Глава II. Сплочение коллектива

Оглавление

Введение 3

Глава I. Межличностные отношения 5

1.1. Виды межличностных отношений 5

1.2. Формы межличностных отношений 5

1.2.1. Позитивные межличностные отношения 5

1.2.2. Нейтральные межличностные отношения 6

1.2.3. Негативные межличностные отношения 7

Глава II. Сплочение коллектива 8

2.1. Признаки сплоченности группы 8

2.2. Пути и условия сплочения групп 8

2.3 Последствия групповой сплоченности 9

Глава III. Исследовательская часть 10

Заключение 13

Список используемой литературы 14

Приложения 15



Введение

Актуальность:

Личностная значимость работы: раскрытие данной темы поможет мне в будущем находить общий язык и взаимодействовать с окружающими меня людьми, то есть быть коммуникабельной.

Социальная значимость работы:не всегда подростки могут взаимодействовать друг с другом, поэтому учителям необходимо оказать им поддержку и помощь. Проблема сплочения коллектива всегда остается актуальной среди параллелей средней и старшей школы.

Цель работы: выявление и анализ факторов и предпосылок сплоченности в ученическом коллективе.

Гипотеза:для старших школьников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

Задачи работы:

· Анализ теоретической литературы;

· Характеристика возрастных особенностей старших школьников;

· Исследование специфики сплоченности в классе, проведение тестирований;

· Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы;

· Дать практические рекомендации по сплочению классного коллектива;

Объект исследования:ученический коллектив старшего школьного возраста.

Предмет исследования:межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей старших классов или в работе психолога.


 


Глава I. Межличностные отношения

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

1.1 Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

1.2 Формы межличностных отношений:

1.2.1 Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):

1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости;

2) близость –тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

3) дружба –это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности;

4) приятельские отношения –малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;

5) влечение –скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания;

6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей.

1.2.2 Нейтральные межличностные отношения («от людей»):

1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрения) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

2) безразличие –форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся;

3) конформизм –форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;

4) эгоизм –форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

1.2.3 Негативные межличностные отношения («против людей»):

1) негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;

2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме, сексизме;

3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.

4) агрессия –форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.


 


Глава II. Сплочение коллектива

Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

От господствующего типа взаимоотношений в коллективе зависит сплоченность группы. Под сплоченностью понимают уровень психологической общности.

2.1 Признаки сплоченности группы:

1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

3) ориентация на достижение общей цели;

4) рациональное использование ресурсов;

5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

2.2 Пути и условия сплочения групп:

1. постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;

2. расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

3. организация совместной деятельности членов группы;

4. выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;

5. формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

2.3 Последствия групповой сплоченности:

1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;

2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;

3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: