Виды маркетинговых исследований

Комплексное маркетинговое исследование рынка включает в себя 6 основных видов маркетинговых исследований.

1. Исследование рынка.

Исследование рынка включает:

1. - измерение рыночного потенциала;

2. - изучение характеристик рынка (характеристика потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному положению);

3. - определение географического размещения потенциальных потребителей;

4. - анализ распределения долей рынка между фирмами;

5. - исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей данный рынок;

6. - анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.

2. Исследование сбыта.

Исследование сбыта включает в себя следующие составляющие:

1. - анализ сбыта;

2. - определение квот и территории сбыта;

3. - изучение каналов распределение и сбыта;

4. - изучение стратегий стимулирования сбыта;

5. - инвентаризация товарных запасов розничной сети;

6. - пробный маркетинг.

3. Исследование потребительских свойств товаров.

Исследование потребительских свойств товаров включает в себя следующие составные части:

1. - изучение реакции на новый товар и его потенциала;

2. - анализ сильных и слабых сторон конкурирующих товаров;

3. - тестирование товаров;

4. - анализ замыслов новых идей;

5. - изучение проблем создания упаковки (дизайн и физические характеристики);

6. - изучение возможности упрощения ассортимента.

4. Исследование рекламы.

Исследование рекламы состоит из:

1. - анализа эффективности рекламных объявлений;

2. - анализа рекламных текстов;

3. - анализа эффективности средств распространения рекламы;

4. - анализа эффективности рекламной работы.

5. Исследование экономики коммерческой деятельности.

Исследование экономики коммерческой деятельности состоит из:

1. - краткосрочного прогнозирования;

2. - долгосрочного прогнозирования;

3. - изучения проблем ценообразования;

4. - анализа расположения предприятий и складов;

5. - анализа эффективности информационных систем.

6. Исследование мотивов поведения покупателей и ответственности фирмы.

Исследование мотивов поведения покупателей и ответственности фирмы включает в себя следующие составные части:

1. - исследование потребительских мотиваций;

2. - изучение проблем информирования потребителей;

3. - изучение общественных ценностей и проблем социальной политики;

4. - изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования;

5. - изучение воздействия на окружающую среду.

 

ТЕМА: «16. Виды цен в маркетинге»

Краткий курс лекции

Цена – стоимость за товар или услугу, выраженная в денежном эквиваленте. Она обычно определяется за единицу товара, за объем продукции, за услугу. Цена косвенно выражает затраченные ресурсы на производство товара (услуги). К ним относится стоимость использованных материалов, сырья, времени и рабочих сил. В цену также включают затраты на логистику, реализацию, рекламу, маркетинг. Рассмотрим само понятие и виды цен, применяемые в маркетинге.

Цена (услуги, товара) – стоимость, которая сложилась в результате взаимодействия между собой продавца и покупателя на рынках аналогичных товаров (услуг).
Договорная цена – стоимость, которая устанавливается при соглашении между сторонами. То есть цена в этом случае складывается не стихийно, она является результатом разовой договоренности продавца и покупателя. Зависит такая цена от конкретных условий, сложившихся на данный период времени.

В группу «виды цен» входит и закупочная цена – стоимость продукции для дистрибьюторов, дилеров. Она фиксируется в договоре купли-продажи.

Оптовая цена – стоимость товара для покупателя, который товар при этом закупает партией и реализует в заводской упаковке. Один товар может перепродаваться несколько раз, проходя через целый ряд оптовиков. При этом каждый из них будет завышать оптовую цену, то есть к покупной цене будет прибавляться торговая наценка.

Розничная цена – стоимость, по которой продавец реализует товар (услугу) конечному покупателю. Он использует данную продукцию для себя, работы или семьи. Розничная цена складывается из предыдущей практики взаимодействия продавца и покупателя. Данная стоимость фиксируется на ценнике или в договоре купли-продажи. Приобретая товар или услугу, покупатель соглашается с розничной ценой. Она образуется следующим образом: цена оптовая торговая наценка организации (прибыль, расходы на рекламу, заработную плату работников, хранение товара и прочие). Прайс-лист – список наименований товаров (услуг) и цен на них, с которым может ознакомиться как оптовый покупатель, так и розничный.


ТЕМА: «17. Классификация цен по признакам»



Краткий курс лекции

 «1. По времени действия:


- постоянная;

- временная:

цены на один раз;

 • цены на период какой-либо акции;

 • сезонные цены.


2. Для определенной категории покупателей:

- открытые цены;

- специальные цены:

• для дилеров;

 • для дистрибьюторов;

• для определенного сегмента рынка;

• для географических рынков;

• для отраслевых рынков;

 • специальная стоимость для постоянных покупателей.

 

3. В зависимости от отрасли:

- оптовые цены;

 - закупочные цены;

- розничные цены;

- смета для строительства объекта: перечень затрат на материалы, заработную плату работникам и т.п

. - плата за перевозку пассажиров и грузов – взимается транспортными организациями с населения и отправителей грузов;

 - расценки на различные услуги, оказываемые населению – розничная цена на жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание, на связь и т.п.


4. В зависимости от образования различают следующие виды цен:

- фиксированные цены – устанавливаются чаще всего на монопольные товары. То есть государство регулирует стоимость алкогольных товаров, табачных изделий, хлеб и т.п.;

- свободные цены – расценки, формирующиеся под влиянием предложения и спроса; - престижные цены сформированы для зажиточных людей. Высокая цена гарантирует и прекрасное качество товара;

 - трансфертные цены устанавливаются между двумя предприятиями. За основу берется рыночная цена или издержки.

 - экспортные цены – стоимость, уплачиваемая при вывозе определенного товара границу.


К таким ценам относятся:

• таможенные пошлины;

• страховка;

• таможенные сборы;

• расходы на погрузку-разгрузку;

 • транспортные расходы и прочие.

ТЕМА: «18. Стратегии ценообразования»





Краткий курс лекции

Стратегия ценообразования предполагает выбор предприятием возможного механизма изменения исходной цены товара, которая в данных конкретных условиях рынка наилучшим образом соответствует целям предприятия.

Все основные стратегии ценового маркетинга можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. В зависимости от стабильности цен выделяют:

стратегию неизменных цен. В этом случае фирма стремится к установлению и сохранению на протяжении длительного времени неизменных цен на свои товары, даже в случае роста издержек производства. Применяя данную стратегию, фирма должна располагать постоянным резервом для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества;

стратегия изменяющихся цен. В этом случае фирма изменяет цену сразу с изменением издержек производства и спроса. Ее разновидностями являются: стратегия “скользящей падающей цены”, которая применяется вслед за стратегией “снятия сливок” и соответствует маркетинговой цели расширения или захвата рынка; стратегия “роста проникающей цены”, которая является успешным продолжением стратегии “цены проникновения” и применяется для повышения рентабельности и возмещения прошлых затрат, связанных с выведением товара на рынок. Кроме того, повышение цены может быть обусловлено повышением качества товара (использование престижных материалов, отделки, изменение дизайна и стайлинга и т. п.);

2. В зависимости от отражения в цене достигнутой репутации фирмы выделяют:

стратегию поддержания репутации производителя дорогих высококачественных товаров. Эта стратегия предполагает концентрацию усилий на высоком качестве товаров, установлении высоких цен, рекламировании и сохранении имиджа;

стратегию сохранения анонимного присутствия на рынке. В этом случае фирма не стремится создавать себе репутацию ведущей марки среди товаров данного типа, работает под маркой оптового или розничного продавца и акцентирует внимание в рекламных кампаниях на сохранении цены.

3. В зависимости от психологического восприятия ценников выделяют:

стратегию “неокругленных” (“ломаных”) цен. Эта стратегия направлена на установление цен ниже круглых сумм. Она популярна по нескольким причинам: покупателям нравится получать сдачу, им кажется, что фирма очень щепетильна и честна по отношению к ним;

• стратегию “приятных глазу цифр”. Эта стратегия считает целесообразным использовать числовые значения в цене в порядке убывания цифр.

4. В зависимости от учета в цене географического фактора выделяют:

• стратегию установления цены в месте происхождения товара. В этом случае все расходы по доставке товара возложены на покупателя;

стратегию единой цены с включенными в нее расходами по доставке. В этом случае используется единая цена для любых покупателей независимо от их удаленности (в ней уже заложена средняя сумма транспортных расходов);

стратегию установления зональных цен. Эта стратегия предполагает выделение нескольких зон и назначение для покупателей в пределах этой зоны своей цены;

стратегию установления цены базисного пункта. В этом случае выбирается какой-либо базисный пункт отгрузки и с покупателей взимается цена, включающая расходы по доставке до этого пункта;

стратегию установления цены с принятием на себя расходов по доставке. Эта стратегия применяется “в убыток” себе в основном для проникновения на новые рынки или для временного удержания своего положения на рынке в связи с острой конкуренцией.

5. В зависимости от оценки покупателями экономической ценности товара выделяют:

стратегию ценового прорыва (цена проникновения). Эта стратегия предполагает установление более низких цен, чем заслуживает товар с данной экономической ценностью. При этом получение большей массы прибыли достигается за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. Применение этой стратегии приводит к падению привлекательности рынка для конкурентов, давая фирме преимущество во времени для закрепления на рынке;

• стратегию “снятия сливок”. Эта стратегия направлена на кратковременное конъюнктурное завышение цен с целью максимизации прибыли. Сопровождается установлением цен на уровне более высоком, чем должен стоить товар с данной экономической ценностью. При этой стратегии сохраняется высокая прибыльность продаж в более узком сегменте рынка. Ее применение позволяет в краткий срок возместить маркетинговые расходы. Однако это может вызвать отток клиентов к конкурентам, не давая времени фирме закрепиться на данном рынке. Если рынок “принял” предложенную высокую цену, то это дает фирме определенные перспективы;

нейтральную стратегию ценообразования. Она направлена на установление цен исходя из соотношения “цена/ценность”, которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.

6. В зависимости от поведения по отношению к конкурентам выделяют:

стратегию “преимущественной цены”. Применяется для достижения преимущества по отношению к конкурентам. Различаются два варианта: в одном случае цена выше, чем у конкурента, и компенсируется преимуществом по качеству; во втором – цена более низкая, чем у конкурента, за счет более низких издержек;

стратегию “следования за конкурентом”. Эта стратегия основана на копировании поведения фирмы ценового лидера. Различают два вида лидерства по ценам: доминирующее, когда одно крупное предприятие конкурирует на фоне множества малых и средних; барометрическое, когда группа равных конкурентов признает одного из них лидером.

 

ТЕМА: «19. Понятие конкуренции, ее виды и методы»

Краткий курс лекции

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка.

Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

 

 Совершенная ( свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

 

Признаки совершенной конкуренции:

1. Существует множество фирм, которые предлагают однородную продукцию. При этом потребителю все равно какую продукцию приобретать.

2. Доля каждой фирмы на рынке ничтожна мала (приход и уход фирмы с рынка незаметен).

3. Не существует никаких барьеров для входа в отрасль и выхода из нее.

4. Нет ограничений на доступ фирм к информации.

Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка.

Признаки несовершенной конкуренции:

1. Незначительное количество фирм на рынке с явным доминированием некоторых из них.

2. Существенная возможность влияния на конъектуру, т.е. на цены.

3. Наличие барьеров для входа в отрасль.

4. Отсутствие однородных товаров.

 

 

ТЕМА: «20. Несовершенная конкуренция»

Краткий курс лекции

На рынке несовершенной конкуренции выделяют 4 подтипа:

1) Монополистическая конкуренция – промежуток между совершенной и несовершенной конк.

Основные характеристики:

1. Существует большое количество мелких фирм, которые предлагают разнородную продукцию.

2. Барьеров не существует или они не сложные.

3. Конкуренция осуществляется за счет качества товаров и услуг.

Пример: рынок парикмахерских услуг.

 

2) Монополия – на рынке присутствует 1 продавец, а барьеры для входа на рынок являются непреодолимыми.

К отраслям монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

С учётом охвата экономики выделяются:

1. Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

2. Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:

1. Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

4. Применяют более крупный капитал;

5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

3) Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль.

Примеры: Министерство обороны на рынке вооружения. Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

 

На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели. Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

4) Олигополия – ситуация, когда на рынке присутствует несколько крупных продавцов, иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих".

Характеристика:

1. Небольшое количество фирм в отрасли. Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

 

ТЕМА: «21. Ценовая и неценовая конкуренции»

Краткий курс лекции

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

 

 

ТЕМА: «22. Формирование комплекса стимулирования»

Краткий курс лекции

Комплекс стимулирования, обеспечивающий маркетинговые коммуникации, состоит из четырех средств:

1) реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от известного имени.;

2) стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги;

3) пропаганда (PR) - неличное и неоплачиваемое стимулирование спроса на товар, услугу или организацию посредством распространения о них коммерчески важных сведений или благожелательного представления в средствах массовой информации;

4) личная продажа (прямая продажа) - устное представление товара в беседе с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи.

1. Реклама. Формы и методы использования рекламы многообразны, можно дать лишь самую общую оценку ее специфических качеств:

1) реклама - сугубо общественная форма коммуникации; она предполагает, что товар является законным и общепринятым, и покупатель знает, что при покупке он встретит общественное понимание;

2) способность к увещеванию обусловлена возможностью многократно повторять обращение и возможностью покупателя сравнивать между собой обращения разных конкурентов;

3) экспрессивность присуща рекламе благодаря искусному использованию шрифта, звука и цвета, что дает возможность броского эффектного представления;

4) обезличенность рекламы приводит к тому, что аудитория не испытывает чувства необходимости уделить ей внимание или ответить на нее. Рекламу можно использовать для создания долговременного стойкого образа товара, для стимулирования быстрого сбыта, для охвата множества географически разбросанных покупателей с малыми издержками в расчете на один рекламный контакт.

2. Стимулирование сбыта. Это деятельность, в ходе которой используется целый набор средств воздействия, таких, как купоны, конкурсы, премии. Средства стимулирования сбыта обладают тремя характерными качествами: 1) привлекательность и информативность - они привлекают внимание и содержат информацию, которая может вывести потребителя на товар; 2) побуждение к совершению покупки - они предполагают какую-то уступку, льготу или содействие, представляющие ценность для потребителя; 3) приглашение к совершению покупки - они содержат четкое предложение незамедлительно совершить сделку. К использованию средств стимулирования сбыта прибегают для достижения более сильной и оперативной ответной реакции. Однако эффект стимулирования сбыта носит обычно кратковременный характер.

3. Пропаганда ("паблисити"). Притягательная сила пропаганды проистекает из трех ее характерных качеств:

1) достоверность - информационный материал, статья или очерк кажутся читателям более правдоподобными по сравнению с рекламными объявлениями;

2) широкий охват покупателей - пропаганда может достичь множества потенциальных покупателей, которые, возможно, избегают контактов с продавцами и рекламой;

3) броскость - пропаганда обладает возможностями для эффектного, броского представления фирмы или товара.

4. Личная продажа. По сравнению с рекламой личная продажа обладает тремя характерными качествами: 1) личностный характер предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между двумя или более лицами, при этом каждый участник может непосредственно изучать и учитывать потребности и характеристики других участников; 2) становление отношений в ходе личной продажи - от формальных отношений "продавец - покупатель" до крепкой дружбы; 3) побуждение к ответной реакции - личная продажа заставляет покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за проведенную с ним коммерческую беседу, обязанным отреагировать хотя бы в высказывании вежливой благодарности. Вместе с тем личная продажа - самый дорогой способ стимулирования.

 

ТЕМА: «23. Товародвижение»

Краткий курс лекции

Товародвижение - это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их производства к местам использования.

Товародвижение - потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения - до 15% объема продаж для фирм-производителей и до 25% для промежуточных продавцов.

Цели товародвижения. Эти цели устанавливаются на основе компромисса между требованием минимума издержек и созданием системы, обеспечивающей максимальный сервис для клиентов. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов, что способствует росту издержек распределения. Предприятие должно найти соответствующий компромисс и сформулировать цели, которыми можно руководствоваться при планировании. Например, корпорация "Кока-кола" в системе товародвижения формулирует главную цель так: "приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки от вашего желания". Разработав комплекс целей товародвижения, можно приступить к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей. 

Надо решать следующие основные вопросы:

1) как следует работать с заказчиками, обрабатывать заказы;

2) где хранить, складировать товарно-материальные запасы;

3) какой должен быть минимальный размер товарно-материальных запасов;

4) каким образом следует отгружать и транспортировать товары?

Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям предприятия. Изделия, которых нет в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям предприятия. Для ускорения цикла "заказ - отгрузка - оформление счета" используются компьютеры и компьютерные сети. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. Все это занимает от нескольких секунд до нескольких минут.

Складирование. Организация хранения необходима, потому что циклы производства и потребления не совпадают друг с другом. Наиболее яркий пример - сельскохозяйственные продукты, которые производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Предприятие может либо иметь собственные склады, либо арендовать место в складских организациях. Эти коммерческие склады хранят товар и оказывают платные услуги по его осмотру, упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Предприятия пользуются складами длительного хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение продолжительного времени. Транзитные склады

Поддержание товарно-материальных запасовов. Решение об уровне товарно-материальных запасов имеет важное значение в сфере товародвижения, влияя на удовлетворенность потребителей. С одной стороны, фирма заинтересована в том, чтобы располагать запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. С другой стороны, поддерживать большой запас может оказаться нерентабельно. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение объема товарных запасов.

Транспортировка. От выбора перевозчика зависит уровень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия к местам назначения. При отгрузке товаров предприятие может выбирать тот или иной вид транспорта или их комбинацию. Железнодорожный транспорт - самый крупный грузоперевозчик в стране. Железные дороги - наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок навалом повагонных партий грузов (каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции) на дальние расстояния. Возможна эффективная перевозка отдельных видов других товаров. Стоимость перевозки по воде громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти и металлических руд очень мала. Но водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погодных условий. Автомобильный транспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. В городах автотранспорт осуществляет основную массу грузовых перевозок. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок, позволяет использовать различные варианты маршрута и графика движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя от необходимости лишних перевозок.

Трубопроводный транспорт - средство транспортировки газа, нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Это, наряду с воздушным, наиболее современный вид транспорта. Воздушный транспорт приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок наиболее высокие, транспортировка по воздуху предпочтительна в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или расстояния очень велики. Часто использование авиационного транспорта позволяет снизить уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

 

ТЕМА: «24. Посредники в каналах распределения»

Краткий курс лекции

В сбытовой деятельности предприятий одно из главных мест занимают посредники, способствующие успешному выполнению плана сбыта. В общем виде посредник – физическое лицо или органи-зация, содействующие установлению контактов и заключении сделок между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг.

Основная цель использования услуг посреднических оптовых предприятий – расширение рынков сбыта товаров и снижение издержек. В случаях территориальной разбросанности рынка товаров фирме-поставщику из-за существенных расходов по сбыту своей продукции невыгодно поставлять ее по линии прямых связей с потребителями. Оптовик же, аккумулируя поступающие товары различной номенклатуры, сбывает их, получая часть прибыли от совместной продажи. В результате такой организации сбыта товаров поставщики получают возможность реализовать свою продукцию более широкому кругу потребителей.

Логистических посредников можно объединить в две большие группы:

1) приобретающие товар в собственность и имеющие право влиять на цены (дистрибьютор, дилер);

2) действующие от имени и за счет продавца и не имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и т. д.).

Иногда эти группы называют независимыми и зависимыми посредниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: