Человек в российском государстве второй половины XV В

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

 

В конце 15 – начале 16 веков на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути её социально-политического развития.

Царские регалии

Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на нашем уроке.

Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.

Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили унию – акт о соединении обеих ветвей христианства.

За участие в этой акции собор московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.

В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет церкви возрос.

Но такое положение дел имело обратную сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью.

Церковные деятели противились такому положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это приводило к конфликтам.

Церковь оставалась мощной религиозной силой, богатейшим землевладельцем и средоточием культурных ценностей.

Церковь вела себя агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, – к католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти. Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в друге.

Вторая половина 15 – первая 16 века – период распространения на землях Руси различных еретических учений. Ѐреси – это отступление от официального церковного учения и церковных догм. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Одним из центров распространения ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками». Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.

Суть учения выражалось в неприятии поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного землевладения, угнетения одних людей другими.

Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих, появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.

Еретики отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, поклонение святым. Критиковали монашество за непотребный образ жизни.

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану 3.

Иван 3 не вмешивался в религиозные споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви в государстве.

Но вскоре споры возникли и внутри руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

15 век был периодом бурного развития монастырей. В различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436 году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был основан Соловѐцкий монастырь.

В 1479 году преподобным Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.

Ещё в 14 веке Сергием Ра̀донежским был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним из самых богатых на Руси.

Монастыри получали богатые подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем не менее, монастыри занимались благотворительностью.

Другая ситуация была в небольших монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

Скит

Постепенно между этими двумя крайностями возник спор. Первая сторона «нестяжа̀тели», проповедовали уход от мира отказ церкви от приобретения

богатств и земель. Их вдохновителем был известный церковный деятель Нил Со̀рский.

Вторая – «иосифля̀не» – последователи Иосифа Воло̀цкого. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях и крепком хозяйстве. Что только так возможно распространять идеи христианства, помогать верующим и заниматься посвящением.

Великий князь поддерживал нестяжателей. При помощи их и еретиков он стремился ограничить влияние и богатство церкви и усилить свою власть.

Но вскоре иосифляне изменили своё учение. Теперь они признавали главенство князя над церковью, передавали ему решение многих церковных вопросов. В руки князя перешла обязанность борьбы с ересью. Князь поддержал иосифлян. Вскоре с ересью и нестяжателями было покончено. Представители этих учений были сосланы либо казнены.

В то время как иные православные страны Европы и сам центр православия Византия были покорены османами, русские земли объединились в единое сильное государство.

Постепенно русские церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в Православном мире, о её преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила название «Москва – Третий Рим».

Первым эту теорию в 1490 году озвучил митрополит Зосима. Он приравнял Ивана 3 к императору Константину, а Москву – к Константинополю.

В явном виде теория была сформулирована в посланиях старца Филофѐя великому князю Московскому Василию 3.

Теория обосновывала значение Москвы как религиозного и политического центра, ставшего преемником Рима и Константинополя, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».

Данная теория стала основой представлений о роли и значении России, как единственного центра истиной веры, которые сложились в период образования Русского государства.

Церковные деятели, проповедовали о том, что род Рюриковичей происходит от римского императора Августа, чья власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских монархов.

Итогом развития отношений церкви и государства были следующие моменты.

Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии.

Внутри церкви появились разногласия. Церковь попала в зависимость от великих князей.

Главной заслугой церкви было то, что при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.

ЧЕЛОВЕК В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.

Какие изменения в составе общества и в положении его слоёв произошли во второй половине XV в.?

1. Знатные люди Российского государства

На вершине общества в едином Русском государстве стоял государь всея Руси и его семейство. К верхам общества относились и удельные князья. Но теперь уделы выделялись только ближайшим родственникам великого князя. При Иване III было четыре удела, принадлежащие его братьям, и один удел его двоюродного дяди. У Василия III также было четыре удельных брата. Права удельных князей были сильно ограничены.

По мере укрепления Москвы на службу к московскому князю стали приезжать бояре из многих русских и литовских княжеств. К нему же, спасаясь от усобиц, перебиралась часть ордынской знати. В Москве селились князья из присоединённых к ней княжеств. К моменту образования единого Русского государства великий московский князь был окружён людьми из знатных княжеско-боярских фамилий, берущих своё начало от Рюрика или Гедимина.

В конце XV — начале XVI в. высшим слоем русского общества по-прежнему было боярство. Но теперь боярин — это не старший дружинник князя, а человек, который заседал в Боярской думе — совещательном органе при великом князе. Таким образом, понятие «боярин» означало теперь чин, который занимал человек и которым его жаловал великий князь. Боярами становились князья ранее независимых княжеств и их потомки. Имея чин боярина, они сохраняли за собой и княжеский титул (титулованное боярство), а также свои обширные земельные владения-вотчины. Это новое титулованное боярство нередко продолжало судить и править в своих землях по местным обычаям и законам, не отчитываясь перед государем всея Руси. И тем не менее все они находились теперь на службе у московского князя и, подобно нетитулованным московским боярам, отправлялись на службу, «куда пошлёт князь великий».

Василий III. Гравюра XVI в.

Боярин.

Художник А. П. Рябушкин

Бояре большую часть своей жизни проводили в Москве, но главное их богатство, основа их могущества — земельные владения находились за пределами Москвы. На территории боярских вотчин располагались усадьбы с обширными хоромами. Порой они напоминали настоящие замки, были окружены рвом, валом и частоколом. Здесь постоянно жили младшие родичи бояр, их слуги и холопы. Сами хозяева наведывались в свои усадьбы для того, чтобы поохотиться в лесных угодьях, устроить знатный пир либо собраться в военный поход.

Дворы московской знати в основном находились в Кремле. Они напоминали усадьбы бояр в сельской местности, но были меньших размеров. Их обслуживали зависимые люди и холопы, занятые в боярском хозяйстве. Это были конюхи, псари, бортники, бобровники, садовники, мастера, которые были подчинены княжеским управляющим — дворским. Отсюда их общее название — «слуги под дворским». За свою службу они получали в условное владение небольшие земельные участки. По прекращении службы такой человек земельного участка лишался.

2. Помещики

Создание единого государства потребовало увеличения численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём — предоставить воинам на время службы земельные владения — поместья. Вместо княжеских дружин было создано единое московское войско, основу которого составляли помещики. Земельные владения помещиков были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами. По требованию великого князя помещики должны были являться на службу вооружёнными, на коне, да ещё приводить с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян — «конно, людно и оружно».

Помещики в военных походах. Гравюры XVI—XVII вв.

Создание особого слоя служилых людей было выгодно крепнувшей великокняжеской власти: служилые люди полностью зависели от государя; земля их каждую минуту могла быть отнята, поэтому они должны были верой и правдой служить ему и добиваться его расположения.

3. Ограничение свободы крестьян

Что означает слово «крестьянин»?

Какие повинности несли крестьяне на Руси?

Создание единого государства улучшило положение сельских тружеников, которых теперь называли на Руси крестьянами (от слова «христиане»). Прекращение усобиц, усиление защиты от набегов ордынцев и других внешних врагов привело к подъёму крестьянских хозяйств. Потеряли силу запреты на переход земледельцев из одного княжества в другое.

Многие крестьяне поначалу не осознавали, что земля, на которой они вели своё хозяйство, перешла в разряд поместий. Ведь собственником земли по-прежнему оставалось государство в лице великого князя.

Однако вскоре началось наступление на права крестьян. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян работать на своей земле. Ведь ранее крестьяне были вольны уйти от одного владельца земли к другому, когда им вздумается. В крупных боярских вотчинах крестьянам жилось вольготнее, чем в небольших поместьях, хозяевам которых постоянно были нужны средства на жизнь и на военные нужды. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 г. единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября). При этом крестьянин должен был заплатить владельцу земли пожилое. Сумма пожилого в конце XV — начале XVI в. составляла примерно один рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить лошадь, 100 пудов (1 пуд равен примерно 16 кг) ржи или 7 пудов мёда.

Введение Юрьева дня стало первым шагом к ограничению крестьянской свободы. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, стали называться владельческими. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших лично великому князю, назывались дворцовыми.

В первой половине XVI в. поместная система охватила почти все уезды страны. Только в Русском Поморье (землях по берегам Белого моря, Онежского озера, Северной Двины, Печоры, Камы и Вятки) и на государственных (чёрных) землях проживали черносошные, т. е. свободные, крестьяне. Они платили налоги государству.

Крестьянин

Крестьянка

Юрьев день. Художник С. В. Иванов

Составьте диалог между людьми, изображёнными на картине.

Почему при переходе от одного землевладельца к другому было установлено пожилое?

4. Городское население

Большинство населения Руси составляли крестьяне. Горожан, которые именовались посадскими людьми, к началу XVI в. насчитывалось не более 5 % от всех жителей России.

В городах проживали прежде всего купцы и «чёрные люди», т. е. те, кто платил государственные налоги и исполнял различные повинности в пользу государства. В городах сохранились элементы самоуправления. Ремесленники объединялись в «чёрные сотни». Во главе сотен стояли сотники, позже — старосты. Сотни распределяли подати и повинности, налагаемые на посадских людей, наблюдали за городским благоустройством и следили за порядком. Первоначально сотни объединяли ремесленников одной специальности, которые обычно сосредоточивались в определённых кварталах городов.

Одно из первых орудий, отлитых московскими литейщиками. XV в.

Две древнейшие московские сотни носили название Мясницкой и Кожевницкой. Князья, заинтересованные в поступлении от горожан доходов и несении ими повинностей, должны были учитывать настроения «чёрных людей», считаться с ними.

У московских купцов были свои объединения: гостей-сурожан и суконников. Гости-сурожане торговали с Причерноморьем, суконники — с западными странами. Это были очень богатые люди. Нередко они давали деньги в долг московским князьям, вмешивались в политическую жизнь. Гости-сурожане и суконники пользовались привилегиями: они освобождались от уплаты пошлин, а если кто-нибудь из них совершал преступление, то судить его мог только великий князь.

«Чёрные люди» и купцы в случае серьёзной военной опасности собирались в городское ополчение и, таким образом, составляли основную силу, защищавшую город от вражеских нападений.

Из всех городов выделялась Москва. Она была не только крупным центром ремесла и торговли, но и столицей государства. В Москве находился двор великого князя, усадьбы бояр, служилых людей, высшего и приходского духовенства.

5. Появление казачества

Со второй половины XV в. за линией укреплений на южных и юго-восточных окраинах Русского государства и Великого княжества Литовского стали скапливаться беглые крестьяне и другие люди, которые называли себя вольными людьми — казаками.

Ведя непрерывную борьбу против соседних государств и полукочевых народов, казаки стали объединяться в общины. Возникли общины донских, волжских, днепровских казаков. По мере освоения новых земель появлялись всё новые казацкие общины. Власти стали использовать их для защиты пограничных рубежей, платили им жалованье. Важным источником существования казаков оставалась также военная добыча.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Одновременно с формированием единого государства и укреплением великокняжеской власти шёл процесс формирования слоя служилых людей и наступления на личные права крестьян.

Изучаем документ

ИЗ СУДЕБНИКА 1497 г.

А христианам [крестьянам] переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживёт на нём год да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт да и пойдёт прочь, и он полдвора платит; а три года поживёт и пойдёт прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживёт, и он весь двор платит.

 

Задание: прочитать стр.96-107 и просмотреть видеоуроки; 

В чем состоят основные различия православия и католичества?

Поясните значение новых слов: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: