Различное толкование словосочетания в науке. Начальная форма словосочетания. Парадигма словосочетания

Конспекты к курсу

«Современный русский литературный язык: Синтаксис словосочетания и простого неосложненного предложения»

 

Выполнила: Студентка 2 курса Ларина Мария Борисовна
Проверил: Кандидат филологических наук, Кузьмина Алевтина Викторовна  

 

 

Курск, 2020



Темы лекций по дисциплине

Современный русский литературный язык: Синтаксис словосочетания и простого неосложненного предложения»

 

Тема 1. Словосочетание как синтаксическая единица.

 

Различное толкование словосочетания в науке. Начальная форма словосочетания. Парадигма словосочетания.

 

В определении словосочетания, в понимании его сущности и его отношения к предложению в грамматических учениях нет единства. Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. Рассмотрим три разных подхода к пониманию сущности словосочетания.

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В.Виноградова словосочетание – исторически сложившаяся в языке форма грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенная основных признаков предложения, но создающая расчлененное обозначение единого понятия. Согласно Виноградову, словосочетание существует только на основе подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А.Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

1) Птица летит.

2) Летящая птица.

3) Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2 и 3). В теории В.В.Виноградова к словосочетаниям следует отнести только второй пример как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц, является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Итак, словосочетание –  это сочетание двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. Как и слова, словосочетания служат наименованиями предметов, признаков, действий и т. д., но наименованиями более точными, более конкретными, чем слова (ср.: читатьчитать вслух; веселоочень весело; мячфутбольный мяч и т.д.).

Одно из слов в словосочетании является главным, его распространяет (поясняет) зависимое от него слово (то есть грамматические свойства главного слова обусловливают грамматические свойства зависимого, например его род, число или падеж).

Средствами выражения зависимости одного слова от другого, т.е. связи и смысловых отношений между словами, в словосочетании являются формы слов, предлоги, порядок слов, интонация. От главного слова к зависимому можно задать вопрос какой? насколько? о чем?, например: свежий ветер, совсем глупый, рассказать о поездке.

Как и у слова, у словосочетания принято отмечать начальную форму: для этого нужно поставить в начальную (словарную) форму главное слово. Например, начальная форма словосочетания на лесной тропинкелесная тропинка, а словосочетания пришёл вовремя – прийти вовремя.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание подлежащего и сказуемого (это уже предложение): магазин закрыт; день жаркий; поезд прибывает;

2)  ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;

3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около  предлог); тоже пришёл (тоже союз); словно во сне (словно частица);

4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;

5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Совокупность форм словосочетаний, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения:

– падежные и числовые: ветка березы, ветки березы, ветке березы... ветки березы, веток березы и т.д.;

– родовые значения: достойный внимания, достойная внимания;

– личные отношения: пишу письмо, пишешь письмо и т.д.

Форма зависимого компонента или изменяется аналогично главному (при согласовании), или не изменяется (при управлении и примыкании).

Число членов парадигмы, как правило, определяется числом форм стержневого слова. Словосочетание южный город имеет парадигму из 12 членов (6 — в ед.ч. и 6 — во мн.ч.); а сочетание слов свежее молоко – только 6 членов, так как во мн. ч. вещественные существительные не употребляются.

По стержневому слову выделяются субстантивные, адъективные и глагольные парадигмы.

Условием вхождения словосочетания в парадигму является тождественный лексический состав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: