Эмоциональный фон семейного воспитания

Проведём игру-тренинг

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Например, начнём с фразы:

- В детстве можно … (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.)

Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.

- В юности нельзя … (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т.д.)

Сколько же запретов мы ставим перед подрастающими детьми?

 

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершённость процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Такое поведение может быть средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

 

 Развиваясь в социальной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе нормам, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет иного опыта жизни. Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).

Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение, употребление алкоголя, отказ учиться, сквернословие, уход из дома, агрессивность, раннее начало половой жизни непослушание, ложь, наркомания токсикомания, воровство. На это, зачастую,

оказывает влияние негативная ситуация в семье. Сюда включают:

- недостаток внимания, контроля со стороны родителей;

- негативный пример, который дают родители детям;

- низкий уровень жизни, нищета в семьях;

- безработица и пьянство родителей;

- снижение интеллектуального уровня родителей.

Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании (групп, сообществ), отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей.

Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Мой опыт работы с семьями определил отношение родителей к проблемам трудного ребёнка, что позволило сделать следующие выводы:

1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.

2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.

3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.

4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, педагог социальный, однако, если у ребёнка появляются реальные проблемы, родители решают их самостоятельно, либо скрывают.

5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.

 

Для того, чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

Причины отклоняющего от норм поведения подразделяют на две группы:

- причины, связанные с психофизиологическими расстройствами;

- причины социального и психологического характера.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих

детей. Во-первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их наблюдение постепенно становится для ребенка привычкой внутренней потребностью. Во-вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Эмоциональный фон семейного воспитания

 

Эмоциональный фон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Имеется множество исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный фон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленным на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского отношения также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только разное распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности, и особенно в переходном возрасте, эта независимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютный родительский дом не стимулирует выросшего ребенка к выходу в противоречивый и сложный взрослый мир.

Любящие родители (особенно матери), не способные научить мыслить ребенка отдельно от самих себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав пуповину эмоциональной зависимости от родителей и не включив своих отношений с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма высокая. Старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей способы досуга т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Больше всего детям хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге самостоятельности юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте помощи старших. Многие волнующие проблемы дети вообще не могут обсуждать со сверстниками: мешает самолюбие, да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты? Однако реальные взаимоотношения детей с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего. Хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни.

Среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в приюте и т. д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. И он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: