Координация движений и музыкальная выразительность

Известно, что музыкальное и техническое развитие пианиста должно проходить в едином процессе. Эту взаимосвязь можно выразить так: ясное представление музыкальной задачи определяет соответствующие формы игровых движений; правильно же выбранный технический приём, в свою очередь, помогает практически выполнить музыкальную задачу. Соблюдение правильных пропорций между активными пальцами, глубиной погружения в клавиатуру и огибающими движениями руки является чрезвычайно важной задачей в работе пианиста; эти пропорции устанавливаются и регулируются при помощи «уха», то есть зависят от музыкального развития ученика, в частности, от его способности создать в представлении правильную звуковую картину. Значительную роль играет эмоциональная сторона: темперамент, воодушевлённость ученика.

Координация движений в работе над полифонией

Известно, что в процессе приобретения прочных музыкально- пианистических навыков большую роль играет работа над полифоническим материалом на всех ступенях обучения. Однако в овладении полифонией не так важно количество произведений, как направление, характер работы над ними; главной целью следует считать не просто исполнение полифонических пьес, а именно полифоничность исполнения. Полифоничность заключается, главным образом, в согласованном движении равноправных голосов, каждый из которых ярко и выразительно ведёт свою партию, как в хорошо сыгранном ансамбле. Такого рода задачи встают, например, в работе над двухголосной Инвенцией И.С. Баха. Несовпадение штрихов и опорных точек требует соответствующей независимости движений с тем, чтобы руки не «цеплялись» друг за друга, не тянули каждая в свою сторону, а свободно двигались, очерчивая контуры собственной фразировки. Выполнив поставленные задачи в каждой руке по отдельности, надо затем координировать их вместе, соблюдая независимость несовпадающих линий фразировки, штрихов и нюансов. Тогда во взаимодействии двух элементов появится подлинная полифоничность; кроме того, исполнение приобретает живой пульс и лёгкость, свойственные характеру данной Инвенции. Характер работы над трёхголосием должен быть примерно следующим: сначала надо добиться цельного и выразительного исполнения темы. Поучить линию левой руки. При соединении темы и нижнего голоса (без среднего) основная задача заключается в согласовании несовпадающих линий фразировки и соответственной независимости движений рук. Поле достижения согласованного исполнения крайних элементов можно вводить в работу средний голос. Сначала его следует проучить поочерёдно с первым и третьим голосами, и только после этого играть все три вместе. При этом надо следить, чтобы при добавлении среднего не нарушалась цельность и выразительность фразировки в крайних голосах. Достижению таких результатов следует уделить серьёзное внимание, так как решение этих задач во многом определяет успех всей дальнейшей работы над полифонией.

В развитии полифонической ткани, сопровождающемся большим разнообразием динамических нюансов и самыми различными комбинациями взаимодействия составляющих голосов, каждый элемент музыки должен сохранить основные черты своего характера: фразировку, дыхание, артикуляцию, штрихи, а также соответствующие игровые движения. В этом случае исполнение обогащается сопоставлением контрастных линий и сохраняет ясность полифонической структуры. Нарушение этого правила приводит к обратному результату: пропадает чёткая градация в сопоставлении элементов полифонии и музыкальная ткань предстаёт в однообразном и тускло звучании.

Умение скоординировать общее звучание, охранив выразительность каждого элемента, зависит от уровня пианистического мастерства исполнителя, включающего хорошо развитую способность слышать музыкальную ткань, навыки гибкого переключения внимания, а также высокий уровень владения координацией движений. Следует помнить, что основные неудачи в овладении сложной фактурой объясняются недостаточным вниманием к навыкам координации на протяжении всего пианистического развития, включая и начальный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: