Театры, представления, развлечения

 

Театр

 

Гэкидзё называется камэндзии или кияттара. В Петербурге есть три русских театра, два немецких, французский и английский театры. В Нижнем Новгороде один театр. Во главе театра стоит местный начальник генерал‑поручик (3 класса) Иван Михайлович Ребиндер. Театр был построен на средства, данные местными благородными людьми и богачами, а артисты набраны из слуг этих людей. Представления бывают каждые семь дней, смотреть их допускаются и простые люди. По содержанию подобны нашим саругаку.

Женские роли там исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства. В столичных театрах публика собирается и из высших слоев и из низших, и этим они не очень отличаются от наших. Места для зрителей имеют три яруса. Прямо впереди места для благородных. Занавес перед каждым действием, закручиваясь, поднимается кверху, а по окончании действия его опускают. Между действиями танцуют дети под музыку скрипок и балалаек. Одноактные пьесы подобны ханарэ‑кёгэн.

Кодаю дважды ходил в театр. В пьесе, которую он смотрел в первый раз, распутный муж и развратная чужая жена, сговорившись, убивают ее мужа и женятся, затем едут на прогулку в горы в одной карете. Под сенью гор они выходят из кареты, берутся за руки и шалят, прижавшись плечами. В это время появляется привидение убитого мужа и мучит развратников. Привидение одето и загримировано почти так же, как у нас: в белых одеждах и с распущенными волосами. Между тем появляется много однорогих злых духов. У них сосуды с цепочками, в которых положена вата, пропитанная спиртом; они зажигают и крутят на цепочке колесом. Преследуя развратников, загоняют их на вершину горы и сбрасывают с горы вниз. Оба грешника падают в яму в передней части сцены, и в один голос молятся. На этом пьеса кончается.

Вторая пьеса о том, как в одной захолустной деревне жил известный пьяница. У него в голове постоянно была одна мысль: "Досадно, если мне так и придется закончить свою жизнь, даже не попробовав другого вина, кроме мутного сакэ, которое делают в нашем захолустье, закусывая сушеной рыбой. Как бы мне съездить в столицу да попробовать там чудесного вина с хорошей закуской, чтобы было чем вспомнить этот мир!"

И вот однажды он собрался в дорогу и пустился в путь. Вскоре он пришел в столицу и, наконец выполняя свое заветное многолетнее желание, стал каждый день ходить по кабакам, пить вино и закусывать, и пьянство стало для него повседневным занятием. Как‑то раз, когда, упившись до потери сознания, он валялся посреди дороги, мимо проезжал сановник, имя которого было хорошо известно. Ехавшие впереди слуги окликнули пьяного и хотели согнать с дороги, но он никак не мог проснуться и лежал, словно мертвый. Увидев тело, сановник спросил: "Кто это такой?" Слуги объяснили ему, что это за человек. "А‑а, я и сам слышал о нем, – сказал сановник, – у меня появилась хорошая мысль!" И он приказал положить пьяного в карету и привез во дворец. Там он велел переодеть пьяного в расшитые золотом одежды и уложить в кровать. Слугам приказал тоже одеться в роскошные одежды и сказал, как им вести себя, после чего стал ожидать пробуждения пьяного. Упившийся вволю пьяница проснулся лишь на следующее утро. Поднявшись и увидев, что он во дворце, какого раньше даже и представить себе не мог, и в богатой одежде, так удивился, что не мог понять: во сне это или наяву. Слуги, как им было ранее приказано, один за другим стали подносить ему воду для умывания, воду для полоскания рта и так далее. А потом подали ему необыкновенных яств из продуктов гор и морей, а когда предложили и вина, то он с удивлением спросил: "Что все это значит? Почему я нахожусь в таком месте, почему меня так угощают? Кто вы такие? Не во сне ли я все это вижу?"

Слуги почтительно ответили ему: "Ваша милость по предопределению судьбы изволили стать приемным сыном в этом дворце, а мы слуги вашей милости". От таких слов он весь покрылся потом.

"Ведь я же ни на что не годный человек, только и знай, что пьянствую, моя единственная отрада – вино, как я могу быть приемным сыном в таком благородном доме!" – сказал он и хотел убежать. Но слуги принялись уговаривать его, стали усердно угощать вином, и, поскольку вино он любил, то обо всем забыл и так напился, что опять свалился без памяти. Тогда слуги снова одели его в старую одежду, отнесли на прежнее место и бросили, а сами ушли домой.

Пьяница протрезвился от холода, вскочил и увидел, что лежал на вчерашнем месте. Скрестив руки, он долго стоял в глубокой задумчивости, затем вдруг всплеснул руками и сказал: "Да, все‑таки это был сон!" На этом пьеса окончилась.

 

Публичные дома

 

В Петербурге публичный дом находится к западу от императорского дворца, через одну улицу от него. Публичные дома разрешены правительством, в них ходят чиновники и простой народ.

В июле месяце года свиньи супруги Безбородко, супруги Турчаниновы, Соймонов, Юсупов, Буш, Струговщиков, Кирилл, взяв с собой и Кодаю, поехали на дачу Соймонова на Каменном острове, чтобы устроить загородный банкет. На обратном пути вышли из карет прогуляться и пошли пешком. Когда подошли к понтонному мосту, жена Турчанинова, Софья Ивановна (в прошлом она была фрейлиной императрицы и для женщины имела высокий ранг), спросила у Кодаю, бывал ли в публичном доме. Он ответил, что не приходилось, Тогда та что‑то прошептала мужу, а потом усадила мужа и Кодаю в одну карету, все сели по каретам и погнали лошадей. Подъехали к какому‑то дому. Дом был шестиэтажный, большой, около 40 квадратных саженей, с большим двором. Вообще дом был великолепный и красивый. Их проводили в комнату на четвертом этаже и оставили. Через некоторое время пригласили спуститься на третий этаж, в комнату около 15 квадратных саженей, отделанную красивым камнем. В центре комнаты был накрыт стол и расставлены стулья. На противоположной стороне под окнами также стояли стулья в один ряд, а на окнах в горшках были разные диковинные цветы, чувствовался их аромат. Когда все сели, подали вино, закуску, фрукты. В прическах у прислуги было много искусственных цветов, она была так красиво напудрена и нарумянена, что не походила на простых людей. Некоторое время спустя пришли девятнадцать молодых женщин, украшенных цветами; поклонились гостям. По виду они напоминали немок. Поклонившись, все сели на стулья, стоявшие под окнами. Они были такие очаровательные, такие красавицы, (про которых говорится: "При взгляде на них от восторга рыба утонет, дикий гусь на лету упадет").

Видя это великолепие, Кодаю потихоньку спросил у Ивановны: "Чей это дворец?" А только мигнула: помалкивай, мол. Тогда он попробовал обратиться к служанке Ивановны, но та ничего не ответила и только засмеялась.

Между тем начался пир; Ивановна, которая отличалась веселым и живым характером, вдруг встала, подошла к сидевшим на стульях молодым женщинам и сделала им знак. Они, поклонившись, встали и, подняв руки, начали танцевать. А прислуживавшие девушки стали петь и играть на скрипках и европейском кото. Их мелодии волновали душу.

Юсупов, искусный музыкант, тоже взял скрипку и, подыгрывая девушкам, стал петь. Голос был такой чистый и сильный, что, как говорится, "даже пыль на балках взлетала". Кодаю, сдерживая улыбку, слушал непривычные звуки музыки и непонятные слова песен. Постепенно все захмелели, мужчины и женщины начали вставать из‑за стола и танцевать парами по залу. Когда закончили танцевать четыре человека, они поклонились следующим, и те танцевать.

Тогда Кодаю снова спросил Софью, чей же это дворец, и Софья, засмеявшись, сказала, что это публичный дом, и приказала одной из девушек‑прислужниц показать комнаты девиц. Девушка повела его в комнаты главной девицы, там было три комнаты. В первой, размером около 10 квадратных саженей, на стенах висели стеклянные зеркала, картины, стоял стол, цветы в горшках. Во второй комнате, около 8 квадратных саженей, был бильярдный стол, шахматная доска, скрипка, европейское кото, книжный шкаф, подзорная труба и другие вещи. Последняя комната – совсем небольшая спальня. В ней стояла кровать, занавешенная шторой из шелкового люстрина, вышитого золотой нитью. Одеяло на кровати из белого шелка с зеленой красивой подкладкой, толстое, внутри набитое птичьим пухом, а снаружи разноцветными нитками расшитое цветочными узорами. Поверх одеяла накинуто белое полотняное покрывало, украшенное со всех четырех сторон кружевными цветами, и уложены шесть подушек (в России один человек пользуется тремя подушками).

Сбоку – место, отгороженное ширмой, за которой протянута алая веревка. Там вешается одежда.

Под окном два комода для белья. Один сделан из красного дерева, другой – из иудина дерева. Над ними висели две войлочные шляпы зеленого цвета. Обе они украшены позолоченной проволокой и красивыми перьями и покрыты сверху сеточкой. Сбоку стоит кровать суги. Все остальные комнаты в общем такие же.

Плата девице 5 рублей серебром, за кушанье платят особо. В этом доме живет двадцать пять прославленных красоток и много молодых девочек. Нижний этаж сдается под кабак, во втором этаже – жилые помещения и кухня, а с третьего и выше – комнаты для гостей.

В тот день ограничилось только пиршеством, после наступления сумерек все вернулись домой.

Однажды Кодаю шел домой из императорского дворца мимо этого дома. Девушки ‑прислужницы узнали его и стали звать, чтобы он зашел к ним, и затащили его. Когда он вошел в дом, встречать его вышли все девушки и стали наперебой ухаживать за ним, уговаривая, чтобы он остался на ночь. Принесли вина и закусок и сказали, что он должен выбрать себе пару, отобрали пять лучших девушек, и те стали между собой спорить, которую из них он должен взять, ибо он был очень необычным гостем. Решили тянуть жребий, он достался девице по имени Елизавета, но все пять девиц всю ночь провели около него, расспрашивая о нравах и обычаях японских проституток, о том, какие у нас "зеленые дома" и прочее. Так в разговорах он провел всю ночь, а наутро, когда собрался идти домой, Елизавета подарила ему шелковый шейный платок, три картинки и три рубля серебром. Он отказывался, но она и слышать не хотела, и ему пришлось возвращаться с подарками.

Как‑то раз после этого ему снова довелось проходить мимо этого дома, и он решил зайти, чтобы поблагодарить за прошлый прием, навстречу вышла сама хозяйка с мужем и сказала: "Сегодня мы с мужем приглашаем вас быть нашим гостем, обязательно оставайтесь на ночь". И устроили целое пиршество, он провел всю ночь, рассказывая о нашей стране. А утром, когда уходил домой, подарили пятнадцать рублей серебром.

Перед отъездом на родину Кодаю зашел к ним попрощаться, и, когда уходил, Елизавета подарила ему на прощанье вязаные чулки и лекарства в дорогу. Кирилл смеялся над Кодаю, что тот каждый раз, как идет в публичный дом, получает там подарки, и, подшучивая говорил: "Кодаю, ты счастливый человек! Можешь бросить все дела и жить на подарки, которые дают проститутки. Лучшего способа и не придумаешь!"

Публичные дома имеются в Петербурге в трех местах и на Васильевском острове в трех местах. Плата в них от 1 до 5 рублей серебром. Есть еще тайные притоны отдельных проституток в разных местах. Правила очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.

 

Праздники

 

12 января – день рождения ныне царствующей Екатерины. Называется это родзидзэнния.

На седьмой день после рождения ребенка купают в воде и дают имя. Этот день празднуют так же, как день рождения. Называется это имэнинца. В этот день все чиновные люди приходят во дворец в форме. Императрица в короне с бриллиантами едет молиться в собор в карете, запряженной десяткой лошадей, с 20 форейторами впереди. В карете позади нее едет сановник в чине бригадира. Императрица уже стара, и он помогает ей садиться и выходить из кареты. На эту должность специально подбирают стариков.

Когда возвращается из собора, производят по семь выстрелов из 250 орудий, выстроенных перед дворцом. Звук этих выстрелов сильный, как гром. После этого императрица дает обед во дворце. В разгар пира дают еще три залпа из пушек. По этому сигналу всем присутствующим подают по бокалу вина, обед заканчивается, и все, поблагодарив за милость, разъезжаются. Этот день считается большим праздником.

В России не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.

Все справляют также и собственные дни рождения, как кому позволяет его положение: одеваются в новое платье, ходят молиться в церковь.

Праздником считается каждый седьмой день, в этот день и знатные и простые, и мужчины и женщины ходят в храм молиться богу. Многие там выбирают себе женихов и невест.

В феврале есть праздник, который называется вода. Празднующие этот день предохраняют себя от таких бедствий, как проливные дожди и наводнения. В этот день на берегу Невы огораживается площадь около 1 квадратного те. Топором прорубают лед на сажень в длину, и получается отверстие. Приходит пешком высокий церковный сановник, называемый архиереем; он несет в руках изображение бога, а за ним несут хоругви и балдахин. Императрица тоже изволит приходить туда пешком. Ее сопровождают цесаревич, августейшие внуки и чиновники. Туда же собираются и стоят толпой за оградой и благородные, и простые мужчины и женщины.

На льду расстилается войлочный ковер, архиерей стоит на нем и довольно долго читает молитвы, после чего погружает руку в воду, мешает, и, зачерпнув серебряным сосудом, передает прислуживающему человеку, а сам погружает в серебряный сосуд что‑то вроде метелки, сделанной из пучка пальмовых волокон длиной около 1 сяку, и трижды кропит водой сначала голову императрицы, затем наследного царевича, внуков императрицы и всех чиновников. После этого прислуживающий архиерею протопоп выходит за изгородь и кропит водой всех столпившихся там людей.

В этот день священники из всех церквей разносят такую воду во все дома – и чиновников, и простых людей, а в домах кропят и взрослых и детей, и им жертвуют деньги каждый по своему достатку.

В том же месяце в Петергофе праздник будды по имени Иван. Священники и читают молитвы, молящихся великое множество. Он изображается верхом на коне, с копьем в руке, которым он убивает крылатого дракона.

В конце марта или в начале апреля бывает праздник Иисуса, который называется Кирисутосу дзэни. Это большой годовой праздник. По народному преданию, человек по имени Христос родился от женщины, которую зовут Богоматерь, зачала без сношения с мужчиной. За время жизни совершил много добрых дел, но нашлись очень злые люди, которые оклеветали его; Христос был распят на кресте и убит. Он совершал много чудес, поэтому, боясь, как бы не воскрес, тело уложили в каменный гроб, закопали глубоко в землю и выставили стражу более ста человек, чтобы охранять его. Но на седьмой день после смерти тот каменный гроб сам собой появился из‑под земли, небеса разверзлись, и Иисус вознесся туда. Люди, исповедующие его религию, до сих пор празднуют этот день. Даже самые бедные в этот день одеваются в новые одежды, достают вина и пищи и, оставив домашние дела, гуляют в течение семи дней, ходят молиться в храм, посещают театр, играют в азартные игры – вообще веселятся в эти дни, как у нас во время новогодних праздников.

Особенно религиозные люди за 49 дней до праздника начинают пост и очищение, не причесываются и не меняют одежду, а каждое утро ходят молиться в церковь. А за семь дней до поста идут к родственникам и друзьям и просят прощения. Когда наступает пост, то не сообщают никому ни о свадьбах, ни о похоронах, только ходят в церковь, сидят дома и соблюдают зароки. Поэтому все дела они стараются закончить в эти семь дней.

Вечером на шестой день праздника постившиеся идут каждый в свой храм и, войдя во внутренний зал, исповедуются во всех грехах, а в седьмой день они причесываются, переодеваются в новое платье и рано утром идут в церковь слушать молитвы. В церкви собирается много священников, которые часов с четырех читают священные книги, впускают исповедавшихся накануне прихожан во внутренний зал, те кланяются в ноги настоятелю храма, после чего он дает им рюмочку вина и кусочек хлеба. Если кто‑нибудь среди них затаил что‑либо на сердце и не во всем покаялся, священник распознает и не допускает до себя; для верующих это большой позор.

В течение семи дней праздника повсюду представления в театрах и разные зрелища. Императрица тоже изволит ходить по храмам и ездить развлекаться в разные места. Царевич и августейшие внуки, а также высокие сановники катаются в каретах. На площади длиной около 3 квадратных тё устраивают зрелища и представления, привлекающие великое множество зрителей. Когда туда ходил Кодаю, вокруг площади кареты стояли в шесть рядов. Кроме разных игрищ там ставят качели, а также делается большой плоский круг; круг вращается, а по его краям стоят люди и крутятся. Или есть еще такое большое колесо, сажени три в поперечнике. По окружности колеса сделано много поперечных осей, вращающихся вокруг себя. К ним прицепляются люди, колесо начинает вращаться, и подвешенные к поперечинам люди движутся вместе с окружностью колеса, то есть поднимаются и опускаются по мере его вращения. Поскольку оси могут свободно вращаться, их тела все время сохраняют нужное положение. Проводятся игры, танцы, так что бывает очень весело.

В апреле справляют праздник святого Николая. В этот день украшают его икону и читают молитвы. По происхождению этот святой был москвичом, но помер в Иркутске, и, хотя с тех пор прошло более шестисот лет, его тело до сих пор не разложилось и он лежит как живой. Эти мощи покоятся на берегу озера Байкал, у Иркутска. Верующие издалека стекаются туда на поклонение.

3 марта в парке, называемом Петергоф, который находится в 27 верстах от столицы, празднуется день рождения царя‑восстановителя Петра. Там раньше жил ядовитый змей и оттуда никто не возвращался живым. Но вот однажды Петр приехал туда верхом на коне и затоптал насмерть того змея копытами коня, после чего велел разбить этот парк. В парке есть большой пруд, а посреди пруда бьют фонтаны. Они сделаны из красивого камня в форме людей, птиц и животных, у которых изо рта, из сосудов, которые держат в руках, бьет вода. Это устроено так искусно, что не выразить словами. На берегах пруда делают фейерверки и зажигают много стеклянных фонарей. Фонтаны приводятся в действие только по праздникам или когда приезжает императрица. Фонтаны представляют собой величественное зрелище, ибо струи воды поднимаются на высоту до 1 дзё 7 сяку.

В том же месяце бывает большое богослужение в женском монастыре, который называется монастырем Александра Невского. Женский монастырь это значит амадэра. Построен монастырь на берегу Невы в 3 верстах от столицы. Дорога до собора на протяжении более чем двух с половиной верст выстлана посредине толстыми досками шириной в 7 сяку, толщиной около 1 сяку; на них расстилается ковер, покрытый посредине еще белым полотном, которое приколачивается гвоздями. На перекрестках его можно снимать чтобы не мешать движению. Туда движется процессия в следующем порядке. Впереди идут по два в ряд сорок мальчиков‑служек, каждый с флажком в руке, в красной одежде, окаймленной золотом, с широкими рукавами, золотыми поясами с золотыми же мешочками, подвешенными к ним. За ними несколько десятков малых детей, одетых во французскую одежду, несут восковые свечи и кадильницы. Затем идет священник, называемый яконо (дьякон), с иконой Богоматери в руках. Вслед за ним архиерей несет на подставке золотого двуглавого орла высотой в 5‑6 сунов. Это – герб государства, передающийся из поколения в поколение как государственное сокровище. На головах – царские короны, в левой лапе он держит земной шар, а в правой – скипетр, Герб очень тяжелый, поэтому архиерей только касается рукой, а несут много людей. Подол облачения архиерея поддерживают два служителя; еще двое, справа и слева, несут серебряный подсвечник с двенадцатью свечами и палку с крючком, называемую посох. Позади служитель несет на подставке украшенную бриллиантами шапку. Этот посох и шапка – дары императрицы.

Дальше, на расстоянии 4‑5 саженей за ними, изволят шествовать императрица, цесаревич и августейшие внуки. Следом идут все чиновные люди. Так процессия следует до собора. В соборе происходит большое богослужение.

В это время царица живет в Царском Селе, но накануне возвращается в Петербург, а в день праздника еще до рассвета отправляется к Александро‑Невскому и до самого собора идет пешком. По окончании богослужения возвращается в Царское Село, а наследный царевич остается, чтобы проводить икону до Александро‑Невской лавры.

24 декабря бывает праздник на квартире генерал‑фельдмаршала. Таких сановников трое, и праздник справляется у каждого по очереди. Помимо жалованья на расходы по устройству праздника они получают от императрицы содержание на 1500 человек (содержанием на 1500 человек называется сумма налога, который уплачивают в год 1500 человек, это вроде, как у нас фути на столько‑то человек).

Этот праздник справляется так: из дерева делают три горки, на них набрасывают множество камзолов, штанов, чулок, шейных и носовых платков и других вещей. Императрица приезжает с утра. Поднимаются во дворец, где пируют. В час овцы (2 часа дня) ударяют в сигнальный колокол, и тогда старые, молодые, благородные, простые – все бросаются наперебой хватать эти вещи, пока не растащат все с горки. Если в том году в очередном доме произошло какое‑нибудь несчастье, переносится на следующий год.

Кодаю видел этот праздник у Потемкина. В предыдущем году он по государственным делам уезжал в Турцию, и праздник справлялся, когда вернулся.

С этого дня в течение семи дней все развлекаются по случаю встречи Нового года. Катаются по льду Невы, надев на ноги деревянную обувь, к нижней части которой приделываются железные полоски с загибом в форме полумесяца. На них скользят по льду, кто ‑ хорошо, а кто ‑ плохо. Очень красивое зрелище представляют мужчины и женщины, когда они бегут с развевающимися по ветру разноцветными лентами, вплетенными в волосы. Если кто‑нибудь падает, громко смеются и издеваются. В эту пору на берег реки приходят люди, которые за плату дают напрокат деревянную обувь, приходят даже жены и дочери из благородных семейств, но они надевают деревянную обувь в карете, а потом, откинув занавеску, выходят и бегут так быстро, что почти невозможно рассмотреть их лиц.

В минской книге с картинками говорится: "Многие немцы пользуются особой деревянной обувью на льду. Сначала стоят на обеих ногах, потом ставят одну ногу на лед, а другую ударом выносят из‑за нее вперед и едут на ней, скользя с очень большой скоростью. За один толчок проезжают несколько чжанов. Бегают так они очень быстро. Руками при этом можно ничего не делать и держать, как обычно". А в "Цяньлун юйчжи цзи" читаем: "В обычае страны также развлекаться на льду. Для этого к коленям прикрепляют кожу, чтобы защитить их, и обуваются в кожаную обувь, на подошве которой сделаны зубчики, так что можно по льду ходить не падая. Или же снизу приделывают железки, заточенные вроде ножей, на них можно очень быстро скользить по льду".

Видимо, это то же, о чем рассказано выше.

В Мацумаэ тоже катаются с крутых снежных обледенелых склонов. Это называется дзури. Едут очень быстро. Искусные люди скатываются вниз в деревянной обуви и никогда не падают. Учатся этому с детства, съезжая верхом на бамбуке.

Круглый год в каждый седьмой день бывает так называемый маскарад у понтонного моста в большом трехэтажном доме. В нем 116 комнат. Маскарады устраивают на втором этаже. Туда приходят, от наследного царевича и августейших внуков и до простых людей. Лица у всех закрыты, все наряжены, кто как иностранец, кто как заморский дикарь. Собираются как стемнеет и всю ночь разгуливают по большому залу. В зале в разных местах устроены небольшие уютные комнатки, где торгуют вином и сладостями. Дом обычно пустует, для охраны правительство выставляет караул из солдат. Кто ходит на маскарады, платят ежемесячно по пять рублей серебром. Деньги идут на расходы по дому. Для чего так делается, неизвестно, но даже те, кто идет на маскарад просто посмотреть, должны закрывать лицо и изменить наружность. Кодаю говорит, что и он, когда ходил туда, всегда одевался в японскую одежду.

Не для того ли прячут лицо, изменяют наружность и даже изменяют голос, чтобы, не будучи узнанным, высказаться о плохих и хороших поступках должностных лиц, об удачах и недостатках в управлении страной, или же, не зная человека, услышать его толки об этом, чтобы исправлять упущения и быть осторожным в своих поступках?

Весной и зимой императрица ездит в Царское Село полюбоваться снегом. Ездят туда царица и прочие на санях. В сани императрицы впрягается двадцать лошадей. Сопровождают ее десять вельмож и десять придворных дам. Все едут на небольших санях, стоя с обеих сторон по десять человек, Их сани следуют за санями императрицы, к которым их привязывают двумя большими алыми веревками. Кузов у саней императрицы впереди вырезан, а сзади устроено сиденье. Весь он обит бархатом. Сани с кузовом имеют в длину около двух саженей, а в ширину четыре с лишним аршина, а сани свиты – около трех аршин и сделаны так, чтобы можно было только сидеть. Императрица в собольей шубе, в таких же рукавицах и в шляпе, которая сделана как бы из наложенных одна на другую лент.

 

 

Пища, напитки, табак

 

Обычной пищей и для благородных, и для простых людей является хлеб из муги. Рис не растет, поэтому его не едят. Говядина считается лучшим кушаньем, за ней идет свинина, козлятина (горный козел, яги, из семейства овец), мясо дикой утки, дикого гуся, курицы, индейки, едят также рыбу.

Из овощей редька, репа, морковь., Летом много огурцов (когда в Мацумаэ угощали чужеземного посланника и, нарезав огурцы, положили их на большое блюдо и подали, посыпав солью, он очень обрадовался и много ел), гороха, а также карутоуфу (по‑японски дзягатараимо, или госёимо), делают также нечто вроде нашего кудзуко. Салат выращивают в горшках и подают на стол благородным людям.

Утром едят хлеб и пьют кофе. Кофе это плоды дерева, похожие формой на бобы, поджаривают, толкут в ступке, заваривают кипятком и пьют с сахаром и молоком. Ввозят в основном из Турции. Постоянно пьют чай, его привозят из Турции и Китая. Его кладут в серебряный сосуд с носиком и заваривают, заливая кипятком, и пьют, часто добавляя сахар и молоко. Простой люд сушит земляничный лист и использует вместо чая. Чай стоит от 1 до 5 рублей серебром за 1 фунт. Завтракают обычно около полудня, перед завтраком обязательно пьют вино. Закусок бывает несколько видов. Едят сласти в сахаре или в меду, вяленую и соленую рыбу, соленую икру с перцем. Напитки все спиртные. Среди них хорошим считается вино "пунш", ввозимое из Франции, называют также "французской водкой". Это вино настолько крепкое, что если пить в чистом виде, то все во рту обжигает. Поэтому его смешивают с теплой водой: восемь частей воды на две части пунша, и пьют, добавляя сахар. Пьют также и виноградные вина. Их тоже ввозят из‑за границы.

У благородных людей обычно подается от семи‑восьми до четырнадцати‑пятнадцати блюд, а если приглашены гости или в праздник количество блюд доходит до нескольких десятков. Мясо режут большими кусками, а птицу – куры, утки и т. д. – жарят или варят только целиком. У них нет ни сёю, ни мисо, поэтому все, что варится или жарится, солят. Тем не менее готовят пищу очень красиво, и вкус у нее отменный. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается внутрь виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

Стол на четыре человека размером 6 сяку, бывают и меньше и больше. Его застилают белым полотном с узорами и гербами, а простые люди – белой тканью. Вокруг стола ставят сиденья. Перед едой моют руки, полощут рот и усаживаются за стол. Перед каждым человеком стоят одна на другой две тарелки, одна мелкая, другая глубокая, 7‑8 сунов. Перед каждым кладут хлеба ржаного и пшеничного по одной штуке, величиной вроде мандзю. Сверху кладется тяпута, вроде небольшого полотенца из белого полотна в 2 сяку 4‑5 сунов, оно укладывается в форме небольшого ромба. У тарелок лежат: вдоль – нож, справа – ложка, слева – вилка, затем в ряд бокалы. Уксус, растительное масло, соль, перец, сливочное масло аккуратно ставят в отдельной посуде в центре стола. Посуда большей частью серебряная или фарфоровая.

Мясо и зажаренную целиком птицу подают в переполненных мисках. Повседневно мясо и овощи распределяет жена или кто‑нибудь из детей поровну по количеству обедающих. Если приглашены гости, то пищу делит сын хозяина или самый молодой из присутствующих за столом.

Сев за стол, берут с тарелок ножи, ложки и вилки, разворачивают салфетку и, засунув один ее конец за воротник, опускают на грудь и колени. Женщины прикрепляют салфетку около воротника иголкой. Это для того, чтобы не запачкать одежду и вытирать о салфетку руки.

Затем, начиная с сидящего на главном месте, все подают верхнюю тарелку и получает мясо и овощи, режет ножом, чтобы было удобно есть, сдабривает по вкусу солью, перцем или растительным маслом и ест. Съев одно блюдо, отрезает другое, сколько бы блюд ни было. После каждого блюда прислуживающий моет и вытирает тарелки. В это время мясо берут на оставшуюся нижнюю тарелку, так их попеременно моют. Супы подают в глубокой тарелке.

Суп наливают в медную кастрюлю и ставят на такую штуку вроде хибати, в которую кладется вата, пропитанная спиртом, поджигают и варят. Затем его переливают в супницу и подают на стол. По тарелкам суп разливается ложкой и едят его ложками. Пользуются спиртовым огнем потому, что для защиты от морозов дома сделаны непроницаемыми, и если бы в них пользовались огнем, дающим хотя бы немного дыма, то все помещение было бы заполнено дымом, и вытерпеть это было бы невозможно.

Во время обеда всех несколько раз обносят вином.

Порядок кушаний в обычные дни: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого – залитые молоком круглые колобки, приготовленные из теста, замешанного, как клейстер. Вслед за этим жареного гуся и в заключение едят жидкую кашу. Наконец подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из‑за стола.

После обеда и благородные и простые люди ложатся на час поспать.

Во время званых обедов у благородных людей играет музыка, а после обеда бывают танцы.

У простого народа обед состоит из одного блюда – из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, с солью, на закуску к вину. Это вино называется пива, оно готовится из муги. Посуда из оловянных или деревянных мисок, а ложки из меди или дерева. Говядина это повседневная пища как в верхах, так и в низах, и поэтому каждый день там забивают великое множество: говядина из бычьего мяса, коров не бьют, потому что они приносят телят и дают молоко. Туда приезжает много торговцев скотом. В богатых домах разводят коров, овец, коз, уток и гусей. Однако в столице птицу и скот, выращиваемых в собственном хозяйстве, не бьют у себя; там есть места, где занимаются убоем. Туда отправляют на убой, за плату в 12 копеек, независимо от разновидности животного. В столице все стоит очень дорого, но достать можно все что угодно, и поэтому продукты питания очень хорошие. Пуд говядины стоит 450‑500 копеек, а в Сибири – не дороже 70‑80 копеек. Пуд муки в столице стоит 250 копеек, в Сибири – 19‑20 копеек. Вообще в столице все товары дороже в несколько раз.

Вина имеются разных видов. Как делается виноградное вино, неизвестно. Как готовится в столице спирт, Кодаю тоже не знает, а в Тигиле, Камчатске, Большерецкой и в Петрогавани готовят так. Летом срезают растение, которое называется капусу (капуста), мелко рубят и высушивают. Отдельно берут ржаную муку и замешивают на воде. В бочонок в 4 то кладут слой сухой капусты, потом ‑ слой замешанной муки, затем слой капусты, и так доверху. Потом ставят бочонок в теплое место, где он стоит 4‑5 суток. Когда содержимое станет кислым, его перекладывают в котел и ставят на жаровню парить. Котел имеет форму глубокой бочки с дыркой боку, в которую вставляют черпак из меди с ручкой в виде трубки. Снаружи к ее концу присоединяют медную трубка длиной около 6 сяку, которая идет до бочонка. На котел сверху ставят сосуд вроде миски с острым выступающим вниз дном с холодной водой. На огне смесь в котле начинает парить, пар поднимается к выступающему дну сосуда с холодной водой, охлаждается и с острия капает в черпак, а из него по трубкам стекает в бочонок. Если котлов несколько, все стекает в один бочонок. Этот напиток называется вино, оно крепкое и приятное на вкус.

Есть и другие способы приготовления: с добавлением кедровых орехов, цветов розы, гвоздики и т. д., но точно Кодаю не знает. В столице трубка, присоединяемая к полой ручке черпака, имеет форму свернувшейся кольцами змеи. Вино, полученное с ее помощью, отличается особой крепостью.

Видимо, это упрощенный перегонный котел, а свернутая кольцами трубка по‑голландски называется суранга, что значит "змея", так названа, потому что по форме похожа на свернувшуюся змею. Эту трубку кладут в бочонок так, чтобы ее верхний и нижний концы выступали из бочонка, а дабы не протекала вода, заделывают паклей. Бочонок наполняется холодной водой. Капли сгустившегося пара из котла поступают в верхний конец змееобразной трубки и, протекая по ней до нижнего конца, водка, полученная из пара, проходит через холодную воду и охлаждается. Таким образом, после выхода из трубки водка уже не испаряется и сохраняет хороший вкус и большую крепость. В Голландии при приготовлении ароматических веществ путем перегонки обязательно пользуются такой змееобразной трубкой. Если змееобразную трубку не пропускать через холодную воду, это не даст никакого результата. По‑видимому, Кодаю видел аппарат, но не видел, как им пользуются.

Вино под названием "пиво", которое пьют бедные люди, походит на наше добуроку. В котле в 1 то снизу приделан кран. На дно кладут сушенные листья вьющегося растения (название неизвестно), затем на восемь десятых котла ‑ замешанная на воде мука с примесью листьев и плотно прижимается. Сверху наливается вода, котел ставят на печку на сутки, вынимают, открывают краник и собирают вытекающую жидкость. Сначала она имеет цвет чая и сладкая на вкус, потом окраска и вкус становятся слабее. Если к нему добавить цветов вьющегося растения, оно становится более крепким, и можно сильно опьянеть. Люди из низших слоев варят его очень много в праздники и прочие радостные дни.

Есть вино, называемое "французская водка". Привозят из Франции, такая крепкая, что если взять в чистом виде в рот, то кожа во рту обжигается и отстает. Поэтому ее пьют разведенной в теплой воде и добавив по вкусу сахар. Если в эту водку опустить насекомое, рыбу или другое живое существо, то цвет не меняется, и не портится десятки лет.

Уксус делается так: вино разводят водой, добавляют белую сливу и сахар и ставят на несколько суток в печь. В столице вместо часто уксуса используют сок померанца.

Хлеб из пшеницы называется буука, а из ржаной муки – хирэба. Муку замешивают на воде и через несколько суток, когда появится кислый вкус, немного этой закисшей жижи добавляют в отдельно замешанную на воде муку, перемешивают и делают шары размером с кулак, кладутся в печь и запекают. Хлеб это обычная пища в России, как у нас рис. Поэтому муки там потребляется огромное количество. Мелют муку, где много проточных вод, на водяных мельницах, а где воды мало – на ветряных. Водяные мельницы не отличаются от наших. Ветряные мельницы очень большие, крылья имеют четыре ‑ шесть лопастей. Но в безветренную погоду они не могут работать, и водяные мельницы гораздо удобнее.

Сахар. В самой России сахар белый и чистый, как снег; бывают малые куски весом в 500 моммэ и большие весом в 2 кана 500 моммэ. Поскольку климат в России весьма холодный, сахар там не производится, а в большом количестве ввозится из Франции, Англии, Турции и Германии. Он такого качества, как наш дэдзимасато: сначала он имеет желтовато‑коричневый цвет, затем его перетапливают на медной сковороде, очищают от загрязняющих частиц, потом выливают в медный сосуд, широкий вверху и суживающийся книзу, где он остывая, затвердевает. Эти куски сахара имеют форму сосуда, в котором затвердели. Их колют и едят. Такой сахар несколько менее сладок. Сахар‑леденец ввозится из Китая, но особого спроса не имеет.

Сосуд, упоминаемый выше, это, по‑видимому, гарю для изготовления белого сахара, но только из меди. В его дне должно быть отверстие: вероятно, Кодаю не видел всех подробностей.

Масло

Масло называется ботору. В России им пользуются повседневно, как у нас кацуобуси, обычно добавляя для вкуса в пищу. Делают его так. Надоят молока, сольют в кадушку и начинают безостановочно мешать длинной деревянной лопаточкой, и по прошествии часа там начинает сгущаться желтое масло. В продаже оно с добавлением соли: от соли масло скорее сбивается, чем экономится труд, и не портится от времени.

Табак

Табак и в России называется табако. Он растет в России и ввозится в большом количестве из других стран. Его очень любят и в верхах, и в низах. Самым лучшим считается привозимый из Турции. Головка трубок делается из камня и обтягивается кожей, чубук – из просверленного дерева, мундштуки бывают и роговые и деревянные. Бывают также трубки, целиком сделанные из латуни или глиняные. Дикари на островах делают трубки из дерева. Кисет представляет собой мешочек из материи; никаких специальных приборов вроде табакобон нет. Прикуривают от горящей на столе свечи. Пепельница представляет собой латунный горшок, в который насыпана жженая известь, и ставится под стол.

Есть еще так называемый порошок – измельченные в порошок листья табака с каким‑то снадобьем. Если такого порошка положить немного в ноздри и вдохнуть, то делается хорошее настроение, проходит тоска, чихаешь, а сон прогоняет лучше, чем курительный. Хранят его в очень красивых золотых и серебряных коробочках с драгоценными камнями. Простонародье делает их из тонкого железа и покрывает чёрным лаком. Иногда отделывают китовым усом. И в верхах и в низах их всегда носят за поясом. Табакерка, которую пожаловала Кодаю императрица, сделана на заказ французским мастером и стоит 850 рублей серебром.

Соль

Всю соль добывают в горах, она мелкая и очень высокого качества. На Камчатке, в Тигиле, Ижиге и Охотске используют морскую соль, но она хуже. Много каменной соли добывают также в Иркутске. Ее, как снег, выдувает в горах из‑под скал. Там есть чиновник, ведающий солью, в чине капитана, у него в подчинении 14 ‑ 15 человек. Соль собирают, упаковывают в кожаные мешки и увозят в разные места. Все ближайшие к Иркутску провинции пользуются этой солью. Она стоит 1½ мона за фунт.

В Иркутске есть лавки, где продают мясо птицы и зверей, овощи, рыбу и т. д. Хлеб, ветчину и прочие продукты, которые можно есть сразу, укладывают в ящик, ставят его на голову и ходят продают их. Женщины тоже занимаются торговлей. Есть так называемые харчевни, которые походят на косикакэдзян, а в некоторых местах продают также муку и овощи. Лавки, где продается мука, называются хирэбаной рафука, это нечто вроде наших рисовых лавок. Мануфактурные лавки называются гохитиной рафука (гостиная лавка), где торгуют рыбой, – рэбаной рафука (рыбная лавка). Иногда рыбу продают вразнос, носят на голове и кричат: "рэба, рэба!" Копченое и соленое мясо кладут в ящики и кричат: "Мяссу, мяссу!" Цветы в горшках ставят на доски и кричат: "Цуетука, цуетука!", а овощи разносят в корзинах и кричат: "Тарава, тарава!" Разогретый мед наливают в бочонки, несут на плече и продают, крича: "Мёто, мёто!". Там его пьют, как у нас сладкое сакэ. Торгуя коровьим молоком, кричат: "Мороко, мороко!" Им часто торгуют женщины, наливают в небольшие кадочки, которые вешают на концы тонкого деревянного коромысла, впереди и сзади, коромысло тонкое и гибкое, и плечу не больно. Если позвать купца, то отвечают: "Комонада?" (кому надо). Это соответствует нашему выражению: "Что вам угодно?"

 

Транспорт

 

Сори называются сани, это приспособление для езды по льду и снегу. Бывают и большие, и маленькие. Обычно в длину 6‑7 сяку, в ширину 4‑5 сяку. По бокам два деревянных бруса с загнутыми вверх передними концами, соединенные поперечинами, а вокруг делаются перила. Снизу вставлены полосы железа, которые выступают из дерева. Они врезаются в лед и снег, и и можно не опасаться, что сани перевернутся. К поперечинам боковых перил поперек саней прикреплены ветки лозы, переплетенные в середине, они упругие, и груз лежит покойно. Если бы не это, при быстром движении саней и тряске мог бы пострадать.

Сбоку перил прикреплены оглобли, в которых впрягают лошадей, четыре‑пять по две в ряд, а где плохая дорога, запрягают двадцать и больше коней. Когда много коней, один ямщик сидит верхом на передней лошади, один на средней и один на передке саней с вожжами в руках.

В Сибири в некоторых местах запрягают в сани собак и орэн (разновидность оленей).

Езда на санях очень быстрая, в день можно проехать более ста верст. Для путешественников на санях делается так называемая кибитка, в которую и усаживаются. Бывают маленькие сани для одного человека, их везет много собак.

В "Цян лун юйчжи цзи" читаем: "Фала похожа на телегу без колес или на скамью без ножек. Сиденье закрыто, как ниша. Для управления лошадьми пользуются веревками. На фала удобно ездить по льду и снегу. В просторечье она называется бали. Низ у нее походит на плуг, но ровный". Это и есть сани.

О езде на собаках в "Дамин итун чжи" говорится; "Повозка для езды на собаках походит на лодку, везут ее несколько десятков собак. На ней ездят и перевозят почту".

Кибитка это разновидность коси. Длина – 6 сяку, ширина – более 3 сяку. В задней части устроен домик, из тонких досок, обтянутых кожей. Обычно снаружи черная кожа, внутри – красная. А дно полукруглое, как расколотый вдоль бамбук. Она ставится на сани, на дно укладывается багаж, который сверху покрывается одеялом. Если идет дождь, то закрывается кожаным покровом. Сделано, чтобы путники могли спать, бодрствовать и питаться в кибитке. В задней части домика устроено место для пищи, а впереди – такие продукты, как чай, вино, сахар и т. п. Слуги сидят на скамейках справа и слева. В углу кибитки есть отверстие, через которое можно отправлять как малую, так и большую нужду.

Коси называется "карета". Это повозка на четырех колесах, передние колеса меньше. С боков ‑ двери для входа и выхода. В ней может поместиться четыре‑пять человек. Внутри ‑ два сиденья. В четырехугольные окна вставлено стекло. Карета снаружи вся обтянута кожей и покрыта синим масляным лаком, а внутри обита сукном или бархатом. Под ней на оси кладут один на другой двенадцать листов закаленного железа высотой около 1 сяку, и туго затягивают толстыми кожаными ремнями. На них ставится короб кареты, благодаря чему в карете всегда покойно. Если бы короб кареты ставился прямо на оси, то от тряски колес сразу могло бы укачать.

Ямщик сидит на сиденье впереди кареты и держит вожжи. Слуги едут сзади короба кареты и держатся за веревку, свешивающуюся с крыши кареты. Количество лошадей ‑ от 4 до 6, в зависимости от ранга чиновника. На боковых стенках кареты в качестве метки пишутся начальные буквы фамилии и имени.

 

Суда

Морские суда бывают самые разные по форме и размеру. Материалом для судов служит только сосна. По сравнению с нашими морскими судами они не так удобны и не такие быстрые. И похоже, что управляют ими менее искусно.

Речные суда имеют в длину около семи кэнов, в ширину два с лишним кэна. Над лодкой устроена крыша от борта до борта из коры лиственницы. Весла – одно на корме, два в носовой части. Управляют три матроса. Есть лодки, выдолбленные из большого дерева. Длина их около пяти кэнов, ширина – три с лишним сяку. В лодку вмещается семь‑восемь человек. Ими пользуются на Камчатке. Управляют два матроса.

В "Цяньлун юйчжи цзи" говорится: "Вэйху это судно, выдолбленное из большого дерева. Борта прямые, а дно круглое. Нос острый, корма тупая. В больших вмещается пять‑шесть человек, на небольших – два‑три человека. Весло деревянное, лопасти делаются на обоих концах. Гребет один человек то справа, то слева, и несется так быстро, как будто летит". Очевидно, здесь говорится о такой лодке.

Есть кожаные лодки, называются майдарука (байдарка). Длина около двух кэнов, ширина три с лишним сяку. Делается деревянный каркас, на него натягивается мешок, сшитый из шкур коровы, лошади или сивуча. В середине сделано круглое отверстие, чтобы сидеть внутри до пояса, берут двухлопастное весло и плывут, гребя справа и слева. Чтобы внутрь не попала вода, шкура стягивается вокруг пояса, как края кошелька. Ими пользуются дикари в районе Амчитки при охоте на морского зверя. Помещается в них по одному человеку. Поскольку остов собирается из тонких кусков дерева и обтянут кожей, она очень легкая; задевая о скалы, не ломается, а на суше может перенести один человек. Это очень удобная лодка. Шлюпки на морских кораблях тоже делаются из кожи. Длина три с лишним кэна, ширина – больше одного кэна. Остов деревянный, кожей обтянута до бортов и для прочности прокалена железом. По воде несется легко и очень быстро.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: