Оглавление
Введение 3
Глава I. Межличностные отношения 5
1.1. Виды межличностных отношений 5
1.2. Формы межличностных отношений 5
1.2.1. Позитивные межличностные отношения 5
1.2.2. Нейтральные межличностные отношения 6
1.2.3. Негативные межличностные отношения 7
Глава II. Сплочение коллектива 8
2.1. Признаки сплоченности группы 8
2.2. Пути и условия сплочения групп 8
2.3 Последствия групповой сплоченности 9
Глава III. Исследовательская часть 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложения 15
Введение
Актуальность:
Личностная значимость работы: раскрытие данной темы поможет мне в будущем находить общий язык и взаимодействовать с окружающими меня людьми, то есть быть коммуникабельной.
Социальная значимость работы:не всегда подростки могут взаимодействовать друг с другом, поэтому учителям необходимо оказать им поддержку и помощь. Проблема сплочения коллектива всегда остается актуальной среди параллелей средней и старшей школы.
Цель работы: выявление и анализ факторов и предпосылок сплоченности в ученическом коллективе.
Гипотеза:для старших школьников характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.
Задачи работы:
· Анализ теоретической литературы;
· Характеристика возрастных особенностей старших школьников;
· Исследование специфики сплоченности в классе, проведение тестирований;
· Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы;
· Дать практические рекомендации по сплочению классного коллектива;
Объект исследования:ученический коллектив старшего школьного возраста.
Предмет исследования:межличностные отношения в структуре социально психологического климата учебной группы.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителей старших классов или в работе психолога.
Глава I. Межличностные отношения
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
1.1 Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
1.2 Формы межличностных отношений:
1.2.1 Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):
1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Это чувство выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности этого другого, имея целью пробудить у объекта любви ответное чувство той же интенсивности, направленности и устойчивости;
2) близость –тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;
3) дружба –это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремления быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности;
4) приятельские отношения –малоустойчивые, неглубокие, но доброжелательные, отношения;
5) влечение –скоротечные межличностные отношения, в основе которых лежит инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания;
6) альтруизм – форма межличностных отношений проявляющаяся в виде социально-психологической гуманности, коллективистской идентификации в повседневном общении и деятельности людей.
1.2.2 Нейтральные межличностные отношения («от людей»):
1) аутизм – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрения) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;
2) безразличие –форма межличностного отношения, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся;
3) конформизм –форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;
4) эгоизм –форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.
1.2.3 Негативные межличностные отношения («против людей»):
1) негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям;
2) неприязнь к другим – форма негативного отношения к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме, сексизме;
3) ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.
4) агрессия –форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.
Глава II. Сплочение коллектива
Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.
От господствующего типа взаимоотношений в коллективе зависит сплоченность группы. Под сплоченностью понимают уровень психологической общности.
2.1 Признаки сплоченности группы:
1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;
2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;
3) ориентация на достижение общей цели;
4) рациональное использование ресурсов;
5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.
2.2 Пути и условия сплочения групп:
1. постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;
2. расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
3. организация совместной деятельности членов группы;
4. выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;
5. формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.
2.3 Последствия групповой сплоченности:
1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;
2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;
3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.