Рождение художественной концепции христианской церкви

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)

 

 

Институт культуры и искусств имени Джульетты Якубович

 

Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «История изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

 

на тему: «Особенности архитектуры храма Св. Софии в Константинополе»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

направления подготовки: «Изящные искусства (Изобразительное искусство)»

Калмыкова Д.С.

Проверил: преподаватель

кафедры изобразительного и декоративно – прикладного искусства
Григораш О.В.
Количество баллов ______

 

Луганск, 2020 год

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3-4

Глава 1. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА………….5-8

1.1. Рождение художественной концепции христианской церкви………5-6

1.2. Отношение императора Юстиниана к храму Святой Софии………7-8

Глава 2. АРХИТЕКТУРА ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ……..…………………………………………………9-12

      2.1. Общий анализ архитектурного сооружения………………………9-10

      2.2. Особенности храма Святой Софии………………………………11-13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………….15

 

ВВЕДЕНИЕ

Из всех достижений архитектуры раннего средневековья важным является Софийский собор в Константинополе, один из крупнейших шедевров мировой архитектуры. Он стал главным храмом всей Византийской империи, и является вершиной развития системы сводчатых перекрытий.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи – создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов [1, с. 110].

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь – у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда [1, с. 34-35].

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи [5, с. 63].

Древний собор не раз перестраивался и достраивался, и много потерял от своего первоначального вида. Несколько раз падал от землетрясений его купол. После землетрясения 986 г. его заново построил армянский зодчий Трдат. Мозаика, сохранилась до наших дней, в основном также относится к более поздним временам. После взятия Константинополя турки превратили собор в мечеть, и с тех пор значительно изменился его облик. Были достроены контрфорсы, минареты и павильоны, уничтожены или закрашены драгоценные мозаики. Интерьер приспособили для нужд исламского культа. Однако собор не потерял основных своих особенностей, и в наши дни он производит сильное впечатление как шедевр мировой архитектуры [6, с. 108-109].

Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания «Ника». Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени [5, с. 92].

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА

 

Рождение художественной концепции христианской церкви

Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.

В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора – фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская – это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.

Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I-III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре. Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: «Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?» [6, с. 223].

Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства. Основой послужила одна из главных идей христианства – о создании мира волей бога. В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.

Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем «Шестодневе», рассказе о сотворении мира, прямо называет его «художнической храминой божия создания» и дает подробное описание последовательности ее возведения. Творение начинается сверху устройством неба – «сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья». Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится богом – «в руке божией концы земли», оболочка свода, неба есть вещество «тонкое, не твердое, не грубое... яко дым» [6, с. 54].

В этих словах уже заложена суть концепции византийского храма - как обнимающего и осеняющего пространство купольного балдахина. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями. Их прямоугольные пространства продольными рядами колонн разделялись на отдельные зоны, нефы, средний из которых был шире и выше остальных. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы [3, с. 196].

Именно после Св. Софии здание храма в восточно-христианской (православной) культуре приобрело тот символический смысл, который сохраняется и доныне. Начиная со Св. Софии, уходит навсегда раннехристианская идея движения. Ее заменила идея стояния, созерцания, отрешенности и молитвы. В интерьере Св. Софии широко используются мозаики, что в целом очень характерно для всей византийской архитектуры VI-XV вв., примеры которой можно увидеть на территории современной Италии в храмах Св. Виталия в Равенне, а также Иоанна Богослова в Эфесе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: