Контроль и оценка обучения должны осуществляться в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Способом установления такого соответствия является образовательная диагностика.
Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и учителей с целью анализа, оценивания результатов обучения, его корректировки.
Диагностика образовательной деятельности включает в себя:
♦ контроль;
♦ проверку;
♦ оценивание;
♦ накопление статистических данных, их анализ;
♦ выявление динамики в уровне образованности учащихся. На основе диагностики:
♦ переопределяются цели;
♦ уточняются задачи;
♦ корректируется ход обучения;
♦ прогнозируются дальнейшие обучение, воспитание и развитие
учащихся.
Педагогический контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся — неотъемлемая составная часть учебного процесса.
Педагогический контроль — установление объема, уровня и качества овладения учащимися учебным материалом, выявление успехов и обучении, пробелов в знаниях.
|
|
Составной частью контроля является оценка.
Педагогический контроль позволяет:
♦ установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
♦ выявить причины их затруднений и ошибок;
♦ определить эффективность организации учебного процесса;
♦ получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;
♦ выявить степень правильности, глубины, осознанности знаний, умений и навыков.
В идеале педагогический контроль и оценка позволяют определить уровень:
♦ образованности учащегося, уровневую характеристику развития личности, являющуюся результатом овладения, накопленным обществом социальным опытом в процессе целенаправленного воздействия образовательной системы и активности самой личности:
♦ обученности (круг знаний, умений, которыми владеет личность);
♦ умственного и нравственного развития;
♦ развития новообразований данного возраста;
♦ обучаемости (как готовности к дальнейшему повышению своего образования);
♦ компетентности как совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. Уровень компетентности устанавливается по уровню развития компетенций, свидетельствующих о готовности ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, способы деятельности для решения практических и теоретических задач.
|
|
Выделяют следующие компетенции:
♦ ценностно-смысловые;
♦ общекультурные;
♦ учебно-познавательные;
♦ информационные;
♦ коммуникативные;
♦ социально-трудовые;
♦ компетенции личностного совершенствования.
Контроль должен быть направлен на результат и процесс деятельности.
Требования к контролю и оценке:
♦ всесторонность;
♦ систематичность;
♦ объективность;
♦ индивидуализация;
♦ дифференциация;
♦ разнообразие форм и методов;
♦ обоснованность.
Виды контроля:
♦ предварительный;
♦ текущий;
♦ тематический;
♦ периодический;
♦ итоговый. Методы контроля:
♦ устный (индивидуальный, фронтальный или уплотненный опросы);
♦ письменный;
♦ графический;
♦ программированные методы проверки. Формы контроля:
♦ контрольная работа;
♦ экзамен;
♦ итоговые проверочные работы;
♦ тестирование.
Оценка характеризует степень усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями программы. Оценка всегда соотносится с эталоном. Формы выражения оценки:
♦ эмоциональная (улыбка, одобрение, поощрение и т. п.);
♦ символическая (переходный флажок, кружок, другой символ);
♦ вербальная (оценочное суждение);
♦ количественная (отметки по определенной шкале, места в рейтинге и т. п.)
Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее.
Б. Г. Ананьев
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рекомендует использовать в начальной школе следующие методы:
♦ наблюдение за деятельностью учащихся и их продвижением в обучении;
♦ оценку процесса выполнения творческих заданий;
♦ проведение итоговых проверочных работ;
♦ оценку результатов рефлексии учащихся;
♦ портфолио, выставки и презентации целостных законченных работ.
Портфолио — индивидуальный портфель образовательных достижений ученика.
Формирование самоконтроля и самооценки должно быть специальной задачей учителя.