Методика организации и проведения игр

 

«Игра - дело серьёзное»


Игра – вид деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, особенно важна для детей. Именно игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Конкурсно – игровая программа- это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть варианты.

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально-ритмическими или пластическими играми. Например: в песне «В лесу родилась ёлочка» вместо буквы «Эр» играющие хлопают в ладоши.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Розыгрыш может быть большим и маленьким. Рифмы – предполагают ответ «да» и «нет».


Алгоритм построения конкурсно - игровой программы.

Для того чтобы составить конкурсно – игровую программу нужно:

1. Определить тему (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов.

2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы.

§ зарабатывание максимального количества очков;

§ путешествие с приключениями;

§ формирование коллектива на основе конкурсного отбора;

§ ведение следствия или раскрытие тайны;

§ спасение попавших в беду.

3. Решите, кто будет участником вашей игры.

§ команды;

§ отдельные игроки;

§ команды, но на данном этапе действует не вся команда, а только один – два игрока.

Принципы отбора игроков (участников конкурса):

§ отбор 2-х игроков на сцену с помощью «манка» - это психологическая ловушка, выполняет функцию справедливого отбора. Например: ведущий просит назвать родственников кепки. Участники называют. После того, как перечислены примерно 10 головных уборов, ведущий считает по принципу аукциона – и вызывает того, кто назвал слово последним;

§ пара игроков выходит, первый побеждает и к нему присоединяется другой соперник;

§ различные «доборы»;

§ «Олимпийский принцип»: выбираем сразу 16 человек, делим их на пары, в процессе проведения конкурсов проигравшие выбывают и останется 1 победитель.

4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:

§ игра в зале;

§ игра с передвижениями по «станциям»;

§ длительная ролевая игра.

5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

§ жюри (продумать критерии оценки действий участников);

§ победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны люди, которые будут следить за временем и считать очки);

§ победителя определяет случай.


6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.

§ Конкурс (любое бытовое или профессиональное действие) нужно замотивировать, то есть поставить в эстетический контекст. (Например: набираем артистов в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший летописец». На ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево по стеклу, чтобы могли прочитать зрители).

§ Конкурс нужно усложнить и растянуть во времени. Но! Время выполнения конкурса должно быть примерно от 40 секунд до 1 минуты.

§ Содержание конкурса определяется его видом.

Виды конкурсов:

§ речевые;

§ музыкальные;

§ сочинительские;

§ конкурсы актёрского мастерства;

§ пантомимические конкурсы;

§ конкурсы изобразительного искусства;

§ танцевальные;

§ подвижно-спортивные;

§ на смекалку;

§ на внимание и др.

7. Определите, КТО и КАК будет вести игру.

Существуют способы ведения игровой программы:

§ «ОТ СЕБЯ» - «Я – ведущий»;

§ «ОТ КОГО-ЛИБО» - ролевая персонификация ведущего (например: выходит попугай Кеша и др.).

Существуют основные требования к ведущему:

§ этика внешнего вида;

§ культура речи и эмоциональность;

§ доброжелательное отношение к аудитории;

§ добросовестная подготовка.

8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь»!

§ ведущий должен представить участника конкурса, чтобы зрители могли поддерживать конкретного человека;

§ ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос;

§ нельзя ставить участников в неловкое положение;

§ после завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника, за успех или поддержать, если он не выполнил задание;

§ нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор;

§ задание должно быть безопасно.

9.Составьве список необходимого реквизита.

10. Определите, как и чем следует поощрить победителей и призеров (призы).

11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например, «музыкальные паузы».

Игра – сильнейшее средство развития. Она развивает память, внимание, терпение, волю. Игры воспитывают нравственные качества: дружбу, сотрудничество, доброту, терпимость, справедливость и т.п.

Назовем некоторые из классификаций:

§ на знакомство;

§ игры с залом;

§ на сплоченность коллектива;

§ на поднятие эмоционального фона;

§ одноразовые игры;

§ игры на контактность;

§ игры-дискуссии;

§ игры на выявление лидеров;

§ игры на командную работу;

§ деловые игры и ролевые игры;

по степени активности:

§ подвижные;

§ сидячие;

§ стоячие;

по месту проведения:

§ на местности;

§ на природе;

§ в помещении;

§ за столом и т.д.;

по жанру:

§ дидактические;

§ познавательные;

§ трудовые;

§ музыкальные;

§ строительные;

§ игры-тренинги;

§ игры-развлечения;

§ игры-шутки и т.д.

по содержанию:

 Содержание – определяющая сторона игры, как таковой, оно представляет единство составленных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание – это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание – основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги, вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

по форме:

 Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выживания содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура». Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

§ собственно детские игры всех видов;

§ игры-празднества, игровые праздники;

§ игровой фольклор;

§ театральные игровые действа;

§ игровые тренинги и упражнения;

§ игровые анкеты, вопросники, тесты;

§ эстрадные игровые импровизации;

§ соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

§ конкурсы, эстафеты, старты;

§ свадебные обряды, игровые обычаи;

§ мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

§ карнавалы, маскарады;

§ игровые аукционы и т.д.

Назовем некоторые из классификаций по следующим основаниям:

§ по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность коллектива, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление особенностей и т.д.;

§ по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;

§ по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;

§ по жанру: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.

Существуют тысячи разнообразных игр. В основном, хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди. Считается, что у взрослых игры «для того, чтобы», у детей «потому, что». Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на «Олимп вечности», насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на три большие группы:

1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.

2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.

3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.

§ По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

§ По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

§ По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.

§ По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

§ По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные - игры с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.), компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы и др.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: