Искусство Рима периода империи

Цели урока: Искусство Древнего Рима. Характеристика эпохи.

Задачи урока:

1. Познакомиться с культурой и искусством  Древнего Рима,  основными произведениями искусства, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на Западно – Европейскую культуру.

План урока:

Организационный момент. Сообщение темы урока.3 мин.

2. Изучение нового материала. 45 мин.

Значение Римской культуры. 10 мин.

Итоги урока. Домашнее задание. 2 мин.

Продолжительность урока – 60 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке  мы повторим, что называется античным искусством, узнаем периоды развития искусства Древнего Рима, ознакомимся с памятниками архитектуры Древнего Рима и изобретениями древних римлян.

Тема нашего урока «Искусство Древнего Рима».

Изучение нового материала.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима называют Античной культурой. Античная культура – величайшее творение человечества и одновременно колыбель европейской цивилизации.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам, жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям.

ИСКУССТВО РИМА

 

Искусство Римской республики

 

Роль греческого искусства в культуре Рима .

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

Когда узнали о ценности произведений греческого  искусства, ее просто разграбили. Рим был заполонён греческими статуями, переняли из Греции систему строительства и греческих богов, заменив им имена на римские. В Риме был распространён греческий язык, культура. Были сделаны многочисленные копии с произведений Мирона, Фидия, Лисиппа Но многое римляне создали сами: например, создали свой театр, острую комедию, мемуарную литературу, исторические сочинения, кодекс законов.

 Все же Римское искусство и культура  всегда было практичны:

· были построены прекрасные дороги ( Аппиева);

· акведуки (водопроводы);

· был изобретён бетон, что давало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здания облицовывали мрамором или камнем.

Форум – центральная площадь в Риме между Капитолийским и Палатинским холмами.

Театр Помпея – самостоятельное здание, а не скамейки под открытым небом.

Римский скульптурный портрет – величайшее достижение римского искусства, передавал неповторимую индивидуальность людей. Скульптура показывала образ не идеала, а делового человека, оратора, гражданина республики. Поза проста и естественна.

 

 

ИСКУССТВО РИМА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

 

В конце I в. до н.э. Главная задача искусства этого периода – прославление римских цезарей.

«Золотой век»   императораАвгуста – время наивысшего расцвета римского искусства. (государственный. строй Рима I-II вв. до н.э., характеризующийся наличием императорской власти при сохранении некоторых республиканских учреждений) Августа: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут.

В «век Августа» завершилось слияние  античных греческой и римской культур.

Скульптура представлена копиями с греческих скульптур и римским скульптурным портретом. В отличие от греческих скульптур, римские бюсты (погрудные портреты) поражают своей жизненностью и правдивостью. Скульптурные портреты изображали императоров, политических деятелей, полководцев, ораторов, чиновников, просто безымянных римлян, в их лицах проступают характеры, эмоции, настроения.

Архитектура служила целям возвеличивания Рима. Август: «Приняв Рим кирпичным, оставил его мраморным».

в Риме появились новые архитектурные формы – ротонды (круглые храмы).

 Был построен храм всех богов – Пантеон.

Римляне, освоив конструкцию арок, сводов, куполов, могли строить большие общественные сооружения. Например, огромный купол Пантеона имеет диаметр 43 м. В центре купола находится круглое «окно» - «глаз Пантеона» (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен. Пантеон – один из прекраснейших памятников античности.

 Во время правления императора Августа был построен Колизей

амфитеатр для проведения гладиаторских боёв. В плане Колизей представляет собой эллипс с окружностью 524 м. Это трёхэтажное сооружение с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой 50 м состояла из трёх ярусов арок-входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвёртый ярус имел глухую стену с кронштейнами. Для защиты от солнца или от непогоды над трибунами натягивали тент. На арене Колизея могли одновременно сражаться до 3 тысяч пар гладиаторов, под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей. В 400 г. гладиаторские игры как языческий культ были отменены, и Колизей опустел, амфитеатр превратился в каменоломню.

Триумфальные арки – ворота для торжественного въезда в Рим императоров- победителей.

Форум Траяна (II в.) – архитектор Аполлодор. Помимо храмов, библиотек, суда здесь была сооружена триумфальная колонна Траяна (высота 27 метров, ствол сложен из 17 колоссальных мраморных блоков, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа

200 метров).

 

 

Термы (бани) играли большую роль в повседневной жизни римлян. Термы Каракаллы были отделаны мрамором, богато украшены, состояли из комплекса зданий, окружённых портиками, садами, стадионами, бассейнами и библиотеками.

 

 В периоды республики и империи развивалась живопись. Развитие архитектуры привело к появлению настенной живописи, фресок.  До нашего времени сохранились Помпейские фрески, изображающие красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты.

В середине 5 века Западная Римская империя пала под натиском варваров. С концом Западной Римской империи погибла и античная культура.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: