Различай
парные
согласные
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
УЧЕНИКА (ЦЫ) ___________ КЛАССА
____________ШКОЛЫ № ___________
___________________________________
___________________________________
ББК 74.3
Рецензент:
Е.Е. Китик кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета специальной педагогики и психологии Омского государственного педагогического университета.
Кондратьева А.А.
«Различай парные согласные» логопедическая тетрадь. Пособие для детей, родителей, учителей младших классов.
Различай парные согласные. Данная тетрадь может быть использована для групповых и индивидуальных логопедических занятий с младшими школьниками, с речевым заключением «Трудности формирования чтения и письма», имеющими нарушение фонематического восприятия. А также, данное пособие могут использовать учителя начальных классов в качестве дополнительного материала по различению акустически близких звуков.
Лексический материал максимально адаптирован к системе коррекционно-логопедической работы с позиции компетентностного подхода.
|
|
Содержание тетради ориентировано на коммуникативно-деятельностную модель обучения с соблюдением элементов здоровьесберегающих технологий.
Утверждено экспертным советом ОО г. Степногорска, Акмолинской области,
Республики Казахстан от 25.11.11.
Содержание:
- Введение ………………………………………………4
- Парные согласные «В-Ф»…………………………….6
- Парные согласные «Б-П»……………………………..9
- Парные согласные «Д-Т»……………………………13
- Парные согласные «Г-К»…………………………....16
- Парные согласные «З-С»…………………………….21
- Парные согласные «Ш-Ж»…………………………..24
- Обобщение по теме…………………………………..29
- Приложение ………………………………………….32
10.Литература ……………………………………………37
Введение
На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).
Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.
Цели проекта:
1. Формирование фонематического слуха.
|
|
2. Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
3. Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
4. Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Задачи:
· Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
· Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
· Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
· Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
В тетрадь включены задания по следующим направлениям:
- фонетические
- грамматические
- орфографические
- графические
Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:
1. Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
2. Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
3. Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
4. Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
5. Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
6. Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (са д ы – са д). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.
Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.
Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.
В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.
На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения.
В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой. Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
|
|
В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.
Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.
Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
I. РАЗЛИЧАЙ СОГЛАСНЫЕ «В – Ф»
Карандашный диктант.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
Ф | |
З | |
Г | |
Ш | |
Б | |
Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика.
Задание № 3. Прочти слоги: