СССР в 1950- начале 1960-х гг.»

Тема: «СССР к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы.

1) Внимательно посмотрите видеоурок «И. В. Сталин в оценках современников и историков» по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/5791/main/211176/

 

2) Прочитайте информационный материал «Сталинская эпоха»: плюсы, минусы и репрессии» и выскажите свою позицию – Сталин для страны был героем или антигероем?

ЛЕКЦИЯ

"Сталинская эпоха": плюсы, минусы и репрессии

«Я знаю, что, когда умру, людская молва много мусора нанесёт на мою могилу. Но я уверен, что ветер Истории всё это развеет».

И.В. Сталин

Многими историками и современниками давались различные оценки эпохе правления И.В.Сталина. Своей главной целью он считал создание сильного государства, ради этой цели любые средства, по его мнению, применимы. На уроке мы рассмотрим и изучим различные взгляды, мнения, точки зрения современников и очевидцев для того, чтобы понять значение личности И.В. Сталина.

Многие современники и историки давали высокую оценку деятельности И.В.Сталина, но были и те, кто давал ему совершенно противоположную характеристику.

А может быть, ни одна из этих оценок не соответствует действительности? Перед нами сегодня стоит вопрос – кем же был И.В. Сталин? Были ли обоснованы различные оценки личности Сталина, его влияния на эпоху и влияния эпохи на личность Сталина?

Иосиф Виссарионович Сталин руководил СССР с 1924 по 1953 год. Очень многие бывшие советские граждане ассоциируют годы правления "вождя народов" с невероятной индустриализацией, победой в Великой Отечественной Войне, созданием ядерного оружия и становлением СССР, как сверхдержавы. Однако, много советских семей коснулись сталинские репрессии и они ставят Сталина в один ряд с Гитлером и Муссолини.

За всё время, пока генсек руководил страной, он отправил на расстрел 3 миллиона человек и сослал в ссылки, лагеря, депортировал и т.д. около 20 миллионов человек!

Психологи, изучив поведение Сталина пришли к выводу, что скорее всего "вождь народов" имел проблемы с психологическим здоровьем, влияние на которое оказало трудное детство.

Характер "вождя"

Детство будущего генсека было, мягко скажем суровым. Родители постоянно выясняли отношения на глазах сына, отец постоянно пребывал в алкогольном угаре и бил мать, а она срывала злость на Иосифе, называла его "некчёмным" и ежедневно лупила розгами.

С самого детства мальчик усвоил один важный жизненный урок: " Кто сильный, тот и прав " Под этим девизом он и руководил страной Советов 29 лет.

Будучи совсем молодым Иосиф устроил в Батуми свою первую политическую акцию, которая собрала полгорода. Вскоре "горячего" грузинского парня замечает Владимир Ленин и знакомиться с ним. Сталину приходятся по душе революционные идеи Ленина и дальше они действуют "рука об руку".

Мало кто знает, но Иосиф Виссарионович Джугашвили терпеть не мог свою фамилию, которая ассоциировалась у него с отцом-алкоголиком, поэтому он решил сменить её, придумав псевдоним.

Всего Иосиф примерил на себя более 20 псевдонимов, самый известный из них был Коба. Но уже, в 1913 году Джугашвили придумал себе псевдоним, под которым его вскоре узнает весь мир- СТАЛИН.

"Сталинская эпоха"

Итак, в 1924 году Иосиф Виссарионович начинает рукводство СССР. И практически всё его правление сопровождается коллективизацией, голодом, "чистками" и всяческим угнетением простого народа. Яркий пример: в 1932 он подписывает, так называемый закон о "трёх колосках". В соответствии с ним, если крестьянин украл у Родины хоть один колосок пшеницы, то приговаривался к расстрелу и не важно, голодал он или нет.

Таким образом власти добились увеличения урожайности. Сэкономленный урожай экспортировали за границу, а назад привозили современную сельхозтехнику.

В 1936 году руководителем НКВД и по совместительству, личным палачом сталинского режима, становиться Николай Ежов. Ежов был настолько услужлив, что умудрялся "перевыполнять план чисток". В итоге, каждый 15 житель страны подвергался репрессиям, ссылкам, расстрелам или депортации. Тут уж кому, как "везло".

Официально причиной репрессий была борьба с капиталистами и усиление диктатуры пролетариата. Реально, зачем всё это проводилось до сих пор не ясно.

Минусы:

  • жестокая внутренняя политика:
  • тотальная ликвидация интеллигенции, деятелей науки и культуры, а также квалифицированных армейских чинов;
  • гонения на верующих и "раскулачивание", относительно, богатых граждан;
  • доходы чиновников, были в 60-70 раз выше доходов рабочего класса;
  • невыносимые условия труда: 14-ти часовой рабочий день, который оплачивался продуктами, а не деньгами;
  • голод, 1932-33 годов, унёс 8 миллионов жизней;
  • развивались лишь отдельные отрасли экономики;

Плюсы:

  • создание ядерного оружия, которое позволило СССР стать сверхдержавой;
  • рост количества учебных заведений: школ, училищ, техникумов и повышение доступности образования. За время правления Сталина количество неграмотного населения снизилось на 80%;
  • цены на товары народного потребления ежегодно снижались;
  • крошечные цены на коммунальные услуги и жильё. Если советскому человеку было необходимо жильё, а денег небыло, он мог взять ипотеку у государства всего под 1% в год. Многие пользовались этой услугой и обычная семья рабочих выплачивала такой кредит менее чем за год;
  • развитие практически, всех видов промышленности и сельского хозяйства (поздний период правления).

Также при Сталине были созданы политические, социальные, военные, экономические и другие институты. От политики НЭПа, наконец отказались, а за счёт деревень была проведена модернизация целого сельскохозяйственного сектора.

Стоит отметить Сталина, как военного стратега, во многом благодаря ему и его политике внутри государства (переориентирование экономики на военное положение) СССР одержал победу в Великой Отечественной войне. Ну и мы наконец стали сверхдержавой и вошли в совет безопасности ООН. Правда, потом к власти пришёл Хрущев и слегка всё испортил, но это уже совсем другая история.

3) Внимательно посмотрите видеоурок «Смерть Сталина и судьба страны» по ссылке  https://www.youtube.com/watch?v=vE5wR4oGSwY

4) Прочитайте лекцию и на основе полученной информации  выполните задания:

1. Расскажите об основных реформах и политических изменениях в период Хрущевской оттепели.

2. Напишите сочинение-размышление на тему: «Ошибки правления и причины падения Хрущева».

3. Д /з Пройдите по ссылке и решите Онлайн -кроссворд "СССР в период 1953-1964. История СССР в период оттепели"

https://onlinetestpad.com/ru/crossword/218-sssr-v-period-1953-1964-istoriya-sssr-v-period-ott


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: