В статье рассматривается работа с учебником Н.Б. Истоминой. Автор статьи подчеркивает, что в данной программе предлагается изучать таблицу умножения в соответствии с концепцией – развитием мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.
При изучении таблицы умножения желательно ориентироваться на этапы: непроизвольное запоминание, установка на запоминание, самоконтроль, контроль.
Работа по учебнику «Математика» Н.Б. Истоминой направлена на развитие всех учащихся в процессе усвоения математического содержания, формирование положительной мотивации к обучению, обеспечение психологического комфорта на уроке и успешным овладением знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения.
В статье расписаны задания в помощь изучения табличных случаев умножения и деления. Подмечается, что данное изучение начинается с числами 9 и 8.
Усваивая смысл действия умножения, многие школьники непроизвольно запоминают табличные случаи. Приводятся примеры заданий из учебника, которые предлагаются на этом этапе.
Задание 1. Какое выражение соответствует рисунку?
Учащиеся анализируют рисунок и делают вывод: на рисунке 3 звездочки повторили 9 раз. Так как 3 – это число звездочек в строчке и таких строчек 9, то рисунку соответствует выражение 3*9.
- Как нужно рассуждать, чтобы у нас вышло выражение 9*3?
В каждом столбике 9 звездочек, а таких столбиков 3, значит, можно записать выражение 9*3.
- Как изменить рисунок, чтобы к нему можно было бы записать выражение 9*5?
Задание 2. Сравните числовые выражения, вычисляя их значения.
Ученики анализируют выражения, записанные слева, и соотносят их с выражениями,записанными справа. В результате они приходят к выводу: «Слева 9 повторили 3 раза и справа 9 повторили 3 раза, значит ставлю знак равенства. ВТОРАЯ СТРОКА. Слева 9 повторили 4 раза и справа 9 повторили 4 раза, значит ставлю знак равенства и т.д.
Задание 3.
Заполни пропуски так, чтобы получились произведения из таблицы умножения на 9:
Задание 4.
Назови произведения, которые оканчиваются цифрой 2, 4, 1.
Во втором классе аналогичная работа с число 8, остальные числа в 3 классе.
Таким образом, данная методика формирования навыков умножения позволяет учесть индивидуальные особенности памяти младших школьников, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы и активизируя при этом смысловую память.
В следующей группе статей рассматривается визуализация, как один из подходов для раскрытия операций умножения и деления.