Сущность проблемного обучения

Проблемное обучение имеет многовековую историю. Элементы его можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.-Ж. Руссо. Особенно близко подошел к этой идееК. Д. Ушинский.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психеи лога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В 1960-1970-е гг. зарубежные (Дж. Брунер США, В. Оконь — Польша) и отечественные (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшким А. В. Брушлинский и др.) педагоги и психологи, понимая, что мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний, а саля творит новые знания, стали разрабатывать новый подход в обучении получивший название проблемного. Проблемное обучение должно обеспечить творческое усвоение содержания образования, овладение опытом творческой деятельности.

Проблемное обучение — это такой вид развивающего обучения, при котором учащиеся в процессе самостоятельной учебно-познавательно деятельности овладевают новыми знаниями, новыми способами действий путем решения учебных проблем.

Создание системы проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность проблемного обучения

Основные понятия проблемного обучения: проблемная ситуация, учебная проблема.

Проблемная ситуация — осознанное учеником интеллектуальной затруднение, пути преодоления которого требуют самостоятельней поиска новых знаний, новых способов действий (известные способы действия, объяснения не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новый способ объяснения или новый спо­соб действия).

Если опираться на взгляды Л. С. Выготского, то проблемная си­туация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, максимально используя собственный интеллектуальный, творческий и мотивационный потенциал. Именно в этом случае проблемная ситуация будет носить дидактический, обучающий характер (при преодолении определенных трудностей она объективно может быть разрешена учащимися).

 

 

 

 

Рис. 33

Проблема - это проблемная ситуация, принятая учеником к ре­шению на основе имеющихся у него средств: знаний, умений, опыта творческой деятельности.

Всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не '«якая проблемная ситуация становится для учащегося проблемой. Слишком легкая или слишком трудная ситуация не станет для ученика проблемой.

Пример проблемной ситуации (В. Оконь?):

2 + 5*3 = 17;

2 + 5*3 = 21.

Проблема может возникнуть, если у учащихся отсутствуют:

♦ необходимые знания 11ли они вступают в противоречие с новыми;

♦ необходимые способы действия;

♦ возможность оценивать определенный познавательный материал.

Выдвигаемая проблема должна быть:

♦  доступной для учащихся, сформулирована в известных учащимся терминах;

♦ посильной для них (выдвинутую проблему большинство учащих­ся класса сможет решить);

♦ интересной для учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: