Финансовые источники партий

Тема 12. Политические партии и их ресурсы

 

1. Финансовые источники партий.

2. Развитие законодательства по вопросу финансирования политических партий.

Финансовые источники партий

 

Политические партии – важный элемент современной политической системы любого демократического государства. А. С. Автономов называл политические партии таким видом общественных объединений, которые ставят перед собой цель отстаивать интересы той группы (класса) людей, которые они представляют путем участия в борьбе за государственную власть, участия в иных видах политической активности, в том числе путем проведения оппозиционных акций.

Автономов Алексей Станиславович – (род. 9 марта 1959, Москва) — российский правовед, юрист, доктор юридических наук, профессор, преподаватель. Окончил международно-правовой факультет МГИМО по специальности правоведение (1981).

 

Политической партии свойственна определенная двойственность ее конституционно-правового статуса: она сочетает в себе политические и общественные начала; выражает как публичные, так и частные интересы; пытается согласовать задачи государственного развития с необходимыми потребностями институтов гражданского общества.

Партии не существуют обособленно друг от друга: они ведут ожесточенную борьбу за места в парламентах, образуют коалиции и блоки, предвыборные и избирательные союзы. Известный французский ученый, политолог и юрист М. Дюверже писал, что формы и способы взаимодействия партий между собой, их сосуществования определяют «партийную систему» страны.

Согласно Федеральному закону РФ «О политических партиях» под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

 

Вспоминая классификацию М. Дюверже партии разделяют на две группы: кадровые и массовые. Одно из их отличий, заключается в том, что в кадровой партии основы денежных поступлений для проведения выборов составляют частные пожертвования небольшого числа человек. В то время как массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов.

Однако членские взносы или частные пожертвования являются далеко не единственными источниками формирования бюджета политических партий.

Сегодня таких источников в теории права выделяют пять, причем роль одних из них падает, тогда как суммы поступлений из других в партийный бюджет резко возрастают.

Согласно российскому законодательству политическая партия в качестве своих источников финансирования имеет:

1. вступительные и членские взносы;

2. пожертвования;

3. средства федерального бюджета;

4. поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональным отделением или иными структурными подразделениями, а также от предпринимательской деятельности;

 5. поступления от гражданско-правовых сделок;

6. других, не запрещенных законом поступлений.

Говоря о классификации источников финансирования партий, можно говорить об источниках самофинансирования и финансирования «извне». К первой группе относятся вступительные и членские взносы и предпринимательская деятельность. Остальные источники, перечисленные выше – ко второму виду. Исторически первым источником финансирования политических партий стали вступительные и членские взносы и на определенном этапе развития являлись главным источником финансовой независимости политических партий.

В общем смысле под финансированием политических партий понимается обеспечение денежными ресурсами текущих затрат и капитальных вложений, которые осуществляются за счет собственных средств, государства, привлеченных, заемных и иных.

Испанский правоведо Сантьяго Гонзалес – Mарас, даёт следующее определение: финансирование политических партий является предоставление финансово экономических ресурсов (частных и государственных) необходимых для осуществления текущей деятельности и предвыборной кампании при проведения выборов.

Из выше указанного следует, что финансирование политических партий следует понимать, как предоставление политическим партиям финансово экономических ресурсов (частных и государственных), а также привилегий и иных благ, поддающихся финансовой оценке, необходимых для осуществления текущей деятельности и предвыборных кампаний на выборах различных уровней.

 

Существуют серьезные различия в порядке финансирования деятельности политических партий в меж выборный период и в период проведения избирательных кампаний.

Различия можно определить, по следующим аспектам:

• По источникам поступлений;

• По их предельному размеру;

• По возможности их использования.

В отношении регулирования источников финансирования избирательных кампаний законодательство в значительной мере более строгое, нежели финансирования текущей деятельности.

Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные фонды политических партий формируются за счет: • собственных средств; • за счет средств политической партии, выделяемых кандидату, выдвинутому данной политической партией; • добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; •средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

 

Федеральным законом «О политических партиях», напротив, перечень источников формирования партийных бюджетов является открытым.

Осуществление пожертвований допускается в виде денежных средств путем:

· безналичных перечислений;

· передачи наличных денежных средств – если жертвователями являются физические лица.

Законом строго запрещается принятие пожертвовании партии от:

1. Иностранных государств и иностранных юридических лиц;

2. Иностранных граждан;

3. Лиц без гражданства;

4. Граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;

5. Российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

6. Международных организаций и международных общественных движений;

7. Органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления;

8. Государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

9. Юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

10. Организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

11. Воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;

12. Благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций. Это же положение подтверждается и в ФЗ от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности», где в п.5 ст.12 закреплено, что Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий.

13. Анонимных жертвователей. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты или указаны недостоверные сведения;

14. Юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования;

15. Некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от: иностранных государств, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества, организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления и иных, предусмотренных ст. 30 ФЗ «О политических партиях».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: