Дистанционное обучение по русскому языку и литературе с 11.05.2020-16.05.2020 г

№ груп-пы Дата Предмет Тема, № урока Домашнее задание Самостоятель-ная работа

                                     Русский язык гр.122

 

122 11.05 Рус-ский язык № 27П.З.№5 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. См. Приложе-ние №1 для 122 гр.  
  12.05 Рус-ский язык № 28 Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Интернет. Конспект. Основные выразительные средства морфологии. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Интернет. Конспект

                                     Русский язык гр.123

 

123 11.05 Рус-ский язык № 19 Имя прилагательное. Имя числительное. rech.edu.ru Урок 37 6 класс. Конспект. rech.edu.ru Урок 58 6 класс. Конспект.  

                                      Русский язык гр.223

 

223 12.05 Рус-ский язык № 66-67 Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Вводные слова и предложения. rech.edu.ru Урок 37 6 класс. Конспект. rech.edu.ru Урок 26 6 класс. Конспект. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Конспект.
  13.05 Рус-ский язык № 68-69 Знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. rech.edu.ru Сложное предложе-ние: Урок 3 8 класс. Конспект. rech.edu.ru Обращение.Вводные слова: Урок 26 6 класс. Конспект. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Сообщение.
  14.05 Рус-ский язык № 70-71 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Бессоюзное сложное предложение. rech.edu.ru Урок 29 6 класс. Конспект.  
  15.05 Рус-ский язык № 72-73 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Интернет. Конспект Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчин-ные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сообщение.

                                        Литература гр. 122

122 15.05 Лите-рату-ра № 44 И.А. Бунин. Сведения из биографии. «Вечер». Тема «дворянского гнезда», в рассказе «Антоновские яблоки». «Вечер» (письмен-ный анализ). Тема «дворянского гнезда», в рассказе «Антоновские яблоки» (краткий конспект). Интернет. Письменный анализ стихотворений «Я к ней пришел в полночный час…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

                                                 Литература гр. 123

 

123 11.05 Лите-рату-ра №43 П.З.19 Кутузов и Наполеон. Проблема народа и личности. rech.edu.ru Урок 45 10 класс.+ См.Прило-жение №2 для 123 гр.  
  12.05 Лите-рату-ра №44 А.П. Чехов. Рассказ «Студент»   rech.edu.ru Урок 44 10 класс. Конспект Выполнить письменный анализ рассказов А.П. Чехова «Дама с собачкой», «Попрыгунья»
  13.05 Лите-рату-ра №45  Рассказ Чехова «Ионыч», Рассказ «Человек в футляре»   Письмен-ный анализ  
  14.05 Лите-рату-ра №46 «Вишневый сад». Жанр, история создания, персонажи. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Комическое и драматическое.Символы.   Интернет. Чтение и письмен-ный анализ. Составить письменную характеристику главных героев пьесы «Вишневый сад».
  15.05 Лите-рату-ра №47 Контрольная работа №3. Русская литература ХIХ века.                          См. Приложе-ние №1 для 123 гр  
  16.05 Лите-рату-ра №48 Введение. Характеристика культурно-исторического процесса и литературы на рубеже XIX-XX вв.   rech.edu.ru Урок 1 11 класс. Конспект Русская культура. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Сообщение.

                                         Литература гр. 223

223 13.05 Лите-рату-ра № 176 Любовь и судьба Мастера.   №177 М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Обзор.   rech.edu.ru Урок34 11 класс. Конспект   rech.edu.ru Урок42 11 класс Конспект А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Самостоятель-ное чтение.

                                                     

                                           Русский язык

                                                                              Приложение 1 (гр.122)

                                               

                     Практическое занятие № 5. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Цель:повторить, обобщить и закрепить тему «Орфография и пунктуация». Задачи: 1. Отрабатывать навыки правописания чередующихся гласных в корне; 2. Отрабатывать навыки правописания приставок; 3. Отрабатывать навык постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях. Время на выполнение:1час Обеспеченность занятия: 1. Учебно-методическая литература: - Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. В 2 ч. - Ч. 2. Синтаксис [Электронный ресурс]:- 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Златоуст, 2014. - 416 с. – (Эл.учеб.) - Голубева А.И. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. - 2-е изд. - СПб.: Златоуст, 2014. - 384 с. – (Эл.учеб.) - Карданова М. А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс]: учеб.пособ. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 456 с. -– (Эл.учеб.)   2. Справочная литература: − Орфографический словарь русского языка: 100000 слов. / Под ред. И.М. Стонская. – СПб.: Изд – ий Дом Литера,2006. − Орфографический словарь современного русского языка. – М.: ООО Дом Славянской книги, 2006.   3. Технические средства обучения: 4. Рабочая тетрадь в линию. 5. Ручка. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме П.З. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию 1. Что изучает орфография? 2. Что изучает пунктуация? Задания для практического занятия: Прочитайте текст. 1)Между тем з…ря (мало)по(малу) разг…рается. (2)Скоро луч солнца к…снется (по)осен…ему оголен…ых верхушек деревьев и поз…лотит бл…стящее зерк…ло озера. (3)А (не)подалеку распол…гается озеро (чуть)чуть поменьше пр…чудливой формы и цвета вода в нем (н…)голубая (н…)зеленая (н…)темная а какая(то) бурая. (4)Оба этих озера об…единены под названием Боровых озер как в (н…)запамятные времена окр…стили их ст…рожили здешних мест. (5)К (юго)востоку от озер прост…раются широкие вод…ные глади и топи. (6)Это то(же)бывшие озера зар…ставшие (в)течении… десятилетий и превратившиеся (в)последстви… в гиган…ские болота. (7)В этот ран…ий час чудесной золотой осени мы движ…мся к озеру с пр…неприятным названием Поганому озеру. (8)По совету стор…жа пр…ютившего нас мы пр…хватили с собой (н…)пром…каемые плащи охотничьи сапоги болотники прготовили дорожную еду что(бы) не тратить время на разж…гание костра и двинулись в путь. (9) Два часа проб…рались мы к озеру обходя тр…сины и пытаясь от…скать удобные подходы. (10)Ценой сверх…стестве…ых усилий мы пр…одолели зар…сли какого(то) колючего р…стения затем чащ…бу и впереди показался остров. (11) (Не)добравшись до л…систого бугра мы упали в зар…сли ландышей. (12)Их правильные листья (как)будто выр…вненные (не)ведомым мастером искус…но придавшим им геометрически правильную форму заш…лестели у наших лиц. (13) (В)продолжении… (полу)часа мы пр…давались покою. (14)Поднимаешь голову а над тобой шумят сосны величественные стройные верхушками упирающиеся в (бледно)голубое небо по которому движутся не тяжелые а (по)летнему (полу)воздушные облачка непоседы. (15)Кругом (ни)кого и (ни)чего. (16)Только темно…желтые сухие листья круж…тся в воздухе. (17)Позвать кого(нибудь)? (18)Попробуйте крикн…те. (19) (Н…)кто не услышит. (20)Если вы крикн…те громче эхо отзовется (в)далеке. (21)Не ра…читывайте встретить здесь одинокого человека. 1. Перепишите предложенный текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.   Инструкция по выполнению практического занятия 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Повторите необходимые теоретические сведения для выполнения практической работы. Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид работы «5» «4» «3» «2»
Письменная контрольная работа 1 негрубая орфо­графическая +1 негрубая пунк­туационная • 2орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные • 4 орфографическая + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунк­туационные) • 7 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 8 пунктуационных; • 5 орфографических + 9 пунктуационных; • 8 орфографических + 6 пунктуационных
                                     Литература                                                                                                                                                          Приложение №1 (гр.123)                                             Практическое занятие № 20 (гр.123)                    Контрольная работа №3. Русская литература ХIХ века.                                                                       Задания части А 1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина.            А)1802-1841            Б) 1789-1828            В) 1799-1837            Г)1805-1840 2. За что М.Ю.Лермонтов в 1837г. был сослан на Кавказ?  А) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии Б) за революционную деятельность В) за участие в дуэли Г) за стихотворение «Смерть поэта» 3. Какое произведение принесло Н.В.Гоголю известность? А) стихотворение «Италия» (1829) Б) «Идиллия в картинках» В) «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Г)«Ганц Кюхельгартен» 4. В каком году была создана пьеса Гроза»? А) в 1859 г. Б) в 1860 г. В) в 1861 г. Г) в 1865 г. 5. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве».Это: А) Кулигин Б) Катерина В) Борис  Г) Марфа Игнатьевна   6. О каком герое «Кому на Руси жить хорошо?» говорится в следующем отрывке? В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… А) Ермил Гирин Б) Савелий В) князь Утятин Г) Гриша Добросклонов 7.Укажите имя и отчество Раскольникова. А) Роман Родионович Б) Григорий Романович В) Родион Романович Г) Григорий Родионович 8. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным? А) в спешке забыл взять деньги    Б) деньги не являлись целью преступления      В) из-за страха быть разоблачённым       Г) герой, спрятав деньги, не смог потом вспомнить 9.В какое время года происходит действие романа «Преступление и наказание»? А) летом Б) зимой В) весной Г) осенью    10. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого? А) гениальная личность способна повести за собой массы Б) народ — главная движущая сила истории В) фатум, высшая сила, определяет ход истории                                             Задания части В(ответь одним словом) В1. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности ("Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум")   В2 Первое действие драмы А.Н.Островского "Гроза" открывает авторское пояснение: "Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов".Как называется авторское пояснение, предваряющее ход действия в пьесе? (Назовите термин.)      В3 Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?                                                  Задания части С (развернутый ответ на вопрос) С1.Что такое «обломовщина» и кого из героев русской классики можно отнести к обломовскому типу?        С2. Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
                                                                                 Приложение №2 (гр.123) П.З.19 Кутузов и Наполеон. Проблема народа и личности. Цель:обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Наполеона и Кутузова. Прогнозируемый результат: · -знать художественный текст; · -уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его. Вопросы для письменного ответа (пользуйтесь лекцией при ответе) 1. Вспомните, в каких произведениях встречается образ Наполеона? 2. Когда впервые мы слышим о Наполеоне? 3. Каково отношение солдат к своему императору? 4. Найдите описание Наполеона и прокомментируйте его. 5. Понимает ли Наполеон, в чем сила армии? 6. Когда впервые встречаемся с Кутузовым в романе? 7. Найдите в тексте описание Кутузова. 8. Как относится Кутузов к людям? 9. Как ведет полководец во время Бородинского сражения? 10. Почему Кутузов принимает решение о сдаче Москвы? 11. Кто является решающей силой в истории, по мнению Толстого?

Вывод: (Сравнение Кутузова и Наполеона)

Лекция.

До сих пор в истории нет единого мнения, что же руководит историческим процессом: великие личности, народ, случайности, Высший разум. Решение этой проблемы не имеет однозначного ответа. Каждый теоретик, писатель, поэт даёт свою точку зрения исходя из своих убеждений, взглядов, мировоззрения. Так и Толстой в своём романе - эпопее, опираясь на исторические события и факты, высказывает своё видение этой проблемы. Он рассуждает о роли личности в истории на примере 2 полководцев - Наполеона и Кутузова.

Образ Наполеона весь 19 век владел умами и душами молодых людей всей Европы. Многие люди преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах, подобных тем, какие он совершал.

Образ Наполеона неоднократно встречается в литературе.

· Вспомните, в каких произведениях встречается образ Наполеона?

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». У помещика Онегина в кабинете стоял «столбик с куклою чугунной под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом». Нищий студент Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание» выстроил на примере Наполеона свою жесткую философию. Образ Наполеона волнует и героев романа Толстого «Война и мир».

 

Когда впервые мы слышим о Наполеоне?

С первых страниц романа мы слышим о Наполеоне. Он занимает воображение гостей Анны Павловны Шерер, о нём спорили, его ненавидели, им восхищались. Двадцатилетний Пьер в 1805 году, в разгар возвышения и побед Наполеона, бросается защищать его от людей, называющих Наполеона узурпатором, антихристом, выскочкой, убийцей и злодеем. Для него он был героем и олицетворением французской революции. Победа 24 - летнего Бонапарта при Тулоне сделала его генералом, и сотни юношей стали мечтать о своём Тулоне - том часе, когда они покажут, на что способны. Князь Андрей Болконский тоже говорит в светском салоне о величии Наполеона. Он преклонялся перед его военным гением и блестящей судьбой. Старый князь Болконский встретил сына восклицанием: «А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь?» Граф Ростов скажет о сыне и его сверстниках: «Всем Бонапарте голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Потом мы видели его на поле Аустерлица, над раненым князем Андреем, и ещё раз в - Тильзите. Мы слышали о Наполеоне и видели его глазами героев романа, но только в 3-м томе мы увидели его глазами.

Каково отношение солдат к своему императору?

Автор в сцене переправы через Неман рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. «Войска знали о его присутствии, искали его глазами». «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе». Толстой показывает восторженное отношение солдат к своему императору, слепую любовь к Наполеону. Всеобщая радость скорого наступления охватывает всех французов. Единство это было корыстным, единство захватчиков. Единство же русских основано на другом - на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.

Таков Наполеон Толстого 12 июня 1812 года, в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман и тем самым начал войну с Россией.

Но уже через несколько строк Наполеон станет другим, потому что для Толстого он воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие». В 3 томе Толстой не станет скрывать своей ненависти к Наполеону, он даст волю сарказму, будет зло издеваться над человеком, которого обожали тысячи людей.

Эпизод «Переправа через Неман».

Что вам показалось странным в этом эпизоде?

Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно погибали в волнах из преданности ему. Он позволил себе привыкнуть к мысли, что он - почти божество, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными. В этом эпизоде Наполеон бесчеловечен, равнодушен к людям, которые его боготворили.

Толстой знает: такое понимание власти всегда приводит к преступлению, всегда несёт зло, поэтому ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности.

Когда происходит вторая встреча с Наполеоном?

Наполеон принимает посланца русского царя.

Толстой описывает Наполеона без малейших искажений - точно таким, каков был император Франции в 1812 году, когда ему исполнилось 43 года. «Он был в сером мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперёд животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди».

Именно таким был в 1812 году этот прежде лёгкий, худощавый человек. Но тысячи людей не замечали, не хотели видеть в нём ничего некрасивого - он был для них кумиром, полубогом. Даже физический недостаток Наполеона: когда он волновался, у него начинала дрожать левая нога,- даже это представлялось особенностью, выделяющей его среди других людей. Ничего необыкновенного не хочет видеть Толстой. Человек, как и все, в свой срок погрузневший; просто человек, позволивший себе поверить, что он не такой, как другие люди. А из этого вытекает ещё одно свойство, ненавистное Толстому, - неестественность. Накануне битвы при Бородино Наполеон разыгрывает небольшой спектакль перед портретом своего сына. Он любуется портретом чуть ли не на глазах всей армии. «Со свойственной итальянцем способностью изменять произвольное выражение лица, он подошёл к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь,- есть история». Толстому кажется напускной, фальшивой эта выставленная напоказ отцовская любовь

Когда происходит следующая встреча с Наполеоном?

В эпизодах Бородинского сражения до конца раскрывается образ Наполеона.

· Что и как отвечает Наполеон на сообщение о том, что русские не сдаются в плен?

«Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии». Равнодушие к гибели, которую он несет людям, врагам, - выражение бонапартовского эгоцентризма. Наполеон уверен, что все, что исходит от него, величественно и справедливо.

· Верил ли Наполеон в свое всемогущество?

Да, он думал, что «все дело происходило по воле его».

· Каково же мнение Толстого?

«Для людей, не допускающих того, чтобы... война с Россией началась по воле одного человека - Наполеона, рассуждение это представляется не только неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому».

· Понимает ли Наполеон, в чем сила армии?

Нет. Он думает, что все дело решают полководцы. «Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!» - говорит он. Наполеон уверен, что не солдаты решат участь сражения, а его личное состязание в военной гениальности с Кутузовым. И он готовится к сражению как игрок. «Шахматы поставлены, игра начнется завтра», - говорит Наполеон

· Что удивляет и раздражает Наполеона с самого начала Бородинского сражения?

Требования подкреплений, раздающиеся со всех сторон. «...Все говорили, что русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско».

· Зачитайте, что испытывал в этот момент Наполеон?

Он испытывал «тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок... всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проиграет», или «страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях... когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое... должно уничтожить его, и чувствует, что рука его... падает как тряпка». Стойкость русской армии показана в восприятии перепуганного Наполеона. Вот Наполеон смотрит на поле боя и видит: «Русские плотными рядами стояли позади Семеновского кургана, и их орудия, не переставая, гудели и дымили по их линии». А «известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне... ужас». Уже ничего не остается от прежней театральности, помпезности. Вместо «грациозных» движений - «гневные жесты», вместо уверенности - нерешительность.

· К какому выводу приходит Наполеон относительно исхода сражения?

«Он знал, что это было проигранное сражение...»

·.Наполеон почувствовал нравственное преимущество русских. И все же он - у Москвы. «Стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний, пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных, теплых ночах этих с неба, беспрестанно пугая и радуя, сыплются золотые звезды».

Наполеон видит прекрасную Москву в тот день, когда стоит «всегда удивляющая людей осенняя погода».

· О чем он думает, глядя на Москву?

Он думает прежде всего о своем величии. «И странная и величественная минута! В каком свете представляюсь я им!» - думал он о своих войсках». Он готовится к торжественной речи перед «боярами», к речи, в которой выразится его великодушие. Наполеон чувствует, что действительно настала торжественная минута, но не понимает, что это - день не его торжества. Он попадает «в... страшное положение, называемое французами смешным». Он смотрит на Москву, «весело и гордо улыбаясь», а придворные готовятся ему сообщить, что никаких «бояр» в Москве нет, а «есть толпы пьяных». Впервые Наполеону не удалось разыграть представление с вручением ему ключей от столицы. С патриотической гордостью Толстой пишет: «Не удалась развязка театрального представления».

Таков Наполеон Толстого. Не только не величественный, но смешной и нелепый в своём убеждении, что история движется его волей, что все люди не могут на него не молиться.

· Каков же Наполеон настоящий?

В Наполеоне был и тот великий человек, герой, была та неповторимая личность, какую видели в нём его солдаты, генералы, влюблённые в него писатели, был и тот самовлюблённый человек, какого написал Толстой. Писатель видел Наполеона так, а не иначе, потому что у него была своя теория войны, своё понимание истории.

 

Когда впервые встречаемся с Кутузовым в романе?

Смотр в Браунау позволяет судить о многих качествах Кутузова как полководца и как человека.

Каким предстает Кутузов в этом эпизоде?

Полководец останавливается, чтобы сказать пару слов солдатам, которых знал по турецкой войне, обращает внимание на то, как обуты, одеты простые солдаты. Он уверен, что армия не готова к боевым действиям, потому что нельзя воевать босиком.

Автор подчёркивает в Кутузове внимание к простому человеку, понимание нужд солдат («сапоги и подвёртки - всё оглядел»), знание старых сослуживцев, умение просто разговаривать с ними (Тимохин), показывает любовь к русскому солдату и ответную любовь, уважение солдат к нему, отрицательное отношение к этой войне.

Кто мог тогда предположить, что почти через сто лет в этом самом Браунау, маленьком австрийском городке, родится мальчик, чьё имя проклянёт человечество в 20 веке, - Адольф Шикльгрубер. Став взрослым, он возьмёт себе фамилию Гитлер и, забыв уроки Наполеона, поведёт свои войска в Россию в 1941 году.

· Описание Кутузова.

Кутузова он, как и Наполеона, тоже автор не щадит: старый главнокомандующий «ещё потолстел, обрюзг и оплыл жиром», он, «тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке»; в лице его и фигуре было «выражение усталости». Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить своё расплывшееся тело - всего этого он и не думает скрывать. Как все старики, он боится смерти, он, умеющий быть невозмутимым под пулями, «испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея», услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естественен и здесь. Он всегда остаётся самим собой. Узнав, что Наполеон ушел из Москвы, Кутузов заплакал.

Изображая Кутузова, автор подчёркивает во всём его облике естественность, простоту.

· Как относится Кутузов к людям?

Кутузов умел чувствовать других людей, понимать их. Он ласков с Денисовым. Называет его и своего адъютанта князя Андрея «голубчиками».

Обращается к солдатам об отношении к пленным: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно». Толстой отмечает в Кутузове такое нравственное качество как человечность.

· А что отмечает в Наполеоне?

Бесчеловечность, потому что он одним взмахом руки посылает сотни людей на гибель.

Для Толстого всегда главное, лучшее качество, которое он ценит в людях, - человечность. Таков у писателя Кутузов, который стремится и в жестокости войны сохранить жизнь людям.

· Как ведет полководец во время Бородинского сражения?

«Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчинённым; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом того, что ему говорили, а что - то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила духа, называемая духом войска, и он следил за этой неуловимой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Эта сила, по мнению Толстого, определила нравственный исход войны.

· Почему Кутузов принимает решение о сдаче Москвы?

Чтобы сохранить русскую армию.

· Как вы думаете, почему совет в Филях дается через восприятие шестилетней девочки Малаши?

Детскость у Толстого - всегда синоним простоты, непосредственности, правды. Крестьянская девочка выступает в качестве судьи в споре Кутузова и Бенигсена и, конечно, совершенно бессознательно берет сторону Кутузова. В этом-то ценность ее суда. Она ничего не понимает из того, что делается на совете, но своим детским, народным чутьем угадывает, где правда.

· Слово преподавателя.

1812 год. Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылает Багратиона задержать французов и напутствует его словами: «Благословляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что всё равно заставит поверить французов в силу русского оружия. Это он употребляет все силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений и утверждает, что Бородинское сражение было победой. Во всех своих начинаниях именно он выражает волю и дух русского народа.

С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) эта «пружина» Кутузова уже ослабла и снова, как в 1805 году, эта отечественная война, кроме народного значения, имела и другое - европейское. Враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было нечего. И Кутузов умер. Вот таким был человек, который «против воли государя и по воле народа… был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим.

Контрастность образов Наполеона и Кутузова, воплощающих в себе две различные идеологии, - честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную, - заставляет Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира. Но Толстой стремится показать в романе торжество гуманизма, человечности, подтверждённое самим ходом истории. И поэтому в образе Кутузова автор воплощает идеальное представление о народном полководце.

Кутузов и Наполеон - нравственные полюсы произведения Толстого «Война и мир». Автором утверждается величие полководца народной войны, человека естественного, искреннего, правдивого и близкого к народу и развенчивается образ Наполеона, человека, командующего армией грабителей, мародёров и убийц, а также страдающего манией величия.

Какова, по мнению Л.Н. Толстого, роль личности в истории?

Толстой отрицает роль личности в истории.

Кто является решающей силой в истории, по мнению Толстого?

Народ - решающая сила в истории, и поэтому образ Кутузова выписан с почтением и любовью, так как он выражает народную мудрость, близость к народу, верит в его силу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: