Урок Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни.Основы семейного права в РФ. 9 класс.
Цели:
-сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека;
-сформулировать понятия о браке, семье, совместимости;
-изучить подробно классификации брака и семьи.
План по теме.
1. Что такое семья и брак.
2. Ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов.
А) Описание каждого фактора.
Б) Положительные качества для создания семьи.
3. Условия, необходимые для заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Права и обязанности супругов.
4. Обязанности родителей и права детей.
5. Закрепление материала (вопросы).
Изложение программного материала.
Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растёт, воспитывается, готовится к взрослой жизни.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.
Брак – это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям.
|
|
В Российской Федерации законным признаётся брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. К ним относят психологический, физический, физиологический, культурный и материальный.
Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.
Психологическая совместимость – это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга.
Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.
Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни.
Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.
|
|
Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.
Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается.
Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодёжи к семейной жизни психологически и морально.
Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения.
Основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте.
Каждый супруг должен постоянно развивать в себе свои положительные качества: доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, ответственность, взаимное уважение и культуру поведения.
Жизнь семьи – это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сёстрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства.
Здоровый образ жизни в семье.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:
➢ Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
➢ Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
➢ Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
➢ В-третьих, культура питания.
➢ Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны:
- Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения;
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца);
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды);
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
➢ В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
Работа с текстом статей Семейного кодекса…
Условия, необходимые для заключения брака.
· Достижение 18 лет;
· Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;
· Добровольное согласие вступающих в брак.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
· Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями;
· Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом);
· Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства.
Права супругов.
Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.
Право на выбор фамилии.
Равные права родителей в воспитании детей.
Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Обязанности супругов.
Содействовать благополучию и укреплению семьи.
Заботиться о благосостоянии своих детей.
|
|
Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.
Платить алименты на содержание детей.
Вопросы детям:
- Какой брак признается государством? (зарегистрированный в органах ЗАГС)
- Каковы условия вступления в брак? Во сколько лет можно вступать в брак?
- Как будут называть людей вступивших в брак? (супруги, муж и жена)
- Какое документ получают супруги заключив брак? (свидетельство о браке)
- Когда брак не допускается (запрещается)?
- Назовите права и обязанности супругов?
Права и обязанности родителей.
- С рождением ребенка муж и жена становятся родителями для своих детей.
- Послушайте выдержку из Семейного кодекса:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?-
- Какого ребенка воспитают хорошие родители?
Задание: Послушайте Стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?
В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.
Ее уже никто не утешает -
Все знают о причине этих слез.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привез.
Про тапочки забыл, сказал смущенно:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.
Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе...
Все это очень путано и тонко...
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная...
Поправишься - к себе тебя возьмем!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
|
|
Все! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!
Достал бумаги, молвил без сомненья:
- Я все продумал, мне доверься, мам...
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.
Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная...
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.
Проходят дни, проходят и недели...
Сынка все нет. И вряд ли он придет.
Старушку утешали и жалели...
Но кто же и чего тут не поймет?
А с каждым днем старушка все слабеет
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс...
Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету...
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка "Хоспис" на стене у входа
Ей ни о чем плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?
Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает?! … Странно...
Что до сих пор она еще жива...
Она жива. Она все ждет и верит,
Что сын придет, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же все поймет и все простит.
С последних сил встает она с кровати.
Держась за стенку, подойдет к окну.
Насколько ей еще терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придет? Она должна дождаться!
Придет… Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждет от сына вести...
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай!
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Как вы думаете есть ли обязанности у детей перед своими родителями?
- Да есть: Статья 87 СК РФ. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.