1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
|
|
4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.
Приложение 2
Статистические таблицы критических значений
Таблица I
Критические значения оценки коэффициентов
линейной корреляции Пирсона
Объем выборки, n | Уровень значимости Р | Объем выборки, n | Уровень значимости Р | ||
5 % | 1 % | 5 % | 1 % | ||
4 | 0.937 | 0.990 | 26 | 0.388 | 0.496 |
5 | 0.878 | 0.959 | 27 | 0.381 | 0.487 |
6 | 0.811 | 0.917 | 28 | 0.374 | 0.478 |
7 | 0.754 | 0.874 | 29 | 0.367 | 0.470 |
8 | 0.707 | 0.834 | 30 | 0.361 | 0.463 |
9 | 0.666 | 0.798 | 35 | 0.332 | 0.435 |
10 | 0.632 | 0.765 | 40 | 0.310 | 0.407 |
11 | 0.602 | 0.735 | 45 | 0.292 | 0.384 |
12 | 0.576 | 0.708 | 50 | 0.277 | 0.364 |
13 | 0.553 | 0.684 | 60 | 0.253 | 0.333 |
14 | 0.514 | 0.641 | 80 | 0.219 | 0.288 |
16 | 0.497 | 0.623 | 90 | 0.206 | 0.272 |
17 | 0.482 | 0.606 | 100 | 0.196 | 0.258 |
18 | 0.469 | 0.590 | 125 | 0.175 | 0.230 |
19 | 0.456 | 0.575 | 150 | 0.160 | 0.210 |
20 | 0.444 | 0.561 | 200 | 0.138 | 0.182 |
21 | 0.433 | 0.549 | 250 | 0.124 | 0.163 |
22 | 0.423 | 0.537 | 300 | 0.113 | 0.148 |
23 | 0.413 | 0.526 | 400 | 0.098 | 0.128 |
24 | 0.404 | 0.515 | 500 | 0.088 | 0.115 |
25 | 0.396 | 0.505 | 1000 | 0.062 | 0.081 |
Таблица II
Критические значения коэффициента Стьюдента
(t-критерия) для различной доверительной вероятности p
и числа степеней свободы f
f | p | p | |||||
0.05 | 0.01 | 0.001 | f | 0.05 | 0.01 | 0.001 | |
1 | 12.7060 | 63.6560 | 636.6190 | 20 | 2.0860 | 2.8453 | 3.8495 |
2 | 4.3020 | 9.9240 | 31.5990 | 25 | 2.0595 | 2.7874 | 3.7251 |
3 | 3.1820 | 5.8400 | 12.9240 | 30 | 2.0423 | 2.7500 | 3.6460 |
4 | 2.7760 | 4.6040 | 8.6100 | 40 | 2.0211 | 2.7045 | 3.5510 |
5 | 2.5700 | 4.0321 | 6.8630 | 50 | 2.0086 | 2.6778 | 3.4060 |
6 | 2.4460 | 3.7070 | 5.9580 | 55 | 2.0040 | 2.6680 | 3.4760 |
7 | 2.3646 | 3.4995 | 5.4079 | 60 | 2.0003 | 2.6603 | 3.4602 |
8 | 2.3060 | 3.3554 | 5.0413 | 65 | 1.9970 | 2.6536 | 3.4466 |
9 | 2.2622 | 3.2498 | 4.7800 | 70 | 1.9944 | 2.6479 | 3.4350 |
10 | 2.2281 | 3.1693 | 4.5869 | 80 | 1.9900 | 2.6380 | 3.4160 |
11 | 2.2010 | 3.1050 | 4.4370 | 90 | 1.9867 | 2.6316 | 3.4019 |
12 | 2.1788 | 3.0845 | 4.1780 | 100 | 1.9840 | 2.6259 | 3.3905 |
13 | 2.1604 | 3.1123 | 4.2200 | 120 | 1.9719 | 2.6174 | 3.3735 |
14 | 2.1448 | 2.9760 | 4.1400 | 150 | 1.9759 | 2.6090 | 3.3566 |
15 | 2.1314 | 2.9467 | 4.0720 | 200 | 1.9719 | 2.6006 | 3.3398 |
16 | 2.1190 | 2.9200 | 4.0150 | 250 | 1.9695 | 2.5966 | 3.3299 |
17 | 2.1098 | 2.8982 | 3.9650 | 300 | 1.9679 | 2.5923 | 3.3233 |
18 | 2.1009 | 2.8784 | 3.9216 | 400 | 1.9659 | 2.5882 | 3.3150 |
19 | 2.0930 | 2.8609 | 3.8834 | 500 | 1.9640 | 2.7850 | 3.3100 |
0.05 | 0.01 | 0.001 | f | 0.05 | 0.01 | 0.001 |
Примечание. Для двухсторонней связи f = n – 2.
|
|
Таблица III
Критические значения оценки коэффициентов корреляции
рангов по Спирмену (R)
Объем | Уровень | Объем | Уровень | ||
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||
5 | 0.94 | – | 23 | 0.42 | 0.53 |
6 | 0.85 | – | 24 | 0.41 | 0.52 |
7 | 0.78 | 0.94 | 25 | 0.40 | 0.51 |
8 | 0.72 | 0.88 | 26 | 0.39 | 0.50 |
9 | 0.68 | 0.83 | 27 | 0.38 | 0.49 |
10 | 0.64 | 0.79 | 28 | 0.38 | 0.48 |
11 | 0.61 | 0.76 | 29 | 0.37 | 0.48 |
12 | 0.58 | 0.73 | 30 | 0.36 | 0.47 |
13 | 0.56 | 0.70 | 31 | 0.36 | 0.46 |
14 | 0.54 | 0.68 | 32 | 0.36 | 0.45 |
15 | 0.52 | 0.66 | 33 | 0.34 | 0.45 |
16 | 0.50 | 0.64 | 34 | 0.34 | 0.44 |
17 | 0.48 | 0.62 | 35 | 0.33 | 0.43 |
18 | 0.47 | 0.60 | 36 | 0.33 | 0.43 |
19 | 0.46 | 0.58 | 37 | 0.33 | 0.42 |
20 | 0.45 | 0.57 | 38 | 0.32 | 0.41 |
21 | 0.44 | 0.56 | 39 | 0.32 | 0.41 |
22 | 0.43 | 0.54 | 40 | 0.31 | 0.40 |
Критические значения (х2) распределения
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||
1 | 3.84146 | 6.63490 | 16 | 26.29623 | 31.99993 |
2 | 5.99146 | 9.21034 | 17 | 27.58711 | 33.40866 |
3 | 7.81473 | 11.34487 | 18 | 28.86930 | 34.80531 |
4 | 9.48773 | 13.27670 | 19 | 30.14353 | 36.19087 |
5 | 11.07050 | 15.08627 | 20 | 31.41043 | 37.56623 |
6 | 12.59159 | 16.81189 | 21 | 32.67057 | 38.93217 |
7 | 14.06714 | 18.47531 | 22 | 33.92444 | 40.28936 |
8 | 15.50731 | 20.09024 | 23 | 35.17246 | 41.63840 |
9 | 16.91898 | 21.66599 | 24 | 36.41503 | 42.97982 |
10 | 18.30704 | 23.20925 | 25 | 37.65248 | 44.31410 |
11 | 19.67514 | 24.72497 | 26 | 38.88514 | 45.64168 |
12 | 21.02607 | 26.21697 | 27 | 40.11327 | 46.96294 |
13 | 22.36203 | 27.68825 | 28 | 41.33714 | 48.27824 |
14 | 23.68479 | 29.14124 | 29 | 42.55697 | 49.58788 |
15 | 24.99579 | 30.57791 | 30 | 43.77297 | 50.89218 |
Приложение 3
Алгоритм принятия решения о выборе метода анализа данных
Учебное издание
Злоказов Кирилл Витальевич,
кандидат психологических наук, доцент
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебник
Компьютерная вёрстка
Дизайн обложки
_____________________________________________________________
Подписано в печать и в свет ____________ Формат 60х84 1/16
Объем п.л. Тираж 100 экз. Печать офсетная
_____________________________________________________________
Отпечатано в Санкт-Петербургском университете МВД России
198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1
[1] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / СПб.: Питер, 2006.- с. 85.
[2] Общая психодиагностика / под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. с.5-13.
[3] Психология: Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – С.304.
[4] Groth-Marnat, G. Handbook of psychological assessment / Gary Groth-Marnat.– John Wiley & Sons, Inc. – 2003. – 843 p.
[5] Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.– С. 4.
[6] Батурин Н.А. Компендиум психодиагностических методик России (1997-2007 гг.): описание и первичный анализ /НА. Батурин, A.B. Пичугова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –2008. – Вып. 1. – №31. – С. 63-68.
[7] Linda, L. Test in print V. An index to tests, tests reviews, and the literature on specific tests. /L. Linda et al. // The Buros Institute of Mental Measurements; The University of Nebraska - Lincoln; Nebraska, 1999. – 431 p.
[8] Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.– 256 с.
[9] В статистических измерениях, сила корреляции обозначается в диапазоне от 0 до 1. При этом, значения корреляции от 0,3 и менее, вплоть до нуля считаются слабыми и не способными объяснять отношения между явлениями или предсказывать их динамику.
[10] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. – С.88.
[11] Стоюхина, Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920-1930-е гг.:монография/Н.Ю. Стоюхина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. − 429 с.
[12] Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1933 (Дата обращения: 08.01.2018).
|
|
[13] Постановление Госкомвуза РФ от 27.12.95 №9 Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации URL: https://www.lawrussia.ru /texts/legal_105/ doc 105a570 x486 htm (Дата обращения 10.01.2018)
[14] Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии, 2007. – Т. 2, вып. 3. – С. 3-17.
[15] Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии, 1997. – № 3. – С. 112-125.
[16] Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: ИП РАН, 2005. – 310 с.
[17] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 426-433.
[18] Sheldon K.M. Creativity and self-determination in personality // Creativity research journal, 1995. – №8. – P.25-36.
[19] Мироненко И.А. Континуум или разрыв? // Вопросы психологии, 2006.– № 6. С. 110–116.
[20] Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.
[21] Агастьянов В.В. Вторая лекция курса "Психофизиологическая диагностика в работе психолога" /URL: http://vedatng.com/portal/webinar/psihologia/lektsija-2-psixofiziologicheskaja-diagnostika?sort=p.sort_ord er&o rde r= ASC (Дата доступа: 11.03.2018).
[22]Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (На пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология (журнал высшей школы экономики). 2005. – Т.2. – №1. – C.44–65.
[23] Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C.362-370
[24] Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. – №9. – С. 268-277.
[25]Park N.K, Chun M.Y., Lee J. Revisiting Individual Creativity Assessment: Triangulation in Subjective and Objective Assessment Methods // Creativity Research Journal, 2016 – №28(1) – Р.1-10.
[26] Masling J.M. On the Nature and Utility of Projective Tests and Objective Tests // Journal of Personality Assessment, 1997. – №6 (2).– Р. 257-270.
[27] Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С. 13‒18.
|
|
[28] Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
[29] Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С. 40–43.
[30] Зароченцев, К. Д., Худяков, А. И. Экспериментальная психология: учебник – М.: Проспект, 2005. – С. 40-41.
[31] Scientific Validity of Polygraph Testing: A Research Review and Evaluation – A Technical Memorandum (Washington, D. C.: U.S. Congress, Office of Technology Assessment, OTA-TM-H-15 (November 2003).
[32] Батурин Н.А. Компендиум психодиагностических методик России (1997-2007 гг.): описание и первичный анализ / НА. Батурин, A.B. Пичугова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». –2008. – Вып. 1. – №31. – С. 63-68.
[33] Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров; рекомендовано Мин. образования / И. Н. Носс. – М.: Юрайт, 2013. – 439 с.
[34]Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с
[35] Злоказов К. В. Психодиагностика: учебное пособие/ К. В. Злоказов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. – 158 с.
[36] Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004.– № 2.– С. 40–53.
[37] Титкова Л.С. Психодиагностика: учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - С. 4.
[38] Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – 2-е издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – С.310-327.
[39] Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — СПб.: ООО «Каскад», 2005. — 240 с.
[40] Reise S.P., Waller N.G., Comrey A.L. Factor analysis and scale revision // Psychological Assessment, 2000. - №12 (3) – P. 287–297.
[41] Анастази, А. Психологическое тестирование = Psychological testing / А. Анастази, С. Урбина. – 7 - е международное издание. – Санкт - Петербург: Питер, 2007. – 688 с.
[42] Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
[43] Guilford, J. P. New standards for test evaluation. // Educational and Psychological Measurement, 1946. № 6. – Р. 427–438.
[44] Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. – Киев, 1994. – С. 283
[45] Митина О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: Учебно- методический коллектор «Психология», 2001 – С. 26.
[46] Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. /В.И. Паниотто, В.С. Максименко. – Киев: Наукова думка, 1982. 272 с.
[47] Суходольский Г.В. Математические методы в психологии / Г.В. Суходольский. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2006. – С. 279.
[48] Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник / О.Ю. Ермолаев – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003.– С. 65.
[49] Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие. 4-е изд.,перераб.. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. –с. 8.
[50] Кодирование – приписывание эмпирическим фактам числовых значений (эквивалентов).
[51] Суходольский Г.В. Математические методы в психологии / Г.В. Суходольский. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2006. – С. 18.
[52] Сизова Т. М. Статистика: учеб. пособие. СПб., 2005. С. 79.
[53] Там же, с. 82.
[54] Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие. изд. Екатеринбург, 2009. С. 83–84.
[55] Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994. – 364 с.
[56] Бикел П., Доксам К. Математическая статистика / пер. с англ. М., 1983. Вып. 1. 278 с.
[57] Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
[58] Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования/ Под ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванова. – Л.: Изд. инст. им. В.М.Бехтерева. - 1976. - С.5-30.
[59] Касьяник, Е. Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е. Л. Касьяник, Е. С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.
[60] Мак - Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак - Вильямс; пер. с англ. В. Снигура. – 2-е изд. – Москва.: Класс, 2015. – 584 с.
[61] Allard, G., Faust, D. Errors in scoring objective personality tests. // Assessment, 2000. – № 7. – Р. 119–129.
[62] Батурин Н. А, Пичугова А. В. Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ // Вестник ЮУрГУ, 2008. – №1. – С.63-68.
[63] Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). - М.: «Фолиум», 1994. - 175 С.
[64] Собчик Л.Н., Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. – М.: Речь, 2007. - 224 с.
[65] Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult. //Психологический журнал, 1981. – № 3.– С. 118-123.
[66] Рассказова Е.И., Богомаз С.А., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А., Неяскина Ю.Ю., Сулимина О.В., Четошникова Е.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии MMPI-2 // Психологические исследования. 2013. – Т. 6, – № 29. – С. 2.
[67] Eysenck, H. Dimensions of personality: 16: 5 or 3? Criteria for a taxonomic paradigm. // Personality and Individual Differences. 1991. –№ 12. – Р. 773–790.
[68] McCrae, R.R., Costa, P.C. Validation of the five-factor model across instruments and observers. //Journal of Personality and Social Psychology, 1987.– № 52.– Р.81-90.
[69]Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла / А. Н. Капустина. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.
[70] Батурин Н.А, Пичугова А.В. Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ// Вестник ЮУрГУ, 2008. №1. С.63-68.
[71] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.– С. 288-318.
[72] Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
[73] Русалов В.М., Маналова О.Н.. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). / В.М. Русалов, О.Н. Маналова. – М.: ИП РАН, 2003. – 100 с.
[74] Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л.Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.
[75] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. –C. 426-433.
[76] Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.98-102.
[77] Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.635-636.
[78] Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей: Руководство / И. Г. Сенин // Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», ФГИ «Содействие», 1991. – 20 с.
[79] Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
[80] Ильин Е.П. Четырехмодальный эмоциональный вопросник Л.Я. Рабинович //Эмоции и чувства./ Е.П. Ильин - СПб., 2001. –С.524-527
[81] Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри//Психологический журнал, 2007. – № 1. – С.115-124.
[82] Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. – С.124-126.
[83] Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
[84] Осин, Е. Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология: журнал Высшей школы экономики / Ред. Т.Н. Ушакова. – 2012. – 2012.–№4. – С. 91-110.
[85] Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. – Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с.
[86] Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал, 1995. – № 4.– C. 2635.
[87] Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972.– P. 98-101.
[88] Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (Спецкурс) / МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общ. психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
[89]Пантилеев С. Р., Столин В. В. Тест-опросник самоотношения // Практикум попсиходиагностике. Психодиагностические материалы. — Практикум по психодиагностике. — изд-во Московского университета Москва Москва, 1988. — С. 123–130
[90] Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.641-648.
[91] Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.
[92] Клецина И.С., Иоффе Е.В. Результаты первичного этапа адаптации российского аналога опросника «Мужские нормативные установки» // Психологические исследования, 2013. – №32. – С. 6.
[93] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
[94] Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания // Методы психологической диагностики / под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. М.: ИПРАН, 1993. – С. 16-31.
[95] Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
[96] Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е.Мухордовой, Т.В.Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.
[97] Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.
[98] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. – С. 194.
[99] Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111–131.
[100] Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. 224 с.
[101] Депутат И.С., Грибанов А.В., Нехорошкова А.Н. Нейробиологические основы интеллекта //Экология человека. № 12. 2012. С.36 – 45.
[102] Robinson D. L. The Wechsler Adult Intelligence Scale and personality assessment: Towards a biologically based theory of intelligence and cognition // Personality and Individual Differences. 1986. N 7. P. 153–159.
[103] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 250.
[104] Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
[105] Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 140 с.
[106] Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси: Мецниереба, 1975. – 243 с.
[107] Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
[108] Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 78–79.
[109] Masling, J. M. On the nature and utility of projective tests and objective tests. //Journal of Personality Assessment,1997. - #69(2). – P.257-270.
[110] Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. с.16
[111] Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. - 200 с.
[112] Darolia, C.R. Holtzman Inkblot Technique and Personality Assessment. The Wiley Handbook of Personality Assessment, 2016. – Р. 268–284. [113] Bunchaft, G., Tavares, A. L. da R., Vasconcellos, V.L.P. Validation of the Zulliger Test with Transactional Analysis as a Guideline. //Transactional Analysis Journal, 2002.–№ 32(1). –Р. 33–38.[114] Смирнов А.В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики "ГАЛС-2005": Научное издание - Екатеринбург: Изд-во ООО "ИРА УТК", 2008 - 266 с.
[115] Герасикова Е.Н. Формирование благоприятного морально-психологического климата как направление повышения качества трудовой жизни коллектива//Проблемы экономики, 2012.– № 1.– С. 34-35.
[116] Алехина Л.Л., Ильин И.В. Влияние социально-психологических факторов на формирование личности в коллективе работников организации в условиях нестабильности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2(12). – С. 2637-2641.
[117] Бондаренко О. И. Методы оптимизации работы с персоналом современной организации // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического университета.2014. – №1. – С. 30–33.
[118]Деркач А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К.Маркова. -М.: РАГС, 2000. – 125 с.
[119]Бастриков М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров-руководителей МВД России в процессе повышения квалификации: дис.... канд. пед. наук. - Калининград, 1999. С. 21.
[120]Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / под ред. Е.П. Тонконогой. М., 1987. С. 135.
[121] Михалева И. М. Психолого-управленческая компетентность будущего руководителя// Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. № 1 (1). –C. 163-165.
[122]Гришина, И.В. Изучение профессионального самосознания руководителей школ: методические рекомендации / И.В. Гришина, В.Д. Чекина. СПб., 1999. С. 42.
[123] Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. – 243 с.
[124] Злоказов К. В. Методология и методы социально-психологического исследования: учебное пособие / К. В. Злоказов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. – 88 с.
[125] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др. / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000. – 560 с.
[126] Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, 4-е изд. М.: Владос, 2008. 631с.
[127] Мягких Н. И. Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации (концептуальные подходы, принципы, критерии, технологии): монография / под ред. В. Я. Кикотя. Домодедово, 2006. – 200 с.
[128] Пряхина М.В., Душкин А.С. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: учебно-методическое пособие / М.В.Пряхина, А.С. Душкин. - М.: ДГСК МВД России, 2013.– 108 c.
[129] Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справ. пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997.
[130] Деркач А. А. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999.
[131] Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. – М.: Экзамен, 1999. – 576 с.
[132] Великанов В. В., Золотарева М. Г. Собеседование как метод отбора персонала // Молодой ученый, 2017. – №10. – С. 207-209.
[133] Управление персоналом: Учеб. /Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Е.А. Аксенова и др.; Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 554 с.
[134] Котенев И.О. Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью калифорнийского, опросника / И.О. Котенев // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел М., 2000. - С. 97-104.
[135] Петров В. Е. Калифорнийский психологический опросник и особенности его применения в современной психодиагностической практике: учеб-метод. пособие. Домодедово, 2009. – 131 с.
[136] Этический кодекс психолога. Принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://рпо.рф/rpo/documentatюn/etЫcs.php (Дата обращения: 01.02.2018)