Финансирование политических партий – это финансирование текущей деятельности и избирательных кампаний политических партий.
Первоначально финансирование политических партий было исключительно делом партий. С течением времени возрастание расходов на политическую деятельность (в частности, на выборы), привело к необходимости правового регулирования данной деятельности. В современном мире регулирование финансирования политических партий в отдельных странах приобрело форму конституционно-правового института, задачами которого выступают:
· ограничение возможностей монополизации выборов крупным капиталом;
· создание равных финансовых возможностей участия в выборах для старых и новых партий;
· обеспечение прозрачности финансирования деятельности и избирательного процесса.
Законодательное регулирование финансирования партий осуществляется в трех направлениях:
1) регулирование порядка и размеров предоставления частных взносов и пожертвований партиям;
|
|
2) ограничение предвыборных финансовых расходов и контроль за ними;
3) прямое бюджетное финансирование государством партий.
Законодательство регламентирует финансовые источники поступлений партиям: взносы членов партии, доходы от хозяйственной деятельности, пожертвования, государственные субсидии.
Контроль за финансированием политических партий осуществляют различные органы:
· Комиссия при Министерстве внутренних дел (Австрия);
· Федеральная избирательная комиссия (США, Мексика);
· Государственная счетная палата (Венгрия);
· Счетный трибунал (Испания) и др.
Ответственность за финансовые злоупотребления и нарушения политических партий достаточно строга. Как правило, это изъятие неправомерно полученных имущества и сумм в пользу государства, штрафные санкции, лишение права политических партий на получение государственных субсидий, лишение свободы для виновных.
Правовое регулирование финансовой деятельности обусловлено рядом обстоятельств:
· значительное усложнение избирательных технологий, которое вызвало удорожание предвыборных кампаний, повышение потребностей партий в дополнительном финансировании;
· рост политической активности бизнеса, которая породила волну «политических инвестиций», что привело к практически открытой покупке депутатских мандатов и нарушениям демократических принципов;
· масштабная коррупция политической элиты, которая подрывает доверие к ним со стороны избирателя, авторитет институтов власти.
Законодательство регулирует порядок и размеры предоставления частных взносов и пожертвований в партии; лимитирует предвыборные расходы, учреждает контроль за тем, как политические партии расходуют финансы; создает институт государственного финансирования партий или оказания помощи за счет бюджета.
|
|
Конкретные условия и порядок предоставления политическим партиям государственной поддержки разнообразны и зависят от:
целевой направленности (финансирование только предвыборных расходов – Германия, США; текущие расходы – Дания, Финляндия, Швеция);
механизма распределения субсидий (пропорционально числу голосов, собранных на выборах – Германия, Норвегия; в соответствии с количеством парламентских мандатов – Дания, Финляндия, Швеция). В Соединенных Штатах государство финансирует исключительно президентские выборы.
Различны условия предоставления помощи от государства. В некоторых странах (Норвегия, Франция, Италия) для этого требуется выставление кандидатов в строго определенном количестве избирательных округов или партии должны собрать конкретный минимум голосов (Швеция).
За предоставленную государством финансовую помощь партии должны перед государством отсчитываться (за полученные средства, о своей финансовой деятельности).
Закон регламентирует сроки отчетности по финансам, порядок ее предоставления, схему отчетности, с перечислением пунктов, по которым она должна быть составлена.
Список литературы:
1) Финансирование политических партий // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskie_partii/finansirovanie_politicheskih_partiy/
2) Вершинин А.И. Государственное финансирование политических партий как гарантия многопартийности: перспективы реформирования // [Электронный ресурс] Вестник ВГУ. Серия: Право. №3, 2019 г. – Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2019/03/2019-03-08.pdf
3) Платонова Н. Источники финансирования политических партий в Российской Федерации // [Электронный ресурс] Трибуна молодого ученого. № 1 (18), 2019 г. – Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/010_platonovani.pdf
4) Платонова Н.И. Финансирование политических партий: понятие, виды, особенности // [Электронный ресурс] Право и политика. №11 (166), 2013 г. – Режим доступа: https://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=26561