Взлёт отечественной культуры XIX в. как выражение национального самосознания

XIX век – великая эпоха в развитии русской национальной культуры, по праву названная «золотым веком». Сформировавшись как одна из великих культур планеты, русская национальная культура явила всему миру свои самостоятельные, имманентные особенности.

Первая особенность, вполне выявившаяся уже к середине XIX в., состояла во всемирном, общечеловеческом значении ее ценностно-смысловых образов, символов, тем и проблем. Глубина и жизненность вопросов, поднятых русской культурой, а вместе с этим мастерство русских художников мысли, слова, звуков и красок были настолько значительными, что другие культуры приникали к ним как к живительному источнику, исцелявшему старые раны. Великий русский композитор М.И. Глинка положил своим творчеством начало мировому влиянию русской музыки.

Вторая особенность состояла в ярко выраженном реализме и гуманизме, в антикрепостнической и антибуржуазной направленности, демократической защите коренных интересов многомиллионных масс трудового населения полиэтнической России. «Письмо Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж – это был выстрел, раздавшийся в темную ночь. Тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утере или о том, что его не будет, - все равно, надо было проснуться». И благодаря русским гуманистам XIX в. Россия «проснулась» и сбросила оковы крепостничества.

Третья особенность проявлялась в глубоком социальном содержании и возникновении социалистических тенденций в различных сферах духовной культуры, но особенно в общественно – политической мысли, рождении русских «социалистических Лессингов» (Ф. Энгельс), в творчестве которых «демократизм и социализм сливались в одно неразрывное, неразъединимое целое…

Четвертая особенность культуры XIX в. заключалась в ее многогранности, глубокой пластичности и изумительной способности, не переставая быть национальной, с одной стороны, вбирать и впитывать в себя все лучшие черты культур народов России, а с другой, передавать им, обогащать их своими гуманистическими и демократическими ценностями. В русской литературе, музыке, живописи все большее и заметное место начали занимать темы и мотивы из жизни Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Казахстана, Татарстана, Башкирии, других народов огромной многонациональной державы.

Пятая особенность русской культуры этой эпохи состояла в диалектически выраженной идее общечеловеческой солидарности. Русские просветители XIX в. – «главные вдохновители нового национального самосознания своего народа, народа, впервые осознавшего себя в качестве органической части единого человеческого рода… воспитывали русский народ в духе «истинного патриотизма», «национальной идеи».., а также в духе общечеловеческой солидарности. Идея человечества должна лежать в основе отношений между нациями. Единство человечества состоит в подчинении великой идеи национальной индивидуальности еще более великой идее человечества. Народы начинают сознавать, что они – члены великого семейства человечества, и начинают братски делиться друг с другом духовными сокровищами своей национальности,– утверждал выдающийся русский мыслитель XIX в. В.Г. Белинский.

Шестая особенность культурно-исторического процесса в России XIX в. проявилась в заметном ускорении его темпов, дифференциации различных сфер культурной деятельности, усложнении и углублении самого культурного процесса. С одной стороны, развитие литературы, музыки, живописи, театра, философии, истории, естественных наук было столь бурным, что они становились независимыми, самостоятельными и даже «элитарными» сферами национальной культуры, а с другой, происходило все большее их соприкосновение, взаимопроникновение и взаимовлияние.

XIX в. – это период бурного развития литературы, изобразительного, музыкального, театрального искусства, утверждения новых художественных направлений. Литература шла впереди всех областей духовной культуры русского народа. Уже в первой половине столетия утверждается ярко выраженный литературоцентризм. Это было не случайно: общий темп развития литературного творчества и борьбы в нем идей, образов и направлений совпадал, был созвучен с теми изменениями, которые происходили в обществе, которыми жил сам русский народ, – генеральный субъект истории и культуры. В словесном творчестве – устном и письменном – фольклоре и литературе XIX в. со всей силой проявилась духовная мощь русского народа, не мирившегося со своим рабским положением, не терявшего веры в лучшее будущее и активно отстаивавшего его.

В XIX в. окончательно сформировалась единая русская нация: с общим психическим складом, единой культурой, традициями, осознанием своих исторических интересов. На исторической арене действовал не разрозненный, а единый, могучий народ с растущим общественным сознанием.

XIX в. мы видим явный прилив патриотических настроений народа, разгромившего захватническую армию Наполеона и в очередной раз отстоявшего свободу, независимость и честь родной страны. Война 1812 г. с самого начала приобрела народный характер.

Горячая любовь к Родине руководила поднявшимся на ее защиту народом. Цели борьбы были совершенно ясны: надо было изгнать врага, насильника, иноплеменного угнетателя, захватившего родную землю, грозившего порабощением. Война против нашествия Наполеона стала национальной борьбой русского народа. Народный характер войны проявился и в партизанской борьбе, и в настроениях солдатской массы, в основном состоявшей из крестьян. Народный характер войны был виден в тесном единении фронта и тыла, в оказании помощи армии, снабжении ее продовольствием, вылавливании населением лазутчиков и шпионов. Мощный подъем, и успех русской культуры той эпохи были обусловлены внутренними изменениями и процессами развития России, среди которых важнейшее место занимают реформы императора Александра II, ставшего в XIX в. воплощением самодержавной инициативы. После и в процессе реформ в России стала развиваться новая социально-экономическая и социокультурная система – капитализм.

Специфика экономических отношений определяла и особенности развития социально – классовой структуры российского общества в XIX в. Она в свою очередь определяла изменения в структуре субъекта культуры – ее создателя, хранителя, транслятора.

Русская литература, становясь стержнем духовной культуры, стремительно вырастает в явление мирового масштаба и получает всеобщее признание. Уже в последней четверти XIXв. передовые писатели Европы и Америки единодушно признавали всемирно – руководящую роль русской литературы. И.С. Тургенев был общепризнанным авторитетом в европейской литературе. Испанский писатель Гальдос называл его своим «великим учителем», а Жорж Санд говорила И.С. Тургеневу: «Все мы должны пройти через вашу школу». В 1914 г., обращаясь к немецким писателям, Ромэн Роллан писал: «Где в продолжение более сорока лет искали мы нашу духовную пищу?.. Кто, как не русские писатели, были нашими руководителями?»

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: