Как уже стало известно, с 1 июля 2015 года был введен торговый сбор на территории г. Москвы, и многие организации и предприниматели недовольны такому нововведению. О торговом сбору говорят, как об «убийце» малого бизнеса, и относят его с «столичной ренте».[16]
Некоторые эксперты отмечают, что целью введения торгового сбора является фиксирование минимальных платежей для предприятий торговой сферы, чтобы избежать различные уклонения от исполнения налоговых обязательств организаций и предпринимателей.[17]
Но в 2015 году многие были уверенны, что новый сбор ударит по малому бизнесу, включая и книжные (издательства) магазины. Группа издателей и книгораспространителей организовали сбор подписей за отмену торгового сбора с книжной торговли на имя мэра г. Москвы. Они считали, что новый сбор станет причиной ликвидации многих маленьких книжных магазинов, аргументируя тем, что «в таких магазинах и так прибыли нет, то есть после уплаты всех налогов, аренды и выплаты заработной платы ничего не остается».
Соучредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов выразил свою точку зрения о несправедливости введения нового закона. А именно, что магазины, имеющие площадь больше 50 должны платить всего лишь по 50 рублей за каждый последующий метр. Получается, что магазин, имеющий площадь в 10 облагается почти тем же налогом, что и магазин в 1000 .
Введение нового вида сбора, с точки зрения поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Москве – весьма неоднозначная мера. И в тот момент, когда данная мера затрагивает букинистов и книжные магазиныобразуется необъяснимая ситуация: эффект для бюджета будет практически нулевым, однако целая отрасль будет находиться на грани выживания.[18]
Другие проблемы, связанные с введением торгового сбора касаются поспешного принятия Федерального Закона N382-ФЗ, а именно юридического понятия текста данного нормативно правового акта. Рассмотрим подробнее:
1. Торговый сбор, следует относить к налогам, а не к сборам.[19]
Пункт 2 статьи 8 НК РФ гласит, что сбором является обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, и уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, и другими уполномоченными органами (должностными лицами) юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий), или уплата которого обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
С.Г. Пепеляев дал своё понятие сбора: «В российском законодательстве сбором являются платежи за обладание специальным правом»и комментировал, что понятие «сбор» в НК РФ имеет собирательное значение, то есть оно охватывает как сборы, так и пошлины.
2. Также, НК РФ определяет и понятие объекта обложения торговым сбором. Им стало использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (статья 412 НК РФ). Но, при этом вид предпринимательской деятельности, на который направлен торговый сбор, законодателемточно не установлено: «сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли» (статья 413 НК РФ).
Многие авторы считают, что формулировка объекта данным образом обусловлена использованием имущества для осуществления торговли, управления розничным рынком.[20] Но управление розничным (оптовым) рынком через уплату торгового сбора субъектами предпринимательской деятельности – не происходит, и в основе его лежит только фискальная функция с целью пополнения местных бюджетов.
Это также подтверждается и критерием времени использования объекта торговли субъектом предпринимательской деятельности – достаточно факта его использования хотя бы один раз в течение периода обложения (квартал).
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" не конкретизирует и не разъясняет объект обложения сбором. Наибольший вопрос вызывает торговля со склада через интернет-ресурсы (интернет- магазины): уплачивают ли торговый сбор, если торговля ведется через интернет-магазин, и доставка товара осуществляется со склада в Москве курьером или почтой?
В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 "О разъяснении вопросов, касающихся торгового сбора в городе Москве" выражена позиция, что уплачивать, в данном случае, торговый сбор не нужно. Торговый сбор применяется в отношении объектов движимого или недвижимого имущества, которые используются для торговли. В описанном случае таким объектом признается склад (а доставка товара курьером или почтой– услуга). Торговый сбор не применяется в отношении торговли путем отпуска со склада.
Но данная позиция противоречит толкованию НК РФ, так как при продаже товаров со склада, данный склад продавцы используют как объект движимого имущества, на котором хранится продаваемый товар и с которого данный товар отпускается покупателю.
3. Далее, обратим внимание на то, что торговая деятельность (торговля) – это вид предпринимательской деятельности, который связан с приобретением и продажей товаров.[21] Но, законодатель вводит в НК РФ специальный перечень видов торговли, относящихся к торговой деятельности (глава 1, пункт 1.1 данной курсовой работы), а также определяя понятие торговля, как вид предпринимательской деятельности, который связан с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Таким образом, выделяя не просто отдельный вид деятельности, такой как торговая деятельность, но и отдельные виды деятельности внутри данного вида (торговля), законодатель искусственно разделяет понятия «торговля» и «торговая деятельность».
4. Возникает вопрос: считается ли уплата торгового сбора одним из условий деятельности субъекта предпринимательства в городах федерального значения?
Формируется отрицательный ответ, так как торговая деятельность и торговля осуществлялись и осуществляются такими субъектами предпринимательства вне зависимости от уплаты торгового сбора. Поэтому торговый сбор, на данный момент, является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, в полной мере соответствуя понятию налога (пункт 1 статья 8 НК РФ).
5. И одной из самых важных проблем является то, что механизм выявления сведений по объектам обложения торговым сбором не проработан, и в данный момент не может гарантировать исполнение обязанности субъектов предпринимательской деятельности по уплате торгового сбора.
НК РФ не дает толкований о механизме выявления сведений по торговому сбору. Этот пробел восполняет региональное законодательство. В г. Москве Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" предполагается, что сбор сведений об объектах обложения торговым сбором будет осуществляться через:
1) получение сведений по объектам осуществления торговли от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы.
На сегодняшний день в г. Москве уполномоченный орган не определен и не утвержден соответствующий регламент;
2) получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников или иных правообладателей объектов осуществления торговли;
3) получение сведений в результате использования информации, которая размещается юридическими и физическими лицами в сети Интернет, а также в средствах массовой информации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент отсутствует надлежащая нормативная база и работающий механизм выявления объектов осуществления торговли и достоверный список объектов осуществления торговли в г. Москве, из-за поспешного введения Федерального Закона «О Торговом Сборе». Несовершенство правовой конструкции торгового сбора, а также установление фискальных барьеров для бизнесанегативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в городах федерального значения.
Пути решения проблем
Раннее, мы столкнулись с проблемой, которая напрямую затронула малый бизнес, книжные издательства и магазины, так как введение торгового сбора увеличило налоговую нагрузку. Проблема была решена следующим образом: 30 ноября 2015 года, Сергей Собянин (мэр г. Москвы) утвердил ряд поправок по торговому сбору в городские законы. Поправки предусматривали освобождение книготорговых предприятий от уплаты торгового сбора. Данной льготой смогли воспользоваться около 200 предприятий книжной продукции.[22]
Но, можно было рассмотреть и вариант по уменьшению установленных ставок по торговому сбору. Так как торговый сбор является дополнительной налоговой нагрузкой для предприятий, стоило бы первое время держать ставки по минимуму и провести анализ (оценку) того, как отнесутся к этому предприятия. Известно, что торговый сбор является одной из мер покрытия дефицита бюджета, однако установив высокий размер ставки, государство всё равно не сможет сразу покрыть данный дефицит.
Возникает вопрос, почему государство не советуется с гражданами (с организациями)? Почему участие в данных вопросах могут принимать актеры (Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора)[23], которые не имеют компетентного отношения к законодательству, а общество вынуждено соглашаться с уже принятыми ими законами?
В данном вопросе выделяется две стороны: государство и организации торговых сфер. Поэтому, этот вопрос необходимо решать и со стороны государства и опираясь на организации, если и добавлять налоговую нагрузку, то постепенно, дав возможность адаптироваться организациям к нововведениям.
Также, введение нового сбора повлияло на НК РФ. Внесенные поправки в НК РФ, Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", имеют низкую юридическую согласованность и не устанавливают действующие механизмы реализации принятого нормативно-правового акта.
Торговый сбор стоит относить к налогам, а не к сборам. Так как, в российском законодательстве сбором являются платежи за обладание специальным правом и понятие «сбор» в НК РФ охватывает как сборы, так и пошлины.
В основных направлениях бюджетной политики г. Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов отмечено, что торговый сбор обеспечит выравнивание уровня налоговой нагрузки на субъекты бизнеса и формирование условий добросовестной конкуренции в сфере торговли в г. Москве. На практике увеличение налоговой нагрузки часто приводит к тому, что хозяйствующие субъекты начинают учитывать эту нагрузку в цену продаваемых товаров, и в конечном итоге такая мера сказывается на потребителях.
Также, необходимо дать точное определение объекту обложения торговым сбором. Так как возникают проблемы с интернет- торговлей, которая предполагает выбор и заказ товаров с использованием интернет- ресурсов или телефона, с последующей доставкой покупателю товара курьером, почтой или самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.
Также, необходимо дать точное определение объекту обложения торговым сбором. Так как возникают проблемы с интернет- торговлей, которая предполагает выбор и заказ товаров с использованием интернет- ресурсов или телефона, с последующей доставкой покупателю товара курьером, почтой или самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.
Также, необходимо дать точное определение объекту обложения торговым сбором. Так как возникают проблемы с интернет- торговлей, которая предполагает выбор и заказ товаров с использованием интернет- ресурсов или телефона, с последующей доставкой покупателю товара курьером, почтой или самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.
Обложение торговым сбором интернет- торговли, может привести к росту цен на товары для покупателей в Интернете, а это крайне нежелательно. Сама идея интернет- торговли связана с минимизацией расходов.[24]
Если учесть, что введение торгового сбора – это мера, направленная на покрытие дефицита региональных бюджетов, следует отметить, что на данный момент торговый сбор с этой функцией не справляется и часть индивидуальных предпринимателей уходит «в тень», ухудшатся экономическая ситуация в стране в целом, сокращается количество торговых предприятий. Неслучайно в Санкт-Петербурге и Севастополе решение о введении торгового сбора так и не было принято.
Таким образом, для того, чтобы делать какие-либо окончательные выводы по проблемам требуется, чтобы с момента введения торгового сбора прошло большее количество времени, чем один год. Это позволит нам лучше оценить налоговую нагрузку на торговые предприятия г. Москвы, проанализировать динамику поступлений от торгового сбора в бюджет и решить, стоит ли вводить торговый сбор в других субъектах РФ и муниципальных образованиях, оставить только в ведущих регионах страны или отменить его. Или, прежде, чем вводить новый сбор, стоило больше уделить внимание и юридической стороне вопроса, и целесообразности введения торгового сбора.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе был рассмотрен вопрос о торговом сборе.
В России каждый уровень власти согласно Конституции наделен самостоятельностью, в том числе и в налогово- бюджетной сфере. При формировании региональных бюджетов для большинства субъектов явно недостаточно собственных доходных источников (в первую очередь –налоговых), а существующие методы финансового выравнивания не способствуют решению проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Актуальность данной темы связана с тем, что торговый сбор направлен на установление минимального налога с предприятий торговых сфер деятельности, и на покрытие дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как раннее отмечалось, объектом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся в процессе осуществления деятельности с применением торгового сбора. Предметом курсовой работы выступил торговый сбор.
В процессе выполнения данной курсовой работы были решены поставленные задачи, а именно:
– рассмотрена характеристика торгового сбора в России;
– рассмотрен порядок исчисления и уплаты торгового сбора;
– рассмотрены различные проблемы и пути решения, связанные с применением торгового сбора.
И сделаны следующие выводы:
1. Торговый сбор представляет собой платеж (местный сбор), взимаемый с организаций и ИП (не применяющих ПСН и ЕСХН), которые ведут торговую деятельность на территории муниципалитета или города федерального значения, используя объект осуществления торговли. Плательщиками торгового сбора могут быть или налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (Далее УСН), или ИП на общем режиме налогообложения, которые уплачивают НДФЛ.В настоящий момент, торговый сбор применяется только на территории г. Москвы.
2. Налоговый период по торговому сбору – квартал, и налогоплательщик должен самостоятельно исчислять и уплачивать сумму торгового сбора до 25-го числа каждого следующего квартала. Для исчисления суммы торгового сбора применяется физический показатель (площадь объекта (торгового зала) или фактическое наличие объекта в составе торговой инфраструктуры) и ставка торгового сбора для определенной группы районов г. Москвы. Также, налогоплательщики, находящиеся на ОСНО (уплата НДФЛ) и УСН могут уменьшить сумму налога на величину торгового сбора.
3. На данный момент отсутствует надлежащая нормативная база и работающий механизм выявления объектов осуществления торговли и достоверный список объектов осуществления торговли в г. Москве, из-за поспешного введения Федерального Закона «О Торговом Сборе». Несовершенство правовой конструкции торгового сбора, а также установление фискальных барьеров для бизнеса негативно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса в городах федерального значения.
4. Для того, чтобы делать какие-либо окончательные выводы по проблемам требуется, чтобы с момента введения торгового сбора прошло большее количество времени, чем один год. Это позволит нам лучше оценить налоговую нагрузку на торговые предприятия г. Москвы, проанализировать динамику поступлений от торгового сбора в бюджет и решить, стоит ли вводить торговый сбор в других субъектах РФ и муниципальных образованиях, оставить только в ведущих регионах страны или отменить его. Или, прежде, чем вводить новый сбор, стоило больше уделить внимание и юридической стороне вопроса, и целесообразности введения торгового сбора.