

Бургутова Л.Н., учитель-логопед

 БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

    Предлагаем родителям, находясь дома совместно с детьми, закрепить речевые умения на основе лексической темы «Весна». Помогите ребенку повторить:

Предметный словарь (имя существительное:. Что это? Кто это?):

град, оттепель, капель, проталины, сосульки; март, апрель, май, месяц, весна, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза.

Словарь признаков (имя прилагательное: Какой? Какая? Какие?):

солнечная, теплая, жаркая, бирюзовый, изумрудно – зеленый, ранняя, поздняя, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные.

Словарь действий (Что делают? Что делает?):

оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает, наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

Дети должныусвоить: названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно -следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.

Родителям рекомендуется:

Задание 1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить. Запомнить названия весенних месяцев поможет четверостишие:

Март, апрель и май зеленый

Дарят листья липам, кленам.

Просыпаются сады,

Распускаются цветы.

Задание 2. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей)

Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче, чем зимой?

Задание 3 «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)

Весна какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая.

Задание 4. «Подбери  слова – действия»: (не менее трех действий):

дождь (что делает?) –…

солнце (что делает?) — …

Задание 5. «Подбери признаки» (не менее трех признаков):

дождь (какой?) – …

сосулька (какая?) — …

Задание 6.  «Один – много» (множественное число):

проталина – проталины

сосулька — …

луч — …

почка — …

подснежник — …

ручей — …

Задание 7. « Есть – нет « (родительный падеж):

подснежник – нет подснежника

сосулька — …

луч — …

почка — …

проталина — …

ручей — …

Задание 8. «Скажи наоборот»:

тепло – холодно

светло — …

сыро – …

грязно — …

день — …

утро — …

Задание 9. Предложите ребенку нарисовать картинку «Весна» и рассказать по ней о времени года, которое наступило, по плану:

- какое время года наступило?

- каким стало небо и солнце?

- какие изменения произошли в природе?

Задание 10. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану:

Как зовут (ИО)?

Кто старше, кто младше?

Кто ты маме, а кто бабушке?

Внешность, профессия.

Кто что делает по дому?

Как ты помогаешь?

Задание 11. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)

Засветило солнышко, потому что стало тепло.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Тает снег, потому что бегут ручьи.

Задание 12. «Назови слова-родственники» - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля, мамулька. и т.д.
Бабушка -...
Тетя - …
Сестра -  сестренка, …

Задание 13. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

(скворец, дерево, почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

Задание 14. «Помощник» на умение изменять глаголы по временам.

Я мою сегодня пол -       завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).

Я стираю сейчас белье -    завтра я белье... -               вчера я бельё...

Задание 15. «Исправь предложения».

Сначала родились мы, а потом – наши родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Задание 16.   «Выбери правильный ответ».

Мама старше дочки (иногда, никогда, всегда).

Бабушка – это… (папина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра).

Задание 17.   «Отгадай» Учим разгадывать загадки, развивать абстрактное мышление.


Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.

Одежду покупает,

Стирает, убирает…

Все она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка, друзья,

Это…    (мамочка моя)

 

Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя... родная!

 

Добрая, седая,

Всем нам помогает,

Вяжет нам носочки

И сидит до ночки

С нами у постели,

Если мы болеем.

Кто это такая? (Бабушка родная)


 

Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу. Я стираю, полощу, Воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу. И ни разу, И ни разу, Ни словечка не скажу: "Тс-тс-тс!" (Кулачок-ладошка поочерёдно). (Кулачок-ладошка поочерёдно). (Имитация стирки, полоскания) (Трясём кистями рук). ("Подметаем"). ("Колем дрова"). (Ладошки под голову) (Закрываем глаза) ("Идём на цыпочках") (Водим указательным пальчиком вправо-влево) (Грозим пальчиком) (Прижимаем пальчик к губам)







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: