Ответ: Преподавательская деятельность в высшей школе имеет, прежде всего, организующий характер, что проявляется в том, что педагог,
во-первых, организовывает осмысливание учебной информации;
во-вторых, организовывает обобщение знаний;
в-третьих, организовывает закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля;
в-четвертых, именно преподаватель обеспечивает применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и пр.
Все это позволяет студенту: во-первых, применять различные способы осмысливания и углублять понимание учебного материала; во-вторых, обобщать усвоенный материал; в-третьих, закреплять изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания; в-четвертых, применять изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.
Основная задача современной высшей школы – создать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
|
|
7. Продолжите перечень требований, которые включает модель личностно-ориентированного обучения:
а) увеличение объемов самостоятельной и индивидуальной работы студента;
б) реализация индивидуальных графиков и планов обучения;
в) полный учет личностных, индивидуальных и психологических особенностей каждого студента;
г) качественное и эффективное информационно-методическое и нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;
д) современное техническое оснащение учебного процесса;
е) продуктивное сотрудничество и взаимодействие студента и преподавателя.
Докажите, что проблемное обучение определяется типом развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач разного уровня. Приведите примеры.
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Пример: Учитель проводит урок «окружающий мир» и проводит опыт «Измерение температуры воды». Показания термометра в воде отличаются от показаний температуры после извлечения термометра из воды. (Во время нахождения водного термометра вне воды, он дает показания температуры воздуха.).
|
|
Такая типология позволяет создать систему последовательных проблемных ситуаций. Функциональное основание в данной классификации очень важно, так как помогает выявить особенности и виды проблемных ситуаций в зависимости от специфики учебного предмета. Принципиально новым в этой классификации является выделение в качестве оснований достигнутого учащимися уровня развития и интеллектуальных возможностей ребенка. Это позволяет учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся и тем самым способствовать их развитию. Учет интеллектуальных возможностей позволяет анализировать условия возникновения и решения проблемных ситуаций. Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает: между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач.