315
Таким образом, эта мать не только становится матерью всякой мерзости, но, по существу, также и вместилищем всякого зла и нечистоты. Птицы — это образы души*, стало быть, души «\ | м. пимх пи вечные муки и все злые духи. Таким обра-
.... им I i.i кпюнится Гекатой, адом, градом самих осужденных.
|........ п.пом образе жены, сидящей на драконе*, мы без тру-
ы, I и.и' м I Чндну, прародительницу всех ужасов адовых. Ва-
•............ м. образ этой Ужасной Матери, дьявольским искуше-
........... iii M.i шмющей все народы на блудодеяние и опьяняющей
if - I"им innюм (рис. 58). Одурманивающий напиток имеет в
..... him «мучае самое близкое отношение к блуду, ибо такой
шипит г. II, имеете с тем и символ либидо, что выяснилось I. г- время нашего разбора параллели сомы, огня и солнца.
tin
11 ни тер мчшем и осуждением Вавилона в Апокалипсисе (м, ир 1'н, п далее) следует гимн, ведущий нас от нижней по- i< н.щи.! м.иери к верхней, где все, что инцест делал невозмож- MI.IM luirpi. становится возможным:
Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. — Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо и.кчупил брак Агнца**, и жена Его приготовила себя, — 11 дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон
' И орюггеком евангелии XIV века находится миниатюра, на ко- юрой «жена», прекрасная, как Матерь Божия, по пояс стоит в драконе.
1 ' И греческом тексте приводится то ccpviov, «козленок», «ребенок», уменьшительное от греческого «козла» или «барана». (Те- офраст использует это в смысле «отпрыска», «потомка» в семы'.) Родственное греческое слово характеризует фестиваль, проводившийся ежегодно в Аргосе в честь Лина, где пели так называемый плач Лина. Лин, дитя Псамафы и Аполлона, после рождения брошенный матерью из страха перед ее отцом, Кротоном, подобранный пастухом, а впоследствии разорванный на куски псами. В отместку Аполлон наслал в землю Кротопа дракона Пойна, а дельфийский оракул возвестил ежегодные поминальные песни женщин и весталок по убиенному Лину. Скорбные песни также предназачались и Псамафе. Плач поЛину, как указывает Геродот (II, 79), был аналогичен жалобным песно- буты, в множестве приписываемые небесному Иерусалиму, делают его значение в качестве матери неопровержимо ясным (Откр 22:1 и далее):
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. — Среди улицы его и по ту, и по другую сторону реки, Древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья дерева для исцеления народов. — И ничего уже не будет проклятого.
В этой части мы находим символ воды, с которой, в сочетании с городом, мы уже встречались, когда упоминали об Огигии. Материнское значение воды (рис. 35) принадлежит к наиболее ясным мифологическим символическим толкованиям*, так что даже древние греки имели полное право говорить, что «море — символ рождения». Из воды возникает жизнь**, следовательно, с водою постоянно связаны и два божества, наиболее интересующие нас, а именно: Христос и Митра; послед-
И открываешь неизреченное, святая
Горлица, воспроизводящая птенцов-близнецов.
Приди, сокровенная мать...
См. также работу Конибера (Conybeare F. С. G. Die jung- frauliche Kirche und die jungfrauliche Mutter). Отношение между церковью и матерью не подлежит никакому сомнению (рис. 64) равно, как и понимание матери как супруги. Понятие Девы введено по необходимости для того, чтобы скрыть кровосмешение. «Союз с мужчиной» указывает на мотив состояния непрерывного совокупления. «Птенцы-близнецы» указывают на старинную легенду, по которой Иисус и Фома были близнецами, что в свою очередь ведет к коптской идее о Иисусе и его ка. См. текст «Пистис София».
* Ср.: Фрейд 3. Толкование сновидений; Абрахам К. Сон и миф.
** «Слушайте это дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие из источника Иудина» (Ис 48:1).
ний, судя по изображениям, родился около реки; Христос обрел свое второе рождение в реке Иордан; кроме того, он родился из источника[405], родника вечной любви (fotis amoris), из матери Божией, которую язычески-христианская легенда превратила в нимфу родника. «Родник» мы находим также и в митраизме — паннонийская священная надпись гласит: «вечному роднику» (fonti peretini). Апулийская надпись посвящена роднику вечного (fons aeternus) [406]. По-персидски Ардвисура — родник воды жизни. Ардвисура-Анахита — богиня воды и любви (как Афродита, рожденная из пены морской). В ведах воды называются matritamah («наиболее материнские»). Все живое, и даже самое солнце восходит из воды, а вечером снова нисходит и погружается в воду. Рожденный из родников, рек и озер, человек после своей смерти достигает вод Стикса и отправляется в «ночное плавание по морю». Мрачные воды смерти оказываются источником жизни, так как хладное объятие смерти превращается в теплое материнское лоно, подобно тому, как море, хотя и поглощает солнце, однако вновь рождает его из своих материнских недр. Жизнь не верит в смерть; так дух в «Фаусте» говорит:
В буре деяний, в волнах бытия Я поднимаюсь, Я опускаюсь... Смерть и рожденье — Вечное море; Жизнь и движенье В вечном просторе...[407]
320
Эта проекция материнского имаго на воду обеспечивает последнюю рядом нуминозных или магических свойств или качеств, присущих матери. Хорошим примером является водный символизм крещения в церкви (рис. 65). В сновидениях и фантазиях море или большой водоем обозначает бессознательное. Материнский аспект воды совпадает с природой бессознательного, поскольку бессознательное (особенно у мужчин) может рассматриваться как мать или матрица сознания. Следовательно, бессознательное, интерпретируемое на субъективном уровне[408], обладает тем же самым материнским значением, что и вода.
321
Вышеприведенное толкование дает нам право заключить, что древо жизни £uA,ov ^cor|Q есть материнский символ. Этимологическая связь указывает на слияние по смыслу скрытой за словами символики матери и зачатия. Под Древом жизни, очевидно, надо прежде всего разуметь плодоносное родословное дерево, то есть образ племенной матери. Многочисленные мифы свидетельствуют о том, что люди будто бы происходят от деревьев; много мифов рассказывают о том, как герой скрывается в дереве-матери — так, например, мертвый Осирис — в кедре (рис. 72), Адонис — в миртовом дереве и так далее. Многочисленные женские божества почитались в образе деревьев, откуда произошел культ священных рощ и отдельных деревьев. Весьма прозрачно значение того факта, что Аттис оскопляет самого себя под сосной, — это явное указание на то, что дерево несло в себе значение матери. Многочисленны и разнообразны примеры, когда богинь почитали в образе дерева или
Рис. 65. Чаша со святой водой в форме рук, обнимающих живот. XII в. |
части его. Так, Юнона Феспийская была ветвью дерева (или древесным суком). Юнона Самосская —доской, Аргосская — деревянной колонной (столпом); Карийская Диана была «неотесанным куском дерева», Линдская Афина — гладкой колонной[409]; Тертуллиан называет Цереру Фаросскую «грубым, бесформенным и безликим куском дерева» (redis palus et informe lingum sine effigie). Атеней говорит о Латоне Делосской, что она — бесформенный кусок дерева (^lAivov d|iop0ov). Тертул-
лиан называет аттическую Афину Палладу крестообразным столбом или мачтой (cruris stipes). Простой голый деревянный столб, как на то уже указывает само название (фаАтц;, palus, Pfahl), имеет фаллическое значение. Фаллос есть столб, и ритуальный лингам (рис. 66) вырезается преимущественно из фигового дерева, также как и римские статуи Приа- па. Фаллос означает навершие или наконечник шлема, позже названный Kcbvoq «конусом», ФаА,- ^T]vo<; (от фаХ,А,о<;) означает «деревянный»; фссХ.- otyycojiot и представляет собой «цилиндр»; фа- А,ауН; круглый брус. Македонские войсковые подразделения при построении делились на фаланги по аналогии с пальцевым суставом[410]. К этому присоединяется еще фаллос со значением «светящийся», «блестящий». Индогерман- ский корень *bhale означает — «переполняться, распухать, наливаться, расти»**.
Рис. 66. Крюк для подвешивания. Расписанное дерево. Северная Новая Гвинея |
Кто не вспомнит при этом фаустовское: «В руке растет, блестит, сверкает он!»
322
Эта «исконная» символика либидо указывает на непосредственную связь между либидо и светом. Те же самые соотношения мы находим и в воззваниях к Рудре в «Ригведе»:
«Да снизойдет на нас милость твоя, о Рудра мочеиспус- кающий, владелец мужами».
«Пламенного Рудру, приносящего жертвы, кружащего (парящего по небесным своду), мы, провидцы, призываем, да снизойдет он к нам на помощь!»
«Раскрывающего сладость, легко призываемого, красно- бурого, украшенного шлемом прекрасным, да не отдаст он нас во власть ревности.
Усладил меня бык, сочетавшийся с марутами, снабдил молящего бодрой жизненной силой...
Звонко воспоем хвалебную песнь красно-бурому быку, белизною сверкающему; почитая пламенного почестями, мы воспеваем блеск Рудры.
Да отклонится от нас стрела Рудры, да минует нас великая немилость светозарного бога; спусти тугие (лук или стрелы) на властителей, ты, (мочою) благословляющий (воспроизводить способный), помилуй детей наших и внуков»[411].
323
Здесь различные аспекты психической жизненной силы, «экстраординарной потенции», персонифицированной маны сходятся вместе в фигуре Рудры: огненно-белое солнце, яркий шлем, могущественный бык и моча (игеге — «жечь», «гореть»).
324
Не только боги, но и богини также являются символами либидо, будучи рассматриваемыми с точки зрения своего динамизма. Либидо выражает себя в образах солнца, света, огня, секса, плодородия и роста. Таким образом, богини, как мы видели, приходят к обладанию фаллическими символами, несмотря на то, что последние являются, по сути, мужскими атрибутами. Одна из главных причин этого заключается в том, что точно так же, как женское спрятано в мужском (рис. 67), так и мужское заключено в женском[412]. Женское качество дерева, представляющее богиню (рис. 68), наполнено фаллическим символизмом, что очевидно на примере генеалогического древа, растущего из Адамова тела. В «Психологии и алхимии» я воспроизвел из флорентийской рукописи изображение Адама, демонстрирующего membrum virile (половой орган) в форме дерева[413]. Двуполый символический характер дерева отмечен тем фактом, что на латинском языке названия деревьев — женского рода, но имеют мужские окончания[414].
325
Подобный гермафродитизм проявился и на примере дерева в сне одной молодой пациентки[415]: она находилась в каком-то саду, где росло странное экзотическое дерево со своеобразными красноватыми мясистыми цветами или плодами; она сорвала и съела эти плоды. К своему ужасу, она почувствовала себя отравленной.
325
Эта молодая женщина уже давно страдала нервным расстройством после нескольких лет брачной жизни, повлекших ряд
сексуальных расстройств. Перед тем как она увидела сон, ей привелось познакомиться с молодым человеком, отличающимся многообещающими свободными взглядами на жизнь, и этот молодой человек весьма пришелся ей по вкусу. Дерево во сне — то же, что находилось в райском саду, и оно играет во сне ту же самую роль, которую оно выполнило в истории с нашими предками. Это — дерево либидо, представляющее как женскую, так и мужскую стороны, поскольку выражает взаимоотношение обоих.
327
Норвежская загадка гласит следующее:
Дерево стоит на берегу, Склонившись над озером. Его ветви сияют, точно золотые. Отгадай-ка поскорей, Что это такое.
328
Дочь солнца собирает по вечерам золотистые ветви, упавшие с дивного дуба.
Горько плачет дитя-солнце В яблоневом саду. С яблони упало Золотое яблоко. Не плачь, дитятко-солнышко, Бог создаст другое Из золота или бронзы, Или из серебра.
329
Разнообразные значения дерева-солнца, райского дерева, матери, фаллуса объясняются тем фактом, что это символ либидо, а не какая-то его аллегория или конкретный объект. Так что фаллический символ обозначает не половой орган, а само либидо, и, однако, сколь бы явственно он как таковой не проявлялся, он обозначает не себя, а всегда символ либидо. Симво-
Рис. 68. Древо жизни. Бронзовый сосуд. Египет. VII-VI в. до н. э. Лувр |
лы не являются знаками или аллегориями чего-то известного; скорее, они ищут выражения чему-то малоизвестному или совершенно неведомому. Этот tertium comparationis для всех этих символов есть само либидо, и единство значения заложено в том, что все они являются аналогиями одной и той же вещи. В этой области фиксированное значение вещей приходит к своему концу. Единственная реальность — это либидо, природа которого переживается нами исключительно через его воздействие на нас. Стало быть, и не следует тут искать физически реальной матери, а лишь либидо сына, объектом которого некогда была мать. Мы слишком конкретно воспринимаем мифологические символы, а потом на каждом шагу удивляемся возникновению бесконечных противоречий в мифах. Но мы постоянно забываем о том, что все, обнаруживаемое нами в образах, есть бессознательная творческая сила.
Итак, если говорят, например, «его мать была злой волшебницей», то в переводе на профессиональный язык это значит лишь то, что сын не в состоянии оторвать свое либидо от материнского имаго и поэтому страдает от сопротивления, — он привязан к матери.
330
Символические понятия воды и дерева, которые как дальнейшие атрибуты придаются символу города, также указывают на ту сумму либидо, которая бессознательно крепко привязана к материнскому имаго. В некоторых фрагментах Апокалипсиса просвечивает бессознательное страстное томление по матери[416]. Также и эсхатологические чаяния автора приводят его опять- таки к матери: «Не будет больше проклятия». Не будет больше ни греха, ни вытеснения, ни раздора с самим собою, не будет ни виновности, ни смертельного страха, ни скорби разлуки, потому что через брак Агнца сын соединяется с невестой-матерью и достигается высшее блаженство. Этот символ повторяется в nuptiae chymicae, в алхимической coniunctio [417].
)31
11 Апокалипсис завершается тем же мистически-светозарным аккордом, который две тысячи лет спустя поэтическое прови- дсние снова восприняло чутким внутренним слухом. Я говорю о последней молитве, которую воссылает Доктор Марианус:
Каясь, нежные, вы к ней Взоры устремите, За блаженство ваше ей Благодарность шлите. Что велишь, готов свершить Всякий дух спасенный: О царица-дева-мать! Будь к нам благосклонной![418]
332
При виде такой красоты и такого величия чувства возникает принципиальный вопрос: правильно ли каузальное толкование Фрейда, заключающееся в том, что символообразование может быть объяснено исключительно замещением первичной инце- стной тенденции и является тем самым простым замещающим продуктом?
Так называемый «запрет на инцест», который, как предполагается, здесь действует, сам по себе не является первичным явлением, но ведет к чему-то гораздо более фундаментальному, а именно — к первобытной системе брачных классов, которые, в свою очередь, жизненно необходимы в организации племенной жизни. Посему это больше вопрос явления, требующего телеологического объяснения, нежели простой причинности. Кроме того, необходимо указать, что основа этого «ин- цестного желания» не сожительство, а, как показывает любой солнечный миф, странная идея о возвращении в детство, возвращении к родительскому очагу, в укрытие, к матери, чтобы возродиться через нее. Но путь к этой цели лежит через инцест, то есть через нахождение пути в материнское тело. Один из наиболее простых способов — это оплодотворить мать и тем самым воспроизвести себя в идентичной форме «по новой». Но здесь вступает в силу запрет на инцест, соответственно, солнечный миф и миф возрождения придумывают всякого рода аналогии матери с целью канализации либидо в новые формы и препятствия его регрессии в реальный инцест. Одним из очень откровенных окольных путей является превращение матери в какое-либо другое существо, скажем, в животное или же возвращение ей молодости[419], но с тем, чтобы после совершившегося рождения она исчезла, то есть приняла прежний облик. Не кровосмесительного совокупления ищут, а возрождения, которого, правда, можно было бы, скорее всего, достигнуть путем полового общения. Однако это не есть единственный путь, хотя, быть может, самый простой и первобытный. Преграда, воздвигнутая запретом на инцест, действует на фантазию и поощряет изобретательность: так возникает, например, попытка вызвать беременность матери путем оплодотворяющего волхования (желание ребенка). Понятно, что такого рода попытка застревает в стадии мифических фантазий. Одно преимущество такие попытки все же имеют, а именно: фантазия изощряется, и понемногу благодаря созданным ею возможностям открываются новые пути, прокладывается новое русло, в которое пробужденное и ставшее актуальным либидо может излить свой поток.
Таким образом, либидо незаметно претворяется и одухотворяется. А сила, «желавшая вечно зла», творит духовную жизнь. По этой причине религии приняли этот путь и возвели его в систему. И чрезвычайно поучительно, как религия старается поощрять такую символическую транскрипцию[420]. Превосходный пример дает нам в этом отношении Новый Завет: в беседе о возрождении Никодим (Ин 3:4) никак не может попять этот вопрос иначе, как совершенно реально:
Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери свой и родиться?
333
Иисус же стремится очистить и возвысить чувственное воззрение Никодимова духа, погруженного в сумерки материалистически-косного мировоззрения; Иисус возвещает ему, в сущности говоря, то же самое — и все-таки не то же самое:
Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
334
Быть рожденным из воды, это значит не что иное, как быть рожденным из материнской утробы. Родиться от Духа значит родиться от плодоносного дуновения ветра; в этом же смысле поучает нас и греческий текст, где Дух и ветер обозначаются одним и тем же словом — пневма.
335
Эта символика воодушевлена тою же потребностью, как и египетская легенда о коршунах: все они были только женского пола и оплодотворялись ветром. Эти мифологические утверждения основаны на явном этическом требовании: говори, что мать твоя оплодотворена не обычным путем через мужа, а чудесным образом, от дуновения незримого существа. Так как это требование прямо-таки противоречит реальной действительности, то миф преодолевает эту трудность с помощью аналогии: рассказывают так, что вот жил-был сын-герой, потом умер, но чудесным образом вновь возродился и обрел бессмертие. Соответствующая потребность в таком требовании заключается в очевидном желании превзойти реальность. Сын имеет, конечно, право думать, что он рожден от плоти, земным отцом; но ему воспрещено воображать, что он сам оплодотворил мать и таким образом явился причиной своего возрождения для юности новой и вечной. Подобная мысль воспрещена опасностью регрессии и поэтому заменена вышеупомянутым требованием выражать, при определенных обстоятельствах, проблему в символических терминах. II обращении Иисуса к Никодиму мы ясно усматриваем следующую тенденцию: «не мысли плотски, иначе ты пребудешь в плоти, а мысли символически, и ты станешь духом». Ясно как день, что такое понуждение к символическому пониманию может оыть необычайно важным фактором воспитания и внутреннего прогресса: Никодим так и застрял бы в плоской, серой повседневности, если бы ему не удалось символическим путем возвыситься над конкретностью. Будь он заурядным филистером, он определенно обиделся бы на иррациональность и нереальность этого совета и воспринял бы его буквально — как необходимость в конце концов отвергнуть его как невозможный и непостижимый. 11ричина, по которой Иисусовы слова обрели столь мощную суггестивную силу, заключается в том, что они выражают символическую правду, коренящуюся в самой структуре человеческой психики. Эмпирическая истина никогда не освобождает человека от его привязанности к ощущениям; она лишь показывает ему, что он всегда был таким и не может стать другим. Но, с другой стороны, символическая правда, ставящая воду вместо матери и дух или огонь вместо отца, освобождает либидо от реализации инцестной тенденции, предлагая ему новый градиент и канализируя его в духовную форму. Таким образом, человек как духовное бытие вновь становится ребенком и рождается в кругу братьев и сестер: но его мать становится «причастной святым», церкви (рис. 64), а его братья и сестры — тем человечеством, с которым он соединен заново в общем наследии символической правды. Представляется, что этот процесс был особенно необходим во времена, когда зарождалось христианство; так как в эту эпоху в результате ужасающего контраста между рабством и свободой, граждан и правящей элиты было полностью утрачено сознание единства человечества.
336
Мы видим, как Иисус старался, чтобы Никодим принял символическое понимание вещей, то есть чтобы он сбросил покров с жестокой реальности, и как это было важно — и остается таковым и сейчас — для истории цивилизации, чтобы люди мыслили подобным образом, когда человек пребывает в растерянности, силясь понять, почему интерес современной психологии к символизму столкнулся с таким жестким осуждением по многим вопросам. Как и раньше, сегодня необходимо увести либидо от культа рационализма и реализма — не потому, разумеется, что эти вещи получили «зеленую улицу» (совсем наоборот), но потому, что охранители и тюремщики символической правды, а именно — религии, были лишены своей силы наукой. Даже интеллигентные люди больше не понимают ценность и цель символической правды, а глашатаи религии терпят неудачу в своих попытках обеспечить приличествующую своему времени апологетику духа. Настойчивость, основанная на голой конкретике догмы или этики во имя этики, или даже на гуманизации фигуры Христа, сравнима с неадекватными попытками написать его биографию: в обоих случаях мы получаем нечто невпечатляющее. Символическая правда выглядит незащищенной перед атаками научной мысли, которая никогда не была справедливой в отношении данного объекта, и на фоне этой состязательности оказывается еще и не способной поддержать сам предмет спора. Саму правду все еще остается доказывать. Эксклюзивные обращения к вере оказываются безнадежной petitio principii (ошибкой в доказательстве), поскольку сама прокламируемая невозможность символической правды мешает людям в нее уверовать. Вместо упрямого настаивания на необходимости веры теологи, как мне видится, должны понять, что же следует осуществить, дабы сделать эту веру возможной. Но это означало бы поместить символическую правду на новое основание — основание, которое взывает не только к сантиментам, но и к разуму. Подобного можно достичь только в размышлении о том, каким образом человечество выработало в себе потребность в невозможных религиозных утверждениях и что это значит, когда совершенно иная духовная реальность накладывается на чувствующую материальную действительность этого мира.
337
Инстинкты или влечения реализуются наиболее гладко тогда, когда им не препятствует сознание, или же когда это сознание остается жестко с ними увязанным. Но это условие больше неприменимо даже к первобытному человеку, так как везде, где обнаруживаются действующие психические системы, последние, в той или иной степени, противостоят чистой инстинктивности, так или иначе создают заслоны влечениям. И если первобытное племя выказывает даже малейшие следы культуры, то обнаруживается, что творческая фантазия непрерывно вовлечена в порождение аналогий инстинктивным процессам с тем, чтобы высвободить либидо из поля напряжения инстинктивности, направляя его (либидо) в область аналогичных идей. Подобные психические системы должны быть конституированы таким образом, чтобы имелась возможность предложить либидо нечто вроде естественного градиента. Ведь либидо не склонно к чему-либо, иначе его можно было бы разворачивать только в том направлении, которое оно выбрало. Но это тот случай, когда речь идет о произвольных процессах, да и то в ограниченной степени. Либидо обладает, так сказать, естественной склонностью: оно как вода, которая должна иметь градиент, чтобы течь. Природа этих аналогий является поэтому серьезной проблемой, потому что, как уже говорилось, они должны быть идеями, которые притягивают либидо. Их специфический характер, как я убежден, подчеркивается в том факте, что они представляют собой архетипы, то есть универсальные и унаследованные паттерны, которые, будучи взятыми вместе, составляют структуру бессознательного. Когда Христос, например, говорит Никодиму о духе и воде, то это не просто случайные идеи, но настолько типические, что они всегда производили мощное воздействие на разум. В данном случае Христос касается архетипа, и, если что-то вообще может повлиять на Никодима, — именно архетипы оказываются той формой или тем руслом, по которому всегда течет поток психической жизни.
338
Невозможно обсуждать проблему символообразования без ссылок на инстинктивные процессы, поскольку именно из них символ черпает свою мотивационную мощь. Он не имеет никакого смысла, пока не вступит в борьбу с сопротивляющимся инстинктом, подобно тому, как неуправляемые инстинкты не принесут человеку ничего, кроме гибели и разрушения, если символ не придаст им форму. Соответственно, обсуждение одного из самых мощных инстинктов — сексуальности — неизбежно, поскольку, вероятно, большинство символов являются более или менее близкими аналогиями этому инстинкту. Чтобы истолковать символообразование в терминах инстинктивных процессов, необходим разумный научный подход, который, впрочем, не может претендовать на единственно возможный. Я с готовностью допускаю, что сотворение символов можно объяснить и на духовном плане, но для того, чтобы это осуществить, необходима гипотеза относительно того, что «дух» есть автономная реальность, которая управляет специфической энергией, достаточной, чтобы изменить направление инстинктивного потока и придать ему духовную форму. Эта гипотеза имеет свои преимущества для научного подхода, хотя до сих пор о природе психического мы знаем настолько мало, что с равным успехом можно думать, что это и не так. В соответствии с моей эмпирической установкой я, тем не менее, предпочитаю описывать и объяснять символообразование как естественный процесс, хотя вполне осознаю вероятную односторонность подобной точки зрения.
339
Как мы уже сказали, секс играет важную роль в этом процессе, даже и в том случае, когда символы являются религиозными. Прошло менее двух тысяч лет с той эпохи, когда культ секса был в полном расцвете. В те дни, конечно, люди были язычниками и не знали ничего лучшего, но сама природа сим- волопорождающих сил не меняется от века к веку. Если взять любое понятие сексуального содержания тех древних культов и если признать, что переживание единства с Богом понималось в античности как более или менее конкретный коитус, то тогда нельзя больше претендовать на то, что силы, мотивирующие производство символов, вдруг сделались другими, нежели в момент рождения Христа. Тот факт, что раннее христианство вдруг решительно отвернулось от природы и от инстинктов вообще и через аскетизм — от секса в частности, ясно показывает источник, из которого возникли мотивирующие к этому силы. Поэтому неудивительно, что эта трансформация оставила заметные следы в христианском символизме. Не произойди этого, и христианство никогда бы не оказалось способным трансформировать либидо. Оно во многом в этом преуспело, поскольку его архетипические аналогии были, по большей части, в согласии с инстинктивными силами, которые оно хотело трансформировать. Некоторые люди открыто заявляют о том, что их шокирует, когда я не уклоняюсь от привнесения хотя бы сублимированных духовных идей в связь с тем, что они называют «дочеловеческим» (subhuman). Мой первейший интерес, однако, заключается в том, чтобы понять эти религиозные идеи, чью ценность я признаю достаточно глубоко, чтобы расположить их рядом с рационалистической аргументацией. Что мы хотим от вещей, которые не могут быть поняты? Они взывают только к людям, для которых мышление и понимание — вещи слишком скучные. Вместо этого мы призываем к слепой вере и вознесению молитв к небесам. Но это лишь средства воспитания самих себя в бездумности и потере критичности. То, что «слепая вера» так долго проповедывалась с кафедры в Германии, в конце концов привело к тому, что страна повернулась спиной к христианским догмам и кровавым шлейфом прошла в современной истории перед нашими глазами. Реально опасные люди — не великие еретики и неверующие, а непосредственно сама толпа мелких мыслителей, рационализирующих все и вся интеллектуалов, которые вдруг обнаруживают, насколько иррациональны все религиозные догмы. Все, что не понято, подвергается скорой расправе, и высочайшие ценности символической истины невозместимо утрачиваются. Что может сделать рационалист с догмой о неропочном зачатии, или с жертвенной смертью Христа, или с Троицей?